Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 апреля 2016 г. N Г 273-04/2016
Резолютивная часть решения оглашена 22.04.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рифарм М" (г.Москва) (далее - ООО "Рифарм М", заявитель, Общество) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку лекарственных средств для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" (N закупки 0128200000116001516).
21.04.2016 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 22.04.2016.
21.04.2016 на заседании Комиссии присутствовал представитель уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области .
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствие его представителя.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Рифарм М" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку лекарственных средств для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" (N закупки 0128200000116001516).
Заявитель в своей жалобе указал, что аукционная комиссия неправомерно не допустила его заявку к участию в электронном аукционе, по следующей причине: приложение к информационной карте (таблица 1), подпункт "б" пункта 2 части 13.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе по позиции 14 (показатели товара не соответствуют (лекарственная форма)).
ООО "Рифарм М" утверждает, что Общество оформило заявку в соответствии с требованием документации об электронном аукционе и подпунктом "б" пункта 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а именно предоставило подробное описание поставляемого товара, его технических и эксплуатационных характеристик, позволяющих определить соответствие поставляемого товара потребностям заказчика и достоверность сведений о технических характеристиках поставляемого товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере и объеме поставляемого товара.
В приложении к информационной карте по позиции 14 заказчиком установлено следующее.
Международное непатентованное название или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Форма выпуска |
Единица измерения товара |
Коли чество товара |
Омепразол |
капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы) |
20мг |
не менее 30 шт. упаковки ячейковые, пачки картонные |
упаковка |
100 |
Так как препарат указан по международному непатентованному наименованию (далее - МНН) участник закупки, на основании технического задания документации, имеет возможность поставки эквивалента указанному лекарственному препарату с определенными параметрами эквивалентности.
При этом, по позиции 14 в лекарственной форме указано, что в регистрационном удостоверении лекарственная форма выпуска зарегистрирована как "капсулы", то есть заказчик указывает на соответствие лекарственного препарата в форме выпуска "капсулы" соответствующим "капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы)", как указанно в приложении к информационной карте.
В связи с чем, по данной позиции ООО "Рифарм М" предложен следующий товар со следующими характеристиками.
МНН |
Торговое наименование |
Форма выпуска, дозировка, количество в потребительской упаковке |
Единица измерения товара |
Количество товара |
Страна происхождения |
Омепразол |
Омепразол |
Капсулы 20 мг, 10 шт. - упаковки ячейковые контурные (3) - пачки картонные |
упак |
100 |
Россия |
В соответствии со статьей 33 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" все зарегистрированные на территории Российской Федерации лекарственные средства заносятся в государственный реестр лекарственных средств.
В этой связи, если лекарственное средство зарегистрировано в государственном реестре лекарственных средств под соответствующим МНН, его качественные и технические характеристики совпадают с размещенной заказчиком потребностью, и данное лекарственное средство соответствует потребности по признакам эквивалентности (основное действующее вещество, единица массы объема степень безопасности, форма выпуска, количество товара), заказчик, аукционная комиссия не вправе отказать участнику в допуске на участие в электронном аукционе.
Заявитель утверждает, что ООО "Рифарм М" предложены характеристики необходимого лекарственного средства в точном соответствии с Государственным реестром лекарственных средств, и Государственным реестром предельных отпускных цен производителей, так как данный препарат входит в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации или несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
Таким образом, по мнению заявителя, его первая часть заявки отклонена неправомерно.
В обоснование правомерности действий комиссии представитель департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области пояснил следующее.
При проведении электронного аукциона, согласно части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается до участия в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2016 заявителю отказано в допуске в соответствии с приложением к информационной карте таблица 1, пунктом "б" пункта 2 части 13.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пунктом 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе по позиции 14 (показатели товара не соответствуют (лекарственная форма)).
В таблице 1 приложения к информационной карте по пункту 14 "Омепразол" установлена лекарственная форма - капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы). В первой части заявки ООО "Рифарм М" указано - капсулы.
Таким образом, заявителем указаны показатели товара не в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе.
В своем мотивированном отзыве заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" указал, что полностью поддерживает позицию департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области и дополнил следующее.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок при закупке лекарственных средств, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе в сфере закупок (осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний) вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств.
Описание объекта закупки носит объективный характер и определено потребностью лечебного учреждения.
В связи с тем, что аналогичные (по международному непатентованному наименованию "Омепразол") лекарственные препараты разных производителей, таких как ЗАО "Северная звезда" Россия, ОАО "Синтез" Россия, ООО "Озон" Россия и другие, имеют лекарственную форму выпуска капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы), заказчик не ограничил количество участников закупки, указав данную лекарственную форму.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается к участию электронного аукциона в случае несоответствия информации, предусмотренной части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок, требованиям документации о таком аукционе.
На основании подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе в сфере закупок первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2016 аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в электронном аукционе ООО "Рифарм М" по следующему основанию: приложение к информационной карте таблица 1, пункт "б" пункта 2 части 13.2 инструкции участникам закупок документации об электронном аукционе, пункт 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок - несоответствие информации требованиям документации об электронном аукционе по позиции 14 (показатели товара не соответствуют (лекарственная форма)).
В соответствии с пунктом 37 информационной карты документации об электронном аукционе "Описание объекта закупки" в соответствии с приложением N2 к информационной карте.
В пункте 14 таблицы 1 "Показатели товара (поставка лекарственных средств)" приложения к информационной карте заказчиком установлены следующие показатели.
Международное непатентованное название или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями |
Лекарственная форма |
Дозировка |
Форма выпуска |
Единица измерения товара |
Коли чество товара |
Омепразол |
капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы) |
20мг |
не менее 30 шт. упаковки ячейковые, пачки картонные |
упаковка |
100 |
Таким образом, в пункте 14 установлено требование к лекарственной форме лекарственного средства - капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы).
Комиссия установила, что в первой части заявки ООО "Рифарм М" по данному пункту указана иная лекарственная форма - капсулы, которая не соответствует требованиям документации об электронном аукционе.
Следовательно, указанный заявителем показатель товара (лекарственная форма - капсулы) не соответствует значению (лекарственной форме - капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы), установленному заказчиком.
Таким образом, аукционная комиссия, действуя в пределах своих полномочий в рамках статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, правомерно отказала заявителю в допуске к участию в электронном аукционе, по основаниям указанным в протоколе рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 30.03.2016.
Вместе с тем, по результатам проведения внеплановой проверки, Комиссией выявлены следующее нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункта 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями
По мнению Комиссии, для соблюдения требований статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в части описания объекта закупки, заказчик обязан указывать объективные требования к участникам закупки в документации об электронном аукционе.
Требование заказчика к лекарственной форме лекарственного средства "Омепразол" - капсулы кишечнорастворимые (в РУ - капсулы) носит неоднозначный, неопределенный характер, вследствие чего, ввело аукционную комиссию в заблуждение, что выразилось в отказе заявке заявителя в допуске к участию в электронном аукционе.
Комиссия пришла к выводу, что заказчик ненадлежащим образом составил описание объекта закупки.
При описании объекта закупки заказчиком не использовались показатели, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Следовательно, рассматриваемая документация о таком аукционе требует необходимых изменений в целях исключения возможности нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Рифарм М" на действия комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на закупку лекарственных средств для нужд государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной госпиталь для ветеранов войн" (N закупки 0128200000116001516) необоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 22 апреля 2016 г. N Г 273-04/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016