Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 апреля 2016 г. N 44/2016
В соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) Инспекцией Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Инспекция) в составе:
руководителя Инспекции:
заместителя руководителя управления - начальника отдела;
членов Инспекции:
заместителя начальника отдела,
главного специалиста - эксперта,
ведущего специалиста - эксперта;
ведущего специалиста-эксперта,
проведена внеплановая проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" (далее - ГБУЗ ВО "ОКОД", заказчик) при проведении запроса котировок на закупку лекарственного средства с МНН "Гемцитабин" для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД" (извещение N 01328200001716000025).
Основанием для проведения проверки послужило обращение Индивидуального предпринимателя Локайчука А.А.
В результате внеплановой проверки Инспекция
УСТАНОВИЛА:
Из обращения ИП Локайчука А.А. следует, что в соответствии с извещением N 0328200001716000025 от 25.06.2016 года о проведении запроса котировок на поставку лекарственного средства (Гемцитабин) для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД", заказчик закупает лекарственное средство с МНН Гемцитабин: лиофилизат для приготовления раствора для инфузии 200 мг., флаконы, пачки картоны - 70 уп., лиофилизат для приготовления раствора для инфузии 1400 мг., флаконы, пачки картоны - 70 уп.
Указанные дозировки соответствуют лекарственным средствам с торговым наименованием "Гемита", помимо дозировок 200 мг., 1000 мг., лекарственное средство "Гемита" выпускается в так называемой "экскюзивной" дозировке 1400 мг.
Других лекарственных средств с МНН "Гемцитабин" с дозировкой 1400 мг., в реестре лекарственных средств не зарегистрировано. Заказчик, устанавливая "эксклюзивную" дозировку лекарственного средства, и отклоняя другие взаимозаменяемые лекарственные средства, ограничивает добросовестную конкуренцию при проведении торгов.
В соответствии со статьей 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными.
Таким образом, в связи с тем, что указанное средство относится в ЖВЛС и регулируется указанным реестром и в данной дозировке является эксклюзивом. Иных лекарственных средств в данное дозировке в настоящее время не представлено.
В соответствии с абзацем 1 части 2 Постановления Правительства РФ от 17 октября 2013 года N 929 "Об установлении предельного значения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), при превышении которого не могут быть предметом одного контракта (одного лота) лекарственные средства с различными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями" устанавливается предельное значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в размере 1 тыс. рублей, если предметом одного контракта (одного лота) наряду с иным лекарственным средством (иными лекарственными средствами) является поставка следующих лекарственных средств: лекарственное средство с международным непатентованным наименованием (при отсутствии такого наименования - с химическим, группировочным наименованием), в рамках которого отсутствуют зарегистрированные в установленном порядке аналогичные по лекарственной форме и дозировке лекарственные средства. Таким образом, данный препарат должен быть выделен в отдельный лот.
На основании изложенного и статьи 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заявитель просит приостановить процедуру размещения заказа по извещению N 0328200001716000025 от 26.02.2016 года о проведении запроса котировок на поставку лекарственного средства Гемцитабин для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД" и провести внеплановую проверку указанной закупки.
Инспекция Владимирского УФАС России по проведению внеплановых проверок, изучив представленные документы, пришла к следующим выводам.
В силу положений части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части заключения контракта до рассмотрения по существу жалобы, поданной в соответствии с положениями статьи 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок участниками закупки, а также осуществляющим общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц.
В иных случаях процедура приостановления определения поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена. В силу изложенного у Инспекции отсутствуют правовые основания для приостановления определения (подрядчика, исполнителя) по указанной закупке.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара.
При формировании извещения о проведении запроса котировок заказчик руководствовался объективными потребностями и спецификой организации лечебно-диагностического процесса в учреждении, а также принципами законности и целесообразности в целях защиты медицинского персонала и соблюдения требований трудового и санитарно-диагностического законодательства Российской Федерации.
Лекарственный препарат "Гемцитабин" относится к группе цитостатических противоопухолевых препаратов, используемых при лечении злокачественных новообразования поджелудочной железы, молочной железы, яичников, легких. Цитостатические препараты - это, прежде всего, токсические вещества, которые необходимо вводить внутривенно, предварительно подготовив растворы для внутривенной инфузии.
В частности требование к дозировке Гемцитабина установлено в соответствии с режимами химиотерапии, применяемыми для лечения конкретных онкологических больных, подразумевающих разовое введение 1600 мг или 1800 мг Гемцитабина, то есть заказчиком в предмет закупки включены лекарственные препараты, в частности, которые могут быть применены одномоментно или последовательно, которые в общей совокупности должны быть в наличии к моменту начала оказания специализированной медицинской помощи любому пациенту учреждения, для лечения которого избран соответствующий вид медицинского вмешательства.
Поскольку, производителями лекарственного препарата с МНН "Гемцитабин" выпускаются препараты с дозировками 200 мг, 1000 мг, 1400 мг и 1500 мг, то для проведения однократного введения пациенту необходимо использовать 8-9 флаконов (дозировкой 200 мг), или 1 флакон (дозировкой 1400 мг) плюс 1 или 2 флакона (дозировкой 200 мг).
Руководствуясь необходимостью снижения риска микробной контаминации, а также снижения ингаляционного токсического эффекта от разведения препарата на персонал и больного, а также финансово-экономической целесообразностью, закупка сформирована с максимально рациональной дозировке.
Кроме того, определяя потребность в лекарственных препаратах, выбирая форму их выпуска и дозировку, лечебному учреждению приходится принимать во внимание и количество отходов (использованных игл, шприцов, флаконов и ампул), которые приходится утилизировать. Неразумный выбор дозировки (увеличение в связи с этим медицинских отходов класса Г) приводит к увеличению материальных затрат учреждения в несколько раз.
Размещение в извещении о проведении запроса котировок лекарственного препарата с одним МНН и разными дозировками не может рассматриваться как положение, приводящее к ограничению, недопущению или устранению конкуренции при проведении торгов.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок в случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями и торговыми наименованиями.
Заказчиком закупался лекарственный препарат по одному международному непатентованному наименованию "Гемцитабин". Лекарственные средства с иными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными в указанном запросе котировок отсутствовали.
Таким образом, изучив извещение о проведении запроса котировок на закупку лекарственного средства с МНН "Гемцитабин" для нужд ГБУЗ ВО "ОКОД" (извещение N 01328200001716000025) Инспекция установила, что при описании объекта закупки заказчиком использовались показатели и требования в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
При этом, законодательством о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрена необходимость установления заказчиками таких требований к закупаемым товарам, которым бы удовлетворяла продукция всех существующих производителей данного товара.
Также в заявителем не представлены объективные, неоспоримые документарные доказательства, что требования технического задания к поставляемому лекарственному средству влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Кроме того, доказательством отсутствия ограничений количества участников закупки, при проведении указанного запроса котировок служит и тот факт, что в запросе котировок приняли участие двое поставщиков (ООО "ФК ФАРМЕДАСС", АО "Р-Фарм"). Обе заявки признаны соответствующими действующему законодательству. Начальная (максимальная) цена контракта сформирована путем получения коммерческих предложений от трех потенциальных участников торгов (АО "Р-Фарм", ООО "Фармахан", ООО "МедГазФарм").
Таким образом, возможность поставить в учреждение лекарственное средство "Гемцитабин" в дозировке 1400 мг и 200 мг одновременно имели как минимум четыре организации, а само лекарственное средство свободно обращается на рынке.
В силу статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при анализе рассматриваемого извещения о проведении запроса котировок положений, нарушающих требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не установлено.
По результатам проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок Инспекция Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать действия заказчика государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областной клинический онкологический диспансер" соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Руководитель Инспекции:
Члены Инспекции:
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в сроки, установленные действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 20 апреля 2016 г. N 44/2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016