Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 ноября 2016 г.
Резолютивная часть оглашена 17.11.2016
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии:
<_>
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Технологии и Машины" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (N0128200000116010315), в присутствии представителя заказчика - ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (далее - ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира", заказчик) <_> (доверенность от 15.11.2016 N 41), <_> (доверенность от 15.11.2016 N40); представителя заявителя ООО "Технологии и Машины" (далее - Общество, заявитель) <_> (решение от 18.12.2014).
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
10.11.2016 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Технологии и Машины" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (N0128200000116010315).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
Протоколом подведения итогов электронного аукциона N0128200000116010315 от 26.10.2016 г. ООО "Технологии и Машины" признано победителем с ценой контракта 810 000 рублей.
Общество считает, что в нарушение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, заказчик незаконно снизил предложенную цену контракта на 15 процентов, с 810 000 рублей до 688 500 рублей.
Также, заказчиком в проект контракта было включено дополнительное и существенное условие о том, что цена договора также устанавливается в соответствии с Приказом Минэкономразвития РФ от 25.03.2014 года N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
Также, заказчиком в нарушение части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок были даны ответы на протоколы разногласий без объяснений по аргументам, приведенным в протоколах разногласий.
На основании вышеизложенного, ООО "Технологии и Машины" считает, что указанные в настоящей жалобе действия Заказчика нарушают требования действующего законодательства.
В обосновании правомерности действий Заказчика представитель ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" заявил следующее.
Приказом главного врача ГБУЗ ВО "ГКБ N5 Г.Владимира" от 22.09.2016г. N 66а была утверждена документация об электронном аукционе на право заключить гражданское правовой договор бюджетного учреждения на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "ГКБ N5 Г.Владимира".
Извещение N 0128200000116010315 и аукционная документация о проведении указанного электронного аукциона были размещены 07.10.2016г. на сайте Единой информационной системы.
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 200 000 (Один миллион двести тысяч) рублей 00 коп.
Срок окончания приема заявок установлен 17.10.2016 года 09:00.
В силу части 5 пункта 7 статьи 63 Закона о контрактной системе в сфере закупок в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе в сфере закупок, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должны быть установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 "О условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных муниципальных нужд" (далее - Приказ N 155). настоящий приказ определяет условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранны государств, указанных в Приложении к данному приказу.
Согласно п. 3 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечени государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запрос котировок или запроса предложений участникам закупки, заявки на участие ил окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 настоящего приказа в случае наличия в составе заявок на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях документа, подтверждающего страну происхождения товара из государств - членов Евразийского экономического союза.
В силу пункта 7 Приказа N 155 при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Армения. Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
Согласно п. 8 Приказа N 155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3-7 настоящего приказа, не применяется в случаях, если:
а) в рамках одного конкурса (лота), одного аукциона (лота), одного запроса котировок, одного запроса предложений предполагается поставка товаров, только часть из которых включена в перечень товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
б) конкурс, аукцион, запрос котировок, запрос предложений признается не состоявшимся в случаях, указанных в частях 1 и 7 статьи 55, частях 1-3.1 статьи 71, частях 1 и 3 статьи 79, части 18 статьи 83, части 8 статьи 89, статье 92 Федерального закона;
в) в заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа;
г) в рамках одного аукциона (лота) предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник аукциона, признанный победителем, в своей заявке предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет более половины (более 50%) стоимости всех предложенных таким участником товаров;
д) в рамках одного конкурса (лота), запроса котировок или запроса предложений предполагается поставка товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, и участник конкурса, запроса котировок или запроса предложений в своей заявке, окончательном предложении предлагает к поставке товары, произведенные на территории государств - членов Евразийского экономического союза, и иностранного происхождения, при этом стоимость товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, составляет менее половины (менее 50%) стоимости все); предложенных таким участником товаров.
Список указанных случаев является закрытым.
Объектом данной закупки в соответствии с техническим заданием является компьютерная техника (Сервер).
Следовательно, закупка осуществляется с учетом положений Приказа Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии с данными нормами в документации об аукционе, а именно в пункте 52 Информационной карты электронного аукциона, а также в п. 35 Извещения на официальном сайте www.zakupki.gov.ru при проведении электронного аукциона N 0128200000116010315 уполномоченным органом, государственным заказчиком установлены требования в соответствии с условиями допуска товаров, установленными Приказом N 155.
Следовательно, принимая решение об участии в электронном аукционе, условиями документации которого предусмотрено предоставление преференций в порядке, установленном приказом Минэкономразвития России, участнику закупки необходимо учитывать наступление правовых последствий, предусмотренных для него пунктом 7 Приказа N 155.
Согласно протоколу подведения итогов N 0128200000116010315 от 26.10.2016г. победителем аукциона является Общество с ограниченной ответственностью "Технологии и машины" с предложенной ценой контракта 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей 00 коп.
При этом, согласно первой части заявки заявителя ООО "Технологии и машины" предложило к поставке товар Сервер Dell PowerEdge R730 страна происхождения - Польша.
Ввиду того, что одним из участников закупки (заявка с порядковым номером 5, ООО "ЛС Грейд") был представлен товар Российского происхождения, а в данном случае участник ООО "Технологии и машины" (победитель аукциона) предлагает товар, страной происхождения которого не является Российская Федерация, Республика Армения, Республика Беларусь и Республика Казахстан, цена контракта, предложенная участником, снижается на 15%.
Согласно п. 13 Приказа N 155, подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу перечне, является декларация участника закупки. В случае если заказчиком установлены требования в соответствии с абзацем 2 пункта 9 настоящего приказа, при этом участником закупки не представлена соответствующая информация, к такому участнику не применяются положения настоящего приказа.
Необходимо отметить, что заявитель добровольно принимал участие в электронном аукционе, выразил согласие на поставку компьютерной техники (Сервер) для нужд заказчика, на условиях, предусмотренных аукционной документацией. Таким образом, соизмерив свои возможности с потребностями заказчика, заявитель как участник закупки, подав заявку на участие в электронном аукционе, в полном объеме осознавал в каком именно объеме и на каких именно условиях ему будет необходимо осуществить поставку товара, являющегося предметом контракта.
Таким образом, действия Заказчика, направленные на снижение цены контракта на 15% являются правомерными.
Довод о нарушении Заказчиком положений части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок является несостоятельным, поскольку письма Заказчика "О размещении проекта договора" от 02.11.2016г. исх. N 01-26/3982 и от 07.11.2016г. иск N 01-26/4054 содержат сведения о причинах отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
На основании вышеизложенного, Заказчик просит признать жалобу необоснованной.
В письменных пояснениях уполномоченного органа указано следующее.
В соответствии с п.2.2.16 Порядка взаимодействия уполномоченного органа Владимирской области, осуществляющего полномочия на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с государственными заказчиками Владимирской области, государственными бюджетными учреждениями Владимирской области, муниципальными заказчиками, муниципальными бюджетными учреждениями и (или) уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями муниципальных образований", утвержденного постановлением Губернатора Владимирской области от 04.02.2014 N 58, заказчики самостоятельно в порядке и сроки, установленные Федеральным законом N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", осуществляют действия по заключению, изменению, расторжению контракта по итогам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Уполномоченный орган не обладает полномочиями по определению и изменению цены контракта.
Таким образом, нарушений законодательства со стороны уполномоченного органа при осуществлении данной закупки не допущено.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Извещение N 0128200000116010315 и аукционная документация о проведении указанного электронного аукциона были размещены 07.10.2016г. на сайте Единой электронной торговой площадки (ОАО "ЕЭТП").
Начальная максимальная цена контракта составляет 1 200 000 (Один миллион двести тысяч) рублей 00 коп.
Согласно протоколу подведения итогов N0128200000116010315 от 26.10.2016г. победителем аукциона является Общество с ограниченной ответственностью "Технологии и машины" с предложенной ценой контракта 810 000 (восемьсот десять тысяч) рублей 00 коп.
В силу части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлены запрет, ограничения в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено следующее: в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации положений части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе в сфере закупок утвержден Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 25.03.2014 N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ), который определяет порядок предоставления преференций при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса предложений.
Согласно пункту 3 Приказа, участникам закупки, заявки на участие или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров российского, белорусского и (или) казахстанского происхождения, предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере 15 процентов в порядке, предусмотренном пунктами 4 - 7 Приказа.
В силу пункта 7 названного Приказа, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 Приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из Республики Беларусь и Республики Казахстан, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
На участие в электронном аукционе на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (N0128200000116010315) было подано 4 заявки. Все заявки участников признаны соответствующими требованиям документации об электронном аукционе по первым и вторым частям.
Заявка с порядковым номером 5, ООО "ЛС Грейд" содержала предложение о поставке товара Российского происхождения, заявка заявителя - предложение о поставке Сервер Dell PowerEdge R730 страна происхождения - Польша.
В соответствии с пунктом 9 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 25 марта 2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 52 Информационной карты электронного аукциона ответственность за достоверность сведений о стране происхождения поставляемого товара, указанных в заявке на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
Таким образом, к Обществу правомерно применен пункт 7 Приказа путем снижения предложенной победителем электронного аукциона цены контракта на 15 процентов.
С учетом вышеизложенного, Заказчик, действуя в пределах своих полномочий, правомерно применил соответствующие нормы действующего законодательства при определении цены контракта для победителя рассматриваемого аукциона.
Согласно части 4 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.
Согласно части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 настоящей статьи протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона. При этом размещение в единой информационной системе заказчиком проекта контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона допускается при условии, что победитель такого аукциона разместил в единой информационной системе протокол разногласий в соответствии с частью 4 настоящей статьи не позднее чем в течение тринадцати дней с даты размещения в единой информационной системе протокола, указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона.
31.10.2016 г. и 02.11.2016 г. обществом были размещены протоколы разногласий по проекту контракта.
02.11.2016 г. и 07.11.2016 г. заказчиком были размещены повторно проект контракта и документ с указанием на причины отказа учесть содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя аукциона.
Проанализировав ответы заказчика на протоколы разногласий, Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок установила что, указанные ответы были размещены заказчиком в соответствии с требованиями части 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
В пункте 2.1 проекта договора, прилагаемого к документации об электронном аукционе, было указано, что цена договора устанавливается в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона и включает в себя цену поставляемого товара с учетом расходов на перевозку, разгрузку, монтаж, ввод в эксплуатацию, налогов и других обязательных платежей.
В пункте 2.1 проекта контракта, размещенного в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок, было указано, что цена договора устанавливается в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 26 ноября 2016 г. N0128200000116010315, а также Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 г. N 155 "Об условиях допуска товаров происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", и включает в себя цену поставляемого товара с учетом расходов на перевозку, разгрузку, монтаж, ввод в эксплуатацию, налогов и других обязательных платежей и составляет 688 500 рублей.
Таким образом, в нарушение требований части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик разместил в единой информационной системе без своей подписи измененный проект контракта, не соответствующий проекту контракта, прилагаемому к документации об электронном аукционе на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (N0128200000116010315), в части формулировки об установлении цены в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 N155.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Технологии и Машины" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на закупку товара "Сервер" для нужд ГБУЗ ВО "Городская клиническая больница N5 г.Владимира" (N0128200000116010315) по доводам, изложенным в ней, частично обоснованной, в части довода о включении заказчиком в проект контракта формулировки об установлении цены в соответствии с Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 N155.
2. Признать государственного заказчика нарушившим требования части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении государственного заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 17 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016