Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Пермблагоустройство" (далее - Заказчик), Управления муниципального заказа администрации г.Перми (далее - Уполномоченный орган) при проведении двухэтапного конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул.Карпинского от ул.Мира до шоссе Космонавтов (изв. N 0156300008716000050),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008716000050 Заказчиком, Уполномоченным органом проводился двухэтапный конкурс на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул.Карпинского от ул.Мира до шоссе Космонавтов.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в нарушение требований Закона о закупках установлено требование о подтверждении опыта копиями контрактов и (или) договоров с ценой каждого контракта (договора) не менее 50 % начальной (максимальной) цены контракта, установленной конкурсной документацией.
Комиссия, изучив в совокупности и взаимосвязи представленные доказательства, с учетом пояснений представителей сторон, приходит к выводу о том, что действия Конкурсной комиссии соответствуют требованиям Закона о закупках.
Согласно ст. 6 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок (ч. 1 ст. 8 Закона о закупках).
Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса (ч.1 ст.57 Закона о закупках).
Согласно ч.3 ст.57 Закона о закупках при проведении двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Размещение извещения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона. В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса при проведении первого этапа двухэтапного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона, касающиеся проведения предквалификационного отбора, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 Закона о закупках конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 Закона о закупках, конкурсная документация должна содержать предусмотренные статьей 51 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
В силу ч.5 ст.53 Закона о закупках, Конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В силу ч.1 ст.32 Закона о закупках, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно ч.4 ст.32 Закона о закупках, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта. Не указанные в документации о закупке критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с ч.5 ст.32 Закона о закупках, сумма величин значимости всех критериев, предусмотренных настоящей статьей, составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Частью 8 ст.32 Закона о закупках предусмотрено, что Порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Такой порядок установлен Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 г. N 1085 (далее - Правила).
Согласно п.10 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с п.27 Правил для оценки заявок (предложений) показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Оценка заявок (предложений) по нестоимостному критерию оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" производится в случае установления в документации о закупке в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил показателей, раскрывающих содержание соответствующего критерия оценки, с указанием (при необходимости) предельно необходимого заказчику минимального или максимального значения, предусмотренного абзацем вторым пункта 11 настоящих Правил (п.28 Правил).
Критерии оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе, порядок оценки установлены в Приложении 7 к документации.
Критерием, наряду с ценой контракта (значимость критерия - 60 %), является критерий "Квалификация участника конкурса" (значимость критерия - 40 %), состоящий из показателя Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема: - опыт выполнения проектных и (или) проектно-изыскательских работ (работ по разработке (подготовке) проектной (проектно-сметной) документации) на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт автомобильных дорог (искусственных дорожных сооружений).
Одним из подтверждающих документов являются копии контрактов и (или) договоров с ценой каждого контракта (договора) не менее 50% начальной (максимальной) цены контракта, установленной настоящей конкурсной документацией, исполненные надлежащим образом без начисления неустоек (штрафов, пеней) в установленный контрактом (договором) срок (в соответствии со ст.49 Градостроительного кодекса РФ). При этом завершение исполнения представленных контрактов должно приходиться на 2012 - 2015 годы.
В соответствии с требованиями п.6 ч.2 ст. 51 Закона о закупках, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
При этом, согласно требованиям конкурсной документации (п.13 Раздела 5), отсутствие документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что требование о подтверждении квалификации участника закупки в спорной части соответствует как Правилам, так и Закону о закупках.
В основе нестоимостного критерия содержатся объективные, полные и однозначные данные, позволяющие участнику определить, какие сведения характеризуются Заказчиком, Уполномоченным органом с точки зрения лучших условий исполнения контракта.
Более того, данные условия позволяют в результате выбрать хозяйствующий субъект, который по квалификации наиболее отвечает требованиям Заказчика, Уполномоченного органа.
Обратного не доказано.
Кроме того, Комиссией установлено, что податель жалобы подал заявку на участие в закупке.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" на действия МКУ "Пермблагоустройство", Управления муниципального заказа администрации г.Перми при проведении двухэтапного конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по реконструкции ул.Карпинского от ул.Мира до шоссе Космонавтов (изв. N 0156300008716000050) необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 18 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016