Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "СКФ "АТМ" (далее - Заявитель) на действия МКУ "УКС Чусовского района" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги "Чусовой - Калино - Верхнечусовские Городки" (с учетом съездов с. Сёла и д. Вереино)" I этап (1 участок), II, III этап (2 участок) (извещение N 0856300003116000007),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0856300003116000007 Заказчиком проводился электронный аукцион на реконструкцию автомобильной дороги "Чусовой - Калино - Верхнечусовские Городки" (с учетом съездов с. Сёла и д. Вереино)" I этап (1 участок), II, III этап (2 участок) .
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Оценив представленные доказательства, документы, имеющиеся в деле, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, Комиссия находит доводы жалобы подлежащими удовлетворению в части.
Согласно п. 2 п. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 1 ч.1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться в том числе, следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше.
В Разделе 7 документации о закупке содержится инструкция по заполнению заявки.
Требования к товарам, используемым при выполнении работ, установлены в Требованиях к используемым при выполнении работ товарам.
Исходя из положений, обозначенных в аукционной документации (в том числе, с учетом положений инструкции по заполнению заявки), участники закупки в составе первой части заявки должны представить, в том числе, конкретные показатели товаров, используемых при выполнении работ, указание на которые содержится в Требованиях к используемым при выполнении работ товарам.
Как указано выше, согласно требованиям Закона о закупке, документация об электронном аукционе должна содержать технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы, в том числе, товара, предлагаемого для использования при выполнении работ, установленным Заказчиком требованиям (максимальные и (или) минимальные значения, значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего, в том числе, с учетом указания требований к товарам, которые будут использоваться при выполнении работ.
Довод о том, что в документации установлены требования к товарам, которые не будут использоваться при выполнении работ (например, п.2, п.18 - щебень, п.33 - бетон, п.44 - битум и т.д.), отклоняется Комиссией как несостоятельный. В материалы дела Заказчиком представлены пояснения, из которых следует, что спорные товары используются при выполнении работ, о чем свидетельствует их наличие в Ведомости ресурсов, коррелирующей со сметными расценками на выполнение работ, являющихся составной частью документации.
Доказательств обратного не представлено.
Отклоняется и довод о том, что в документации о закупке содержится незаконное требование к товарам, используемым при выполнении работ, которое выражается в наличии товаров - трубы стальные электросварные прямошовные (п.10 и п.13) взаимоисключающих применение друг друга, поскольку из ГОСТ 10706-76 не следует, что использование спорных труб не возможно.
Не подлежит удовлетворению и довод о том, что включив в Требования к используемым при выполнении работ товарам требования, дублирующие друг друга (например, п.6, п.49 - смесь песчано-гравийная природная и др.) Заказчик нарушил требования Закона о закупках, поскольку установление таким образом требований не противоречит правилам описания объекта закупки, приведенным выше.
Установленные в п.9 Требований к используемым при выполнении работ товарам показатели болта не допускают двусмысленного толкования. Поскольку требование о соответствии данного товара какому-либо ГОСТ не установлено, и, как следствие, показатели установлены исходя из потребности Заказчика, довод Заявителя о том, что и в данной части объект закупки носит необъективный характер во внимание принят быть не может.
Необъективное описание объекта закупки антимонопольный орган усматривает при указании в документации (п.17, п.33, п.39, п.53) единиц измерения модуля крупности - Мк, поскольку исходя из требований ГОСТ, модуль крупности не имеет единиц измерения.
Кроме того, нарушение допущено и при указании требований к товарам (п.п.53, 23, 41, 25, 1 Требований к используемым при выполнении работ товарам). Представитель Заказчика не отрицала, что при формировании требований произошло смещение строк.
Комиссия отмечает, что указание таким образом показателей товара вводит или может ввести участников закупки в заблуждение и может привести к отказу в допуске к участию в закупке.
Признает заслуживающим внимания Комиссия и довод подателя жалобы о том, что установленное в п.17 требование о соответствии ГОСТ 25607-2009 смеси песчано-гравийной нарушает положения Закона о закупках, поскольку указанный ГОСТ распространяется на готовые щебеночно-песчаные, гравийно-песчаные и щебеночно-гравийно-песчаные смеси, применяемые для устройства покрытий, оснований и дополнительных слоев оснований автомобильных дорог и оснований аэродромов и укрепления обочин автомобильных дорог, а также на щебень, применяемый для устройства оснований по способу заклинки.
При указанных выше обстоятельствах Заказчиком нарушено положение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках.
В соответствии с ч.4 ст.64 Закона о закупках к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону (ч.1 ст.2 Закона о закупках).
Контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем (ч.10 ст.70 Закона о закупках).
Согласно извещению о проведении закупки начало выполнения работ - в соответствии с календарным графиком производства работ, окончание работ - 30 ноября 2018 г. В соответствии с п.2.2 проекта контракта начало работ - с даты заключения Контракта (в соответствии с Графиком исполнения контракта); Окончание работ - "30" ноября 2018 г.
В п.2.1 проекта контракта обозначено, что календарные сроки выполнения работ по Объекту определяются Графиком исполнения контракта (Приложение N 1), (далее - График исполнения контракта), который является неотъемлемой частью настоящего Контракта. График исполнения контракта составляется Подрядчиком в течение 5 (Пять) рабочих дней со дня подписания Контракта и утверждается Заказчиком. В Графике исполнения контракта Подрядчик должен указать, какие виды и объемы работ, в том числе, в денежном выражении, и в какие сроки должны быть выполнены в каждом календарном месяце с учетом технологической очередности производственных процессов.
В соответствии с п.5.1.9 проекта контракта Подрядчик обязан выполнить геодезическую разбивку осей, произвести их закрепление на местности и сдать данные работы Заказчику до начала производства работ по реконструкции Объекта, в противном случае, строительно-монтажные работы Заказчиком не принимаются и не оплачиваются. Разработать и согласовать с Заказчиком до начала производства работ проект производства работ, технологические карты, регламентирующие технологию отдельных видов работ, с целью обеспечения их надлежащего качества (п.5.1.10).До начала производства работ по реконструкции Объекта составить Акт передачи участка автомобильной дороги общего пользования в содержание на период реконструкции (Приложение N 12) между Подрядчиком, Заказчиком и организацией, осуществляющей содержание реконструируемого по настоящему Контракту участка дороги (далее - эксплуатирующая организация), в котором определяются дата передачи дороги в реконструкцию, виды и объемы работ по летнему содержанию, исключаемые из Контракта на содержание (п.5.1.11). Обеспечить условия для безопасного функционирования предприятий и организаций, учреждений, расположенных в зоне производства работ, и заблаговременно, не менее чем за 1 (Одну) неделю до начала работ, в письменной форме оповещать их о начале работ (п.5.1.19). До начала производства работ оформить на Объекте информационные указатели в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ (п.1.25). До начала производства работ согласовать в установленном порядке с органами ГИБДД схему организации движения с временной дорожной разметкой, ограждения мест выполнения работ на Объекте и обеспечить ее соблюдение (п.5.1.28).
В указанной части Комиссия нарушений требований Закона о закупках не усматривает, поскольку календарные сроки выполнения работ, как указано выше, определяются Графиком исполнения контракта, и, как следствие, Подрядчик имеет возможность самостоятельно определить в какие сроки и в каком объеме будут выполняться работы.
В данном конкретном случае необходимости установления в проекте контракта промежуточных сроков антимонопольный органе усматривает.
Согласно п.7.8 проекта контракта если недостаток возник не по вине Подрядчика, Подрядчик устраняет недостаток самостоятельно и за свой счет, после чего предоставляет Заказчику доказательства отсутствия вины Подрядчика и расчет стоимости работ по устранению недостатков. Если отсутствие вины Подрядчика будет признано Заказчиком, стоимость работ по устранению недостатков Подрядчику возвращается.
Нарушений в данной части антимонопольный орган также не усматривает, не соответствия требованиям ГК РФ, нормам Закона о закупках не установлено, равно как и в п. 4.3 проекта контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "СКФ "АТМ" на действия МКУ "УКС Чусовского района" при проведении электронного аукциона на реконструкцию автомобильной дороги "Чусовой - Калино - Верхнечусовские Городки" (с учетом съездов с. Сёла и д. Вереино)" I этап (1 участок), II, III этап (2 участок) (извещение N 0856300003116000007) обоснованной в части необъективного описания объекта закупки.
2. Признать в действиях МКУ "УКС Чусовского района" нарушение п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3.В целях устранения выявленных нарушений, выдать предписание Заказчику, Аукционной комиссии, оператору электронной площадки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016