Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 апреля 2016 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия) в составе:
Председательствующий Комиссии - Плаксин А.В., и.о. заместителя руководителя управления,
члены комиссии:
- Андрианова О.Н., главный специалист-эксперт отдела контроля закупок;
- Важенина В.Р., ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
в присутствии: представителя администрации города Перми - Палкиной И.В. (на основании доверенности), представителя Управления жилищных отношений администрации города Перми - Санниковой Т.В. (на основании доверенности),
в отсутствие: представителя ООО "Стройинвест" (о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации в Единой информационной системе в сфере закупок),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Баранчинская, 10, с кадастровым N 59:01:3911889:157 площадью 6 920,000 кв.м, с общей площадью жилых помещений 10 066,91 кв.м (без учета площади лоджий), для обеспечения жильем граждан (изв. N0156300008716000042),
УСТАНОВИЛА:
На официальном сайте www.zakupki.gov.ru Заказчиком, Уполномоченным органом было размещено извещение N 0156300008716000042 о проведении аукциона в электронной форме на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Баранчинская, 10, с кадастровым N 59:01:3911889:157 площадью 6 920,000 кв.м, с общей площадью жилых помещений 10 066,91 кв.м (без учета площади лоджий), для обеспечения жильем граждан.
По мнению Заявителя, нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о закупах, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
В соответствии с ч.7 ст.34 Закона о закупках, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемый за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. N 1063 (далее - Правила).
В п. 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле.
Таким образом, размер пени определяется по формуле и в любом случае не может составлять менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Ответственность сторон предусмотрена Заказчиком в Разделе 10 проекта контракта.
Согласно п. 10.2.2. Проекта контракта, пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Генеральным подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, и устанавливается в размере (С), рассчитанном в соответствии с п.11.2.3. Контракта, от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком, и определяется по формуле.
Комиссия отмечает, что положения п. 10.2.2. Раздела 5 проекта контракта нельзя признать противоречащими требованиям Правил и Закона о закупках, поскольку из них не следует, что пеня устанавливается в размере менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта.
Комиссией учтено, что в соответствии с п. 10.2.2 проекта контракта при любом значении коэффициента К, учитывающем срок просрочки относительно срока исполнения обязательств, размер пени, начисляемой за каждый день просрочки (Сцб), будет превышать 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Таким образом, Инспекцией установлено, что условия об ответственности Подрядчика, содержащиеся в проекте контракта, не противоречат как Правилам, так и требованиям Закона о закупках.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в указанной части требования Закона о закупках не нарушены.
В соответствии ч. 1.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
В соответствии ч.10.1 ст.55.8 Градостроительного кодекса РФ (в редакции N 240-ФЗ от 27.07.2010) свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства выдается члену саморегулируемой организации только после внесения им взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в целях увеличения общего размера взноса такого члена в компенсационный фонд саморегулируемой организации до размера взноса, установленного саморегулируемой организацией для членов саморегулируемой организации, получивших свидетельства о допуске к указанным видам работ, но не ниже минимального размера взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, указанного в частях 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Как указано выше, в соответствии с ч.3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В соответствии с ч. 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Из смысла приведенных выше норм Градостроительного кодекса РФ следует, что при наличии в свидетельстве, выданном саморегулируемой организацией, наименования работ по организации строительства, данное свидетельство должно содержать ограничение суммы, на которую член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по осуществлению организации работ по строительству.
В соответствии с ч.7 ст. 55.16 Градостроительного кодекса РФ, установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд СРО на одного члена. Минимальный размер взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет:
1) один миллион рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, триста тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает десять миллионов рублей;
2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей;
3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей;
4) шесть миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до трех миллиардов рублей;
5) девять миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, три миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет до десяти миллиардов рублей;
6) тридцать миллионов рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, десять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более.
Следовательно, член саморегулируемой организации вправе заключать договоры по подготовке проектной документации для объектов капитального строительства, по осуществлению организации работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не превышает сумму, указанную в свидетельстве.
При этом, действующим законодательством не возлагается на победителя аукциона - потенциального подрядчика обязанностей иметь свидетельство о допуске к организации соответствующих работ, предельная стоимость которых должна быть выше предложения участника закупки о цене контракта, то есть соответствовать начальной максимальной цене контракта.
В п. 1.5. Проекта контракта Заказчиком, Уполномоченным органом установлено, что право Генерального подрядчика на заключение договоров по осуществлению организации работ по строительству объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору составляет не менее _________ млн. рублей подтверждается следующими документами: _____________________________________________________________.
Свидетельство СРО на генеральный подряд должно обеспечивать возможность заключения договора подряда по начальной максимальной цене.
С учетом изложенного Комиссия пришла к выводу, что положения Проекта контракта в данной части не соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем, в действиях Заказчика, Уполномоченного органа имеются нарушения п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупах.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, начальная (максимальная) цена контракта составляет 389 556 790,00 руб.
В соответствии с ч. 23 ст. 34 Закона о закупках, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В п. 2 Постановления Правительства РФ от 04.09.2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию" установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта:
1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд;
100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Заказчиком в Проекте контракта не установлено приведенное выше требование Закона о закупках, что свидетельствует о нарушении Заказчиком требований ч. 23 ст. 34 Закона о закупках.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Баранчинская, 10, с кадастровым N 59:01:3911889:157 площадью 6 920,000 кв.м, с общей площадью жилых помещений 10 066,91 кв.м (без учета площади лоджий), для обеспечения жильем граждан (изв. N0156300008716000042) обоснованной в части второго и третьего доводов.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение ч. 23 ст. 34 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
4. Предписание об устранении нарушений требований Закона о закупках не выдавать, так как Комиссией Пермского УФАС России выдано предписание от 21.04.2016г. в результате рассмотрения жалобы ООО "ДИСИ" (вх. N 005262 от 15.04.2016) действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: г. Пермь, Мотовилихинский район, ул. Баранчинская, 10, с кадастровым N 59:01:3911889:157 площадью 6 920,000 кв.м, с общей площадью жилых помещений 10 066,91 кв.м (без учета площади лоджий), для обеспечения жильем граждан (изв. N0156300008716000042).
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за нарушение требований Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 апреля 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016