Акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2016 г.
На основании Приказа о проведении внеплановой проверки N 476-п от 14.11.2016 г., в связи с поступившей информацией в связи с поступившей информацией (вх. N 015505-16 от 08.11.2016 г.) в период с 22.11.2016 г. по 23.11.2016 г. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю была проведена внеплановая проверка соблюдения МКУ "Управление по эксплуатации административных зданий" требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи, уборке прилегающей территории механизированным способом с последующим вывозом снега (извещение N 0856300001116000088).
Продолжительность проверки: с 22.11.2016 г. по 23.11.2016 г.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Закона о закупках при проведении данного аукциона.
В ходе проведения проверки Инспекцией установлено следующее.
Согласно извещению N 0856300001116000088 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи, уборке прилегающей территории механизированным способом с последующим вывозом снега.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 196 135,67 руб.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (ч.1, ч.2 ст.8 Закона о закупках).
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к услугам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
Требования к услуге, являющейся объектом закупки, установлены в Техническом задании (Приложение N 1). В Техническом задании указаны виды услуг, в частности, очистка кровли от снега, уборка прилегающей территории механизированным способом, вывоз снега, установлены требования к данным видам услуг, указаны места оказания услуг, сроки оказания услуг и т.д.
В материалы проверки представлены письменные пояснения Заказчика, в которых указано следующее: "Закупка муниципальным казенным учреждением "Управление по эксплуатации административных зданий города Перми" услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи, уборке прилегающей территории механизированным способом с последующим вывозом снега произведена с целью исполнения функций, предусмотренных п. 2.2.1 и 2.2.5 Устава учреждения.
Согласно Уставу предметом деятельности учреждения являются: "2.2.1. организация и осуществление технического обслуживания и эксплуатации административных зданий, помещений, ___, обеспечение содержания их в надлежащем состоянии",
"2.2.5 содержание и благоустройство территории земельных участков, прилегающих к административным зданиям, в том числе очистка территории, вывоз мусора, снега.".
Согласно Решению Пермской городской Думы от 29.01.2008 N4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми":
"3.1. Физические и юридические лица обязаны осуществлять содержание и уборку территории земельного участка, принадлежащего им на праве собственности, ином вещном либо обязательственном праве, в объеме, предусмотренном действующим законодательством и настоящими Правилами, самостоятельно или посредством привлечения специализированных организаций за счет собственных средств";
"6.6.3. в зимнее время должна быть организована очистка кровель от снега, наледи и сосулек. Очистка кровель от снега на сторонах, выходящих на пешеходные зоны, должна производиться с ограждением участков и принятием всех необходимых мер предосторожности. Сброшенные с кровель на пешеходную дорожку, посадочную площадку, площадку ожидания остановочного пункта, проезжую часть снег и наледь подлежат немедленной уборке".
Техническим заданием предусмотрена очистка кровель и прилегающей территории зданий по ул. Ленина и ул. Сибирской. Здания являются административными, эксплуатируемыми, переданы учреждению в оперативное управление, используются для размещения муниципальных служащих. Прилегающая территория, в том числе дворовая, находится в постоянном бессрочном пользовании учреждения, используется для обеспечения входа-выхода в здания муниципальных служащих и посетителей, проезда и стоянки служебного транспорта учреждения, для обеспечения доступа к зданиям авторанспорта аварийных служб, пожарных автомобилей, автомобилей поставщиков материальных ценностей.
Для бесперебойного функционирования органов и подразделений администрации города Перми, расположенных в зданиях, и в целях обеспечения безопасности жизни и здоровья муниципальных служащих, посетителей и иных жителей города необходимо:
своевременно и качественно очищать территорию, не допускать скопления снега, наледи, создавать условия для нормального движения пешеходов и транспортных средств независимо от погодных условий;
контролировать состояние кровель (наличие снега, наледи на кровле, водосточных воронках и желобах), своевременно очищать кровли, желоба, воронки, соблюдая требования техники безопасности;
своевременно осуществлять вывоз снега, не допускать складирование его на тротуарах, проезжих частях дорог.
Главные фасады зданий расположены по улицам Сибирская и Ленина, являющимся центральными улицами города. Вследствие значительных транспортного и пешеходного потоков, уборку кровель необходимо производить преимущественно в ночное время.
При составлении технического задания учитывались требования Решения Пермской городской Думы от 29.01.2008 N4 "Об утверждении Правил благоустройства и содержания территории в городе Перми".
С учетом изложенного выше, при описании объекта закупки нарушений норм Закона о закупках антимонопольный орган не усматривает.
На участие в аукционе было подано 16 заявок, все они были признаны соответствующими требованиям аукционной документации (протокол рассмотрения заявок от 03.10.2016 г.), от 8 участников поступили ценовые предложения. Контракт заключен 21.10.2016 г. с ИП Карнауховым Ю.О., чье предложение о цене контракта составило 2 735 140,31 руб.
Указанное свидетельствует об отсутствии в действиях Заказчика ограничения количества участников закупки.
В соответствии с ч.1 ст.22 Закона о закупках, начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (ч.2 названной статьи).
Согласно аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта сформирована на основании трех коммерческих предложений. В материалы проверки представлен запрос, который направлялся Заказчиком, а также коммерческие предложения от ИП Карнаухова Ю.О. (цена 3 702 905,80 руб.), от ООО "УралПромМонтаж" (цена 3 733 335,76 руб.), от ООО "Проспект 2005" (цена 3 652 165,44 руб.).
В данной части нарушений требований Закона о закупках также не усматривается.
ВЫВОД:
МКУ "Управление по эксплуатации административных зданий" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по очистке кровель зданий от снега и наледи, уборке прилегающей территории механизированным способом с последующим вывозом снега (извещение N 0856300001116000088) нарушений требований Закона о закупках не допущено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Акт проверки Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 23 ноября 2016 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2016