Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 14 апреля 2016 г. N 71
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России, начальника отдела контроля закупок; членов комиссии: Терпуговой Ю.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России; Осиповой А.О., главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу А.В.Короткова на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком в/ч 2543 при проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу (сносу) объектов недвижимого имущества и рекультивации земельного участка под ним (реестровый N 0391100022516000011), установление в документации излишних требований к участникам,
при участии Короткова А.В. и его представителя Тургина Е.С. (доверенность от 12.04.2016 N1) и представителей ФГКУ "Войсковая часть 2543" Бурхина М.С. (доверенность от 13.04.2016 Nб/н), Чуевой Е.А. (доверенность от 13.04.2016 Nб/н), Горшениной О.В. (доверенность от 13.04.2016 Nб/н), Хохлачева Е.С. (доверенность от 13.04.2016 Nб/н);
УСТАНОВИЛА:
08 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба А.В.Короткова на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком в/ч 2543 при проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу (сносу) объектов недвижимого имущества и рекультивации земельного участка под ним (реестровый N 0391100022516000011), установление в документации излишних требований к участникам.
По мнению заявителя, заказчиком допущено ограничение конкуренции; включение в аукционную документацию требований, не предусмотренных законодательством о контрактной системе.
Заявитель исходит из следующего.
В п.п.1.1. п.6 и пп.2.3. п.11.2.3 Информационной карты аукционной документации заказчиком предъявляются требования о наличии у участника, на время проведения работ, действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком в информационной карте аукционной документации не предусмотрено какого-либо вида работ из Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624. Таким образом принять участие в аукционе может любой участник имеющий свидетельство СРО с любым видом работ по Перечню, утвержденному приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624 .
Фактически документацией об аукционе не требуется выполнение работ по капитальному ремонту, включенных в указанный Перечень, и требование о наличии у участников закупки допуска СРО противоречит требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В п.п.1.1. п.6 и пп.2.3. п. 11.2.3 Информационной карты аукционной документации заказчиком предъявляются требования о наличии, у участников на время проведения работ, лицензии ФСБ РФ на выполнение работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.
Указом Президента РФ от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" и статьей 5 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-1 "О государственной тайне" установлен перечень сведений составляющих государственную тайну.
Согласно ст.27 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне", допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
В связи с тем, что работы по демонтажу осуществляются на хозяйственных объектах (курятник, свинарник, теплица и др.), данные работы не связаны с использованием сведений составляющих государственную тайну.
Согласно пп.6 ч.5. ст.66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, или копии этих документов.
В разделе 11.2.3. приглашения к участию в открытом аукционе, установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию: документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным в Информационной карте электронного аукциона в соответствии со статьей 14 Закона, или копии этих документов.
В пп.2.7 п. 11.2.3 Информационной карты аукционной документации заказчиком установлено требование, что сотрудники Подрядчика должны иметь Российское гражданство или документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Однако в ст.14 Закона о контрактной системе, отсутствуют положения, позволяющие заказчику устанавливать подобные требования.
Таким образом, заказчиком нарушена ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, запрещающая требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Заявитель просит приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы, по существу, принять решение о признании жалобы обоснованной, привлечь виновных лиц к административной ответственности, выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
Представители уполномоченного учреждения с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
Одним из требований предъявляемых Заказчиком к участникам закупки, в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, являлось на время выполнения работ наличие действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и лицензии Федеральной службы безопасности РФ на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Требование о наличии у участника закупки действующего свидетельства СРО, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства обосновано тем, что в комплексе мероприятий по сносу (демонтажу) зданий, сооружений ФГКУ "в/ч 2543" имеется опасный производственный объект "Склад ГСМ" (с системой.. технологического трубопровода, а также парком емкостей для хранения и транспортировки ГСМ)
В соответствии с п 2.1. Раздела III Приказа Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 года N 624 организация - участник закупки обязана иметь свидетельство СРО с видом работ предусмотренным п. 2.1. Приказа 624 (пп. а) п. 11 Статьи 48.1. Градостроительного кодекса РФ).
Наличие лицензии Федеральной службы безопасности РФ на выполнение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну установлено на основании нижеследующего:
В соответствии со статьей 2 Закона о государственной тайне: государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в статье 5 Закона о государственной тайне и включает в себя, в том числе следующие сведения: в военной области - сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр и акваторий для этих объектов.
В Указе Президента Российской Федерации от 30.11.1995 N1203 "Об утверждении Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне" определено, что режимными объектами признаются такие объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
В соответствии со статьей 17 Закона N 5485-1, передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиями, учреждениями, организациями или гражданами в связи с выполнением совместных или других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 названного Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Статьей 27 Закона N 5485-1 установлено, что допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.
Как следует из пункта 2 Положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.1995 N333 органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности на право осуществления предприятий и (или) оказания услуг в области защиты государственной тайны является Федеральная служба безопасности Российской Федерации и ее территориальные органы, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и ее территориальные органы, Служба внешней разведки Российской Федерации (в пределах их компетенции).
Органом исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющим государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, является Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России).
Федеральное государственное учреждение "Войсковая часть 2543" является структурным подразделением Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Принимая во внимание требования Федерального закона "О государственной тайне" от 21.06.2003г. N 5485-1, Указа Президента Российской Федерации от 30.09.1995г. N 1203, а также указания ФСБ России от 04.02.2006г. N 2с, выполнение работ по демонтажу (сносу) зданий, сооружений и рекультивации земельного участка под ними, необходимо считать работами, связанными со сведениями, составляющими государственную тайну, ввиду того, что демонтируемые здания (курятник, свинарник, теплица и др.) находятся на территории, где предпринимаются специальные меры охраны и персонал привлекаемой подрядной организации в процессе выполнения работ будет осведомлен о месте нахождения, (дислокации), назначении, степени готовности, процессе обеспечения безопасности и степени защищенности режимных объектов части.
Таким образом, в случае размещения государственного заказа на выполнение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, включение в аукционную документацию N 0391100022516000011 требования к участнику закупки о необходимости наличия соответствующей лицензии является обязательным условием.
Указание в Информационной карте электронного аукциона требования к наличию лицензии Управления ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, не приведет к ограничению конкуренции и доступа к участию в торгах других потенциальных претендентов и не является нарушением частей 1 и 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
В проекте государственного контракта (п. 2.1.9, 2.1.10) на выполнение работ по демонтажу (сносу) зданий, сооружений и рекультивации земельного участка под ними для нужд Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2543" Заказчиком было предусмотрено согласование с Заказчиком до начала выполнения работ по государственному контракту списка сотрудников организации Подрядчика для оформления допуска на объекты Заказчика и наличие у данных сотрудников Российского гражданства или документа, подтверждающего право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
В ходе рассмотрения жалобы 13.02.2016 и 14.04.2016, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
24 марта 2016 Государственным заказчиком - Федеральным государственным казенным учреждением "Войсковая часть 2543" (ФГКУ "в/ч 2543") на электронной площадке ЗАО "Сбербанк -ACT" размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по демонтажу (сносу) зданий, сооружений и рекультивации земельного участка под ними для нужд Федерального государственного казенного учреждения "Войсковая часть 2543" (реестровый N 0391100022516000011).
Начальная (максимальная) цена контракта 5 701 900,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
24.03.2016 руководителем ФГКУ "В/ч 2543" утверждена Документация об аукционе в электронной форме на выполнение работ по демонтажу (сносу) объектов недвижимого имущества и рекультивации земельного участка под ними для нужд федерального государственного казенного учреждения "В/ч 2543" (далее - Документация об аукционе).
Согласно пунктов 3.1, 3.2 Части 2 (Информационная карта электронного аукциона) Документации об аукционе объектом закупки является выполнение работ по демонтажу (сносу) объектов недвижимого имущества и рекультивация земельного участка под ними для нужд ФГКУ "Войсковая часть 2543", описание объекта закупки установлено в части V (Техническая часть) Документации об аукционе.
Техническая часть Документации об аукционе содержит объемы наименование объектов (зданий, сооружений), подлежащих демонтажу (сносу): здание КПП N3, строение 18; здание склада ГСМ, строение 19; здание цеха железобетонных изделий, строение 23; здание теплицы, строение 26; здание свинарника, строение 27; здание склада для хранения кормов, строение 28; здание курятника, строение 29; здание котельной, строение 50; здание летнего свинарника, сооружение N14.
Согласно пункту 11 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ к особо опасным и технически сложным объектам относятся опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, в том числе опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества.
В соответствии с абз.2 пп.2.3. п.11.2.3. Части 2 (Информационная карта электронного аукциона) Документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ - наличие, на время проведения работ, действующего свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно представленной ФГКУ "в/ч 2543" информации, 14.04.2016 в Документацию об аукционе внесены изменения в части дополнения пп.2.3. п.11.2.3. Информационной карты следующей информацией: "а) иметь на время выполнения работ действуюшее свидетельство СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с видами работ указанными в п.2.1. Раздела Приказа министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капительному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства" (далее - Перечень.
Пункт 2.1. Раздела Перечня содержит следующий вид работ: "Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей".
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы предмет обжалования отсутствует.
В соответствии с абз.2 пп.2.7. п.11.2.3. Части 2 (Информационная карта электронного аукциона) Документации об аукционе, размещенной на официальном сайте 24.03.2016, установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ - сотрудники Подрядчика должны иметь Российское гражданство или документа, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности.
Согласно представленного Заказчиком Уведомления о размещении документа "Разъяснение положений документации об электронном аукционе от 08.04.2016 Заказчиком внесены изменения в пп.2.7. п.11.2.3. Части 2 (Информационная карта электронного аукциона) Документации об аукционе.
В соответствии с изменениями, указанный пп.2.7. п.11.2.3. Части 2 Документации об аукционе гласит, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать:
"Документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ:
- рекомендуется представление декларации о выполнении работ (оказании услуг) организациями, не находящимися под юрисдикцией турецкой Республики, а также организациями, не контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, не находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики".
Таким образом, на момент рассмотрения жалобы предмет обжалования отсутствует.
В соответствии с абз.1 пп.2.3. п.11.2.3. Части 2 (Информационная карта электронного аукциона) Документации об аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в аукционе должна содержать документы (или копии таких документов), подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ - наличие, на время проведения работ, лицензии ФСБ РФ на выполнение работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
В соответствии со статьей 17 Закона РФ от 21.07.1993 N5485-I "О государственной тайне" передача сведений, составляющих государственную тайну, предприятиям, учреждениям, организациям или гражданам в связи с выполнением совместных и других работ осуществляется заказчиком этих работ с разрешения органа государственной власти, в распоряжении которого в соответствии со статьей 9 настоящего Закона находятся соответствующие сведения, и только в объеме, необходимом для выполнения этих работ. При этом до передачи сведений, составляющих государственную тайну, заказчик обязан убедиться в наличии у предприятия, учреждения или организации лицензии на проведение работ с использованием сведений соответствующей степени секретности, а у граждан - соответствующего допуска.
Пунктом 22 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне (утв. Указом Президента РФ от 30.11.1995 N1203) сведения о дислокации, назначении, степени готовности, защищенности, обеспечении безопасности или эксплуатации режимных объектов, не подпадающие под обязательства Российской Федерации по международным договорам, о выборе, отводе земельных участков, недр, акваторий или воздушного пространства для строительства или эксплуатации указанных объектов, о планируемых или проводимых изыскательских, проектных, строительно-монтажных и иных работах по их созданию, отнесены к государственной тайне.
"Режимные объекты" в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 N1203 - объекты, на которых ведутся работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и для функционирования которых установлены специальные меры безопасности.
Согласно Выписке из приказа ФСБ РФ от 01.12.2010 N597 создана ФГКУ "В/ч 2543".
В соответствии с пунктом 2 Устава ФГКУ "В/ч 2543", утвержденного приказом ФСБ России от 19.08.2011 N437 (далее - Устав Учреждения), учредителем и собственником имущества Учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества осуществляет ФСБ России.
Согласно пункту 8 Устава Учреждения целями деятельности Учреждения являются организация и осуществление материально-технического обеспечения Учреждения и органов федеральной службы безопасности, прикрепленных на обеспечение к учреждению ведомственными правовыми актами.
Пункт 9 Устава Учреждения содержит перечень видов деятельности Учреждения, в том числе:
- Приобретение, приемка (получение), хранение, использование, отгрузка (отпуск) получателям материально-технических средств;
- Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизационной готовности Учреждения.
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях заказчика по установлению в Документации об аукционе требований о предоставлении в составе заявки документов, подтверждающих наличие, на время проведения работ, лицензии ФСБ РФ на выполнение работ, с использованием сведений, составляющих государственную тайну нарушения Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу А.В.Короткова необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Ю.А. Терпугова
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 14 апреля 2016 г. N 71
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016