Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 апреля 2016 г. N 77
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Терпуговой Ю.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Осиповой А.О., главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "СТ-Тендер" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" уполномоченным органом - Администрацией MP "Газимуро-Заводский район" при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с. Ушмун и котельной к детскому саду (реестровый номер N 0191300011916000002),
в присутствии представителей ООО "СТ-Тендер" - Тургина Е.С. (доверенность от 21.03.2016 N1/Д) и Короткова А.В. (доверенность от 14.04.2016 N2/Д),
в отсутствие представителя заказчика (о дате, времени и мете рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом). Заказчиком направлено ходатайство о рассмотрении жалобы в их отсутствие (вход. от18.04.2016 N1703),
УСТАНОВИЛА:
14 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "СТ-Тендер" на действия уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с. Ушмун и котельной к детскому саду (реестровый номер N 0191300011916000002).
Заявитель исходит из следующего.
1) В п.п. 1 п. 3 Документации об открытом аукционе в электронной форме прописаны требования, предъявляемые к участникам закупки, а именно, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. П. 14. Документации говорит, что вторая часть заявки должна содержать: копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 (приложение копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия) (без указания статьи).
Частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком в документации не указаны виды работ из "Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. N 624, таким образом принять участие в аукционе может любой участник имеющий свидетельство СРО с любым видом работ по вышеуказанному перечню.
Формулировку "допуск СРО или сертификат соответствия" возможно трактовать, как предоставление одного из указанных документов, при этом допуск СРО может замениться любым сертификатом соответствия, кроме того отсутствует указание на подзаконный акт, в соответствии с которым Заказчик требует сертификат соответствия.
Так же Заказчиком установлено требование к наличию лицензии, но определить ее направленность, исходя из предмета и технического задания, не представляется возможным.
Таким образом, Заказчик не конкретизирует требования к участникам в отношении требуемых лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия, что не позволяет подать заявку соответствующую действующему законодательству и Документации об открытом аукционе в электронной форме, а также считаем требование к наличию лицензии противоречит части 6 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных 'и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), согласно которой заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
2) В п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе говорится, что документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент". Техническое задание содержит в п. 4 "Ведомость объема работ с потребностью материалов для каждого вида работ Здание детского сада": п. 10 раздел 1, п. 17 раздел 2, п. 46 раздел 5, п. 54, 55, 57 раздел 6 и п. 4 "Ведомость объема работ с потребностью материалов для каждого вида работ Котельная к зданию детского сада": п. 14, 15 раздел 2, п. 15 раздел 1 "Электроосвещение", указание на конкретные торговые наименования без сопровождения словами "или эквивалент".
В п. 2 Технического задания отмечено, что используются материалы заказчика (без уточнения перечня и количества). Вместе с тем, Заказчиком было дано разъяснение положений документации, в котором прописано "Заказчик материалы не предоставляет". При этом, требований к используемым материалам в документации закупки Заказчик не устанавливает.
Кроме того, в п. 14 установлено, что первая часть заявки должна содержать только согласие участника на выполнение работ на условиях предусмотренных документацией.
Исходя из вышеизложенного, следует, определить какие материалы (все или частично) нужно приобрести участнику закупи не представляется возможным, а также использование аналогичных материалов другого производителя документацией запрещается, что является нарушением ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе.
3) Объект закупки "Выполнение капитального ремонта здания детского сада в с. Ушмун и котельной к детскому саду" входит в коды 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" к участникам должны предъявляться дополнительные требования (начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей), а именно наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
Однако Заказчиком в нарушение ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
4) Заказчиком неправомерно были установлены коды ОКПД2 на выполнение работ по вентиляции: 35.30.22.000 (услуги по снабжению охлажденным воздухом и охлажденной водой), электроосвещению 35.12.10.120. (услуги по технологическому присоединению к распределительным электросетям).
Участник закупки просит приостановить определение поставщика в части заключения контракта до рассмотрения жалобы, по существу; принять решение о признании жалобы обоснованной; привлечь виновных лиц к административной ответственности; выдать обязательное для исполнения предписание об аннулировании определения поставщика.
Уполномоченный орган не согласен с данной позицией, в представленных пояснениях указывая следующее.
Уполномоченным органом в сфере закупок Администрацией муниципального района "Газимуро-Заводский район" принято решение о внесении изменений в аукционную документацию, техническое задание.
В связи с тем, что в извещении срок окончания подачи заявок до внесения изменений в документацию был определен 17.04.2016, комиссия не рассматривала первые части заявок, отсюда следует, что протокола о поступивших заявках и прочей документации, составленной в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) нет.
Ознакомившись с жалобой, поступившей в Управление федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от заявителя "СТ-Тендер" сообщаем, что нарушения, указанные в жалобе были устранены до получения данного документа (в соответствии с распоряжением N50 от 14.04.2016. Предмет рассмотрения по данной жалобе отсутствует.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
01.04.2016 Администрацией муниципального района "Газимуро-Заводский район" (далее - Уполномоченный орган) опубликовано на официальном сайте www.zakupki.gov.ru извещение N0191300011916000002 о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 11 046 793,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы осуществлялся прием заявок.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
31.03.2016 Распоряжением Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" N40 утверждена Документация об открытом аукционе в электронной форме N1/16-ОАЭ на право заключения муниципального контракта на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду (далее - Документация об аукционе).
В соответствии с Разделом 14 (Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе в электронной форме. Инструкция по ее заполнению) Документации об аукционе вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме должна содержать, в том числе копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 (приложение копии лицензии, допуска СРО или сертификата соответствия).
14.04.2016 Распоряжением Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" N50 утверждено Внесение изменений в документацию открытого аукциона в электронной форме N1/16 на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду (далее - Изменения в документацию). На официальном сайте размещено 15.04.2016.
Согласно подпункту 1 пункта 3 Изменений в документацию, в пункт 2 статьи 14 аукционной документации внесены изменения, пункт 2 изложен в следующей редакции:
"2) копии документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ:
- допуск СРО с указанием следующих видов работ:
1. устройство монолитных бетонных конструкций;
2. антисептирование деревянных конструкций;
3. гидроизоляция;
4. работы по теплоизоляции зданий;
5. монтаж оборудования котельных.
- В случае, если Подрядчик планирует в ходе выполнения работ использовать именно препарат "Пирилакс", а не эквивалент, то необходимо предоставить соответствующую лицензию МЧС России (согласно разъяснительному письму МЧС России от 22.04.2013 г. N 43-1744-19, наличие лицензии МЧС России является обязательным условием для осуществления указанной деятельности на всех стадиях жизненного цикла объектов защиты, в том числе при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства)".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Объектом закупки является выполнение работ по капитальному ремонту здания детского сада в с. Ушмун и котельной к детскому саду.
В связи с обозначенным предметом закупки подлежат применению нормы градостроительного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу части 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пунктом 33.3 раздела III "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) которого указан такой вид работы, как "Жилищно-гражданское строительство".
Следовательно, у лица, выполняющего этот вид работ, оказывающий влияние на безопасность объектов капитального строительства, должно быть соответствующее свидетельство СРО.
В силу вышеприведенных положений Градостроительного кодекса РФ лицо, желающее осуществить строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (застройщик либо привлекаемое им для выполнения работ лицо) обязано не только выполнять конкретный перечень работ, предусмотренный контрактом, но и организовывать, координировать, обеспечивать соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ, нести ответственность за их качество и соответствие проектной документации.
В связи с этим, представление только свидетельства СРО на конкретные виды работ, также перечисленных в Перечне и требуемых к выполнению по конкретному предмету контракта, будет недостаточным.
Таким образом, в нарушение п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе Документация об аукционе не содержит требования к участникам такого аукциона о предоставлении в составе заявки свидетельства СРО на такой вид работы, как "Жилищно-гражданское строительство".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация об аукционе содержит Раздел 29 (Проект муниципального контракта). В соответствии с пунктом 1.1. Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту (своими средствами) здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду в соответствии с условиями настоящего Контракта, техническим заданием, ведомостями объема работ и проектно-сметной документацией, а заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Одновременно с документацией об аукционе 01.04.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено Техническое задание на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду (далее - Техническое задание от 01.04.2016).
Техническое задание от 01.04.2016:
- в Разделе 4 (Ведомость объема работ с потребностью материалов для каждого вида работ. Здание детского сада) содержит указание на конкретные торговые наименования без сопровождения словами "или эквивалент" (в том числе: пп.2 п.10, п.17, п.46, пп.3 п.54, пп.3 п.55, пп.1 п.57, пп.4 п.78, п.88, пп.4 п.99);
- в Разделе 4 (Ведомость объема работ с потребностью материалов для каждого вида работ. Котельная к зданию детского сада) содержит указание на конкретные торговые наименования без сопровождения словами "или эквивалент" (в том числе: пп.3 п.14 и пп.1 п.15 раздела 2 (Стены. Перекрытия. Кровля. Полы. Отделочные работы, разные работы), п.15 раздела 1 (Электроосвещение).
Согласно пункту 4 Изменений в документацию, приложение к аукционной документации - Техническое задание изложено в новой редакции (далее - Техническое задание от 14.04.2016).
Техническое задание от 14.04.2016 в вышеперечисленных пунктах содержит дополнение словами "или эквивалент" (кроме пп.3 п.14 и пп.1 п.15 раздела 2 (Стены. Перекрытия. Кровля. Полы. Отделочные работы, разные работы) в Разделе 4 (Ведомость объема работ с потребностью материалов для каждого вида работ. Котельная к зданию детского сада)). При этом в Документации об аукционе отсутствуют показатели эквивалентности.
Не установление требований к используемым при выполнении работ товарам не дает возможность участнику закупки подать надлежащую первую часть заявки, аукционной комиссии оценить эту заявку, заказчику, в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе включить в проект контракта информацию о товаре.
Таким образом, Комиссия считает, что в действиях Уполномоченного органа - Администрации муниципального района "Газимуро-Заводский район" при проведении электронного аукциона на выполнение капитального ремонта здания детского сада в с.Ушмун и котельной к детскому саду (реестровый номер N 0191300011916000002), усматривается нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СТ-Тендер" обоснованной.
2. Уполномоченный орган - Администрацию муниципального района "Газимуро-Заводский район" признать нарушившей п.1 ч.1 ст.33, п.1 ч.1 ст.31, ч.3 ст.64 и п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Уполномоченному органу выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: Ю.А. Терпугова
А.О. Осипова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 20 апреля 2016 г. N 77
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016