Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 апреля 2016 г. N 78
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "ДорСтрой" на нарушение требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами комиссии уполномоченного органа ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на завершение работ по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" (реестровый N 0891200000616000092),
при участии представителя ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" Колесниченко А.Е. (доверенность от 18.01.2016 N3), представителя ООО "ДорСтрой" Кукушкина Д.И. (доверенность от 20.04.2016 б/н), директора ООО "Недра" Адосик М.Г. (выписка из ЕГРЮЛ от 17.03.2016),
в присутствии представителей ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края Сараева Я.В. (доверенность от 19.04.2016 N09/1238, печать отсутствует) и Сазонова С.С. (доверенность от 19.04.2016 N09/1239, печать отсутствует), а также члена аукционной комиссии Иванова М.В. (доверенность от 19.04.2016 N09/1237, печать отсутствует),
УСТАНОВИЛА:
15 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "ДорСтрой" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" членами комиссии уполномоченного органа ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" при проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на завершение работ по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" (реестровый N 0891200000616000092).
По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе заявке ООО "ДорСтрой" было отказано в допуске к участию в аукционе.
Заявитель считает отказ в допуске необоснованным и исходит из следующего.
Исходя из требований ч. 3 ст. 66 Федерального закона N44-ФЗ и Аукционной документации Участники размещения заказа должны были в составе первой части заявки, в том числе, предоставить "...конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара". Своё предложение Участники должны формировать на основании приложения к Аукционной документации "Требования к материалам (конструкциям,изделиям), применяемым при завершении работ по объекту: Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита- Хабаровск к г. Нерчинск на участке км 0+000-км 21+000 в Нерчинском районе Забайкальского края (2 пусковой комплекс)" (далее по тексту "Требования к материалам").
В соответствии с "Требованиями к материалам" по оспариваемым позициям Участники должны предложить характеристики следующих материалов и конструкций:
Позиция 7: Дорожная одежда (покрытие) ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 8267-93. ГОСТ 8736-2014, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 22245-90, ГОСТ Р 52129-2003, ГОСТ 30108-94;
Позиция 8: Дорожная одежда (основание) ГОСТ 9128-2009, ГОСТ 8267-93, ГОСТ 8736-93, ГОСТ 31424-2010, ГОСТ 22245-90, ГОСТ 30108-94.
ГОСТы указанные в требованиях к материалам не относятся на прямую к Дорожной одежде: ГОСТ 9128-2009 "Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон. Технические условия"; ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия"; ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия"; ГОСТ 31424-2010 "Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия"; ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия"; ГОСТ Р 52129-2003 "Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия"; ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
Данные ГОСТы определяют технические условия материалов, которые в том числе могут применяться при строительстве дорожного покрытия. А ГОСТ 30108-94 устанавливает методы определения удельной эффективной активности естественных радионуклидов для оценки строительных материалов и изделий в соответствии с требованиями и порядок проведения контроля.
Т.е. показатели, содержащиеся в данных ГОСТах, не являются характеристиками товара указанного в позициях 7 и 8 "Требований к материалам". Следовательно, отклонить заявку по основаниям, указанным в протоколе N1/79-ЭА от 08.04.2016г. Аукционная комиссия не могла.
Аукционной документацией установлено, что предметом закупки являются работы по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р -297 "Амур" Чита- Хабаровск к г. Нерчинск на участке км 0+000- км 21+000 в Нерчинском районе Забайкальского края". При этом в соответствии со Сводной ведомостью строительных работ (опубликована в составе документации), а именно разделом 7 ведомости, Дорожная одежда должна быть создана в результате выполнения данных работ.
Участник закупки просит обязать Заказчика и Аукционную комиссию отменить результаты рассмотрения первых частей аукционных заявок и провести процедуру их рассмотрения повторно.
На заседании Комиссии представитель заявителя затруднился привести расчет либо порядок заполнения указанных в заявке на участие в аукционе конкретных показателей, требуемых в соответствии с Аукционной документацией материалов.
Заказчик не согласен с данной позицией, указывая, что:
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, при заключении контракта на выполнение работы, для выполнения которой используется товар, должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели.
В первой части заявки на участие в электронном аукционе с порядковым номером 1 (заявка ООО "ДорСтрой") показатели товара (конструкций и изделий), которые Заявитель предлагал использовать при выполнении работ, по позициям 7 и 8 раздела "Требования к материалам (конструкциям, изделиям), применяемым при завершении работ по объекту" содержали недостоверные сведения, а так же не соответствовали требованиям заказчика, указанным в документации о проведении аукциона, ввиду чего аукционная комиссия была обязана отклонить заявку. Данное решение комиссии отражено в протоколе N 1/79-ЭА от 08.04.2016г. и приведено развернутое обоснование принятого решения.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки, в ходе которой установлено следующее.
29.02.2016 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на завершение работ по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" (реестровый N 0891200000616000092).
Одновременно с Извещением о проведении аукциона на официальном сайте размещена Документация аукциона N79-ЭА о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на завершение работ по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" (далее - Аукционная документация).
До окончания срока подачи заявок - 04.04.2016, 17 час. 00 мин. (время местное) подано две заявки на участие в аукционе, с порядковыми номерами N 1, N 2.
В соответствии с Протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе (номер извещения 0891200000616000092) от 08.04.2016 (далее - Протокол от 08.04.2016):
- участнику закупки (заявка N1 ООО "ДорСтрой") отказано в допуске к участию в аукционе;
- участник закупки (заявка N2 ООО "Недра") допущен к участию в аукционе.
Согласно указанному протоколу аукционная комиссия провела заседание с целью рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе и приняла решение о признании электронного аукциона несостоявшимся.
В соответствии с Протоколом от 08.04.2016, заявке ООО "ДорСтрой" отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующим основаниям:
"1. в первой части заявки на участие в электронном аукционе невозможно достоверно определить характеристики предлагаемого к использованию при выполнении работ товара по позициям 7 и 8, раздела Требования к материалам (конструкциям,изделиям), применяемым при завершении работ, (п. 1, ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 документации открытого аукциона) - участником закупки указаны недостоверные сведения;
2. в первой части заявки на участие в электронном аукционе описание предлагаемого к использованию при выполнении работ товара по позициям 7 и 8, раздела Требования к материалам (конструкциям, изделиям), применяемым при завершении работ, не соответствуют описанию объекта закупки, указанному в документации о проведении аукциона (п. 2 ч. 4 ст. 67 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", п. 1 документации о проведении аукциона).
Обоснование принятого решения:
1. По позиции 7 Дорожная одежда (покрытие), Требований к материалам (конструкциям,изделиям), применяемым при завершении работ, Заказчиком, помимо прочих, установлены следующие характеристики и показатели их соответствия:
- Содержание щебня, % - 40,01 - 50,00*;
- Содержание минерального порошка в асфальтобетонной смеси, % по массе - 0-12*;
- Содержание песка (отсева) в смеси, % - 0 - 60*.
По позиции 8 Дорожная одежда (основание), Требований к материалам (конструкциям,изделиям), применяемым при завершении работ, Заказчиком, помимо прочих, установлены следующие характеристики и показатели их соответствия:
- Содержание щебня - 40,01 - 60,00%*;
- Содержание песка (отсева) в смеси, % - 0 - 60*.
Участником закупки, по указанным позициям, предлагается для использования товар со следующими характеристиками. По позиции 7:
- Содержание щебня, % - 45,3;
- Содержание минерального порошка в асфальтобетонной смеси, % по массе -11,8;
- Содержание песка (отсева) в смеси, % - 37,1. По позиции 8:
- Содержание щебня -48,4%;
- Содержание песка (отсева) в смеси, % - 37,1.
В свою очередь, согласно пункта 10.1 ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" при определении истиной плотности, массовая доля минеральных материалов в смеси принимается за 100%. При суммировании показателей минеральных материалов асфальтобетонной смеси, предлагаемой к использованию участником, их массовая доля составляет, по позиции 7 - 94,2%, по позиции 8 - 85,5, т.е. участником в первой части заявки указаны недостоверные сведения, о показателях (характеристиках).
2. По позициям 7 Дорожная одежда (покрытие) и 8 Дорожная одежда (основание), Требований к материалам (конструкциям, изделиям), применяемым при завершении работ, Заказчиком, помимо прочих, установлена следующая характеристика и показатели её соответствия:
- Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе - 0 -100.
Участником закупки, по указанным позициям, предлагается для использования товар со следующими характеристиками:
- Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, % по массе - 30 -45.
В свою очередь, согласно пункту 4.2.3. ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", полный остаток песка на сите с сеткой N 063 в % по массе (для средней группы песка, предлагаемой участником закупки), должен соответствовать следующим показателям свыше 30 до 45, т.е. в первой части заявки описание предлагаемого к использованию при выполнении работ товара по позициям 7 и 8, раздела Требования к материалам (конструкциям, изделиям), применяемым при завершении работ, не соответствуют описанию объекта закупки, указанному в документации о проведении аукциона".
Рассмотрев представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона и инструкцию по ее заполнению.
Разделом 1 Аукционной документации "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по заполнению заявки" установлено, что первая часть заявки должна содержать согласие участника закупки на выполнение работы или оказание услуги, на условиях предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, что соответствует требованиям, установленным в пункте 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе.
В силу требований части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание работ и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 16.4 Свод правил СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги" Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 30 июня 2012 г. N 272) при приемочном контроле способы измерений должны соответствовать требованиям настоящего подраздела и соответствующих подразделов настоящего свода правил, регламентирующих выполнение операционного контроля. Объем измерений должен составлять не менее 20% объема измерений при операционном контроле, но состоять не менее чем из 20 измерений, за исключением контроля плотности асфальтобетона, щебеночных смесей способом смешения на дороге и жестких бетонных смесей, проводимого в объеме, требуемом при операционном контроле.
Следовательно, заказчик обязан проверять соответствие материалов и конструкций СНиПам и ГОСТам.
Таким образом, в аукционной документации могут быть установлены требования к материалам и конструкциям (компонентам) необходимым для приготовления смесей и растворов, поскольку это необходимо для приемки выполненных работ и определении качества работы в соответствии с вышеназванным СНиП.
Требования к материалам и конструкциям, применяемым подрядчиком при выполнении работы установлены разделом "Требования, предъявляемые к материалам и конструкциям", применяемым Подрядчиком, при завершении работ по объекту: Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края (2 пусковой комплекс).
В соответствии с названным Разделом заказчиком установлено, что некоторые материалы и конструкции должны соответствовать ГОСТам и иметь конкретные показатели (в том числе пункты 7 и 8 раздела "Требования, предъявляемые к материалам (конструкциям, изделиям), применяемым при завершении работ").
Примечание к указанному разделу содержит указание о том, что в случае выхода актуализированной версии документов применяется актуализированная редакция, а также при разночтении наименования ГОСТов следует руководствоваться действующими государственными стандартами на применяемые материалы и изделия.
Разделом 21 Аукционной документации установлено, что работы выполняются в соответствии с проектной документацией и условиями, изложенными в проекте государственного контракта и его приложениях, с требованиями сводной ведомости объемов строительных работ на завершение работ по объекту аукциона.
Качество выполняемых работ должно быть не менее требуемых норм и значений на выполнение указанных видов работ, установленных законами РФ, нормативными актами, строительными и санитарными нормами и правилами, техническими регламентами, а также государственными стандартами (Приложение N4 к проекту контракта).
Приложение N4 к Проекту государственного контракта содержит Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении дорожных работ по строительству (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них (всего 285 пунктов). В списке ГОСТов указаны в том числе ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия" и ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний".
В соответствии с частью 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии со статьей 1 ГОСТа 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний" настоящий стандарт распространяется на смеси асфальтобетонные, органоминеральные, грунты, укрепленные органическими вяжущими, и асфальтобетон, применяемые для устройства покрытий и оснований автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и площадей, дорог промышленных предприятий, и устанавливает методы их испытаний. Методы применяют при подборе состава и контроле качества готовых органоминеральных, асфальтобетонных смесей (далее - смесей), укрепленных органическими вяжущими грунтов (далее - укрепленных грунтов) путем испытания лабораторных образцов, вырубок и кернов, отобранных непосредственно из покрытия или основания.
Согласно пункту 10.1 ГОСТ 12801-98 "Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний", массовая доля минеральных материалов в смеси при определении истиной плотности принимается за 100%.
Представленная заявка ООО "ДорСтрой" содержит следующие характеристики товара:
- по пункту 7 "Дорожная одежда. Покрытие" в разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_": содержание щебня - 45,3%; содержание минерального порошка в асфальтобетонной смеси, по массе -11,8%; содержание песка (отсева) в смеси - 37,1%.
Таким образом, по пункту 7 "Дорожная одежда. Покрытие" в разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_" заявка ООО "ДорСтрой" содержит показатель минеральных материалов асфальтобетонной смеси, предлагаемой к использованию участником - 94,2% массовой доли;
- по пункту 8 "Дорожная одежда. Основание" в разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_": содержание щебня -48,4%; содержание песка (отсева) в смеси - 37,1%.
Таким образом, по пункту 7 "Дорожная одежда. Покрытие" в разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_" заявка ООО "ДорСтрой" содержит показатель минеральных материалов асфальтобетонной смеси, предлагаемой к использованию участником - 85,5% массовой доли.
Следовательно, заявка ООО "ДорСтрой в указанной части не соответствует требованиям, установленным Аукционной документацией.
Представленная заявка ООО "ДорСтрой" по подпункту 5 (Природный песок и (или) песок из отсевов дробления горных пород) пункта 7 "Дорожная одежда. Покрытие" и подпункту 4 (Природный песок и (или) песок из отсевов дробления горных пород) пункта 8 "Дорожная одежда. Основание" в разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_" содержит указание на наличие средней группы песка.
В соответствии с пунктом 4.2.3. ГОСТ 8736-2014 "Песок для строительных работ. Технические условия", для средней группы песка полный остаток песка на сите с сеткой N 063 должен соответствовать в % по массе "свыше 30 до 45". Кроме того, ГОСТ 8736-2014 по мелкой группе песка содержит показатели "свыше 10 до 30".
В разделе заявки "Материалы (конструкции, изделия), применяемые при завершении работ_" ООО "ДорСтрой" полный остаток песка на сите с сеткой N063, % по массе указан как 30-45, без уточнения "свыше".
Таким образом, заявка ООО "ДорСтрой" в части указания в пп.5 п.7 и пп.4 п.8 раздела "Материалы_" полного остатка песка на сите с сеткой N063 в % по массе, не содержит конкретные показатели, отвечающие требованиям ГОСТа 8736-2014 и позволяющие определить характеристики предлагаемого к использованию при выполнении работ товара.
Рассмотрев представленные документы и заслушав доводы сторон, Комиссия пришла к выводу о том, что ООО "ДорСтрой" правомерно отказано в допуске к участию в электронном аукционе на право заключения контракта на завершение работ по объекту "Реконструкция подъезда от автомобильной дороги федерального значения Р-297 "Амур" Чита-Хабаровск в г. Нерчинск на участке км0+000- км 21+ 000 в Нерчинском Районе Забайкальского края для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" (реестровый N 0891200000616000092).
Таким образом, Комиссия не усматривает в действиях членов аукционной комиссии по отказу в допуске на участие в электронном аукционе заявки ООО "ДорСтрой" нарушения Закона о контрактной системе.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "ДорСтрой" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: А.В. Горбунова
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Ю.А. Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 21 апреля 2016 г. N 78
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016