Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 апреля 2016 г. N 81
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Минашкина Е.Н. руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев в двух заседаниях жалобу ООО "Аудит-Стандарт" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком - КГУП "Забайкальское БТИ" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КГУП "Забайкальское БТИ" (реестровый N 0591200000716000002),
в присутствии генерального директора КГУП "Забайкальское БТИ" Гримашевича В.И.; представителя заказчика, члена комиссии Фалилеевой А.Н. (доверенность от 25.04.2016 N56),
в отсутствие представителя заявителя (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
20 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "Аудит-Стандарт" на действия КГУП "Забайкальское БТИ" при проведении открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КГУП "Забайкальское БТИ" (реестровый N 0591200000716000002).
Из жалобы общества следует, что заказчиком принято неправомерное решение об отказе заключения контракта с победителем закупки.
Заявителем указано, что ООО "Аудит-Стандарт" признано победителем открытого конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности КГУП "Забайкальское БТИ" (протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 26.03.2016). В конкурсной документации не установлены дополнительные требования о подтверждении участником закупки задекларированной в заявке информации о квалификации. Обществом задекларирована информация о квалификации участника закупки - о наличии 7 аттестованных аудиторов в штате ООО "Аудит-Стандарт". Однако заказчиком 11.04.2016 принято решение об отказе заключить контракт с ООО "Аудит-Стандарт". Заявитель считает, что в заявке отсутствуют недостоверные сведения о квалификации общества, в связи с чем отказ заказчика заключить контракт является неправомерным.
По мнению заявителя, несвоевременное направление обществом в саморегулируемую организацию сведений об аудиторах не является для заказчика основанием для отказа от заключения контракта.
В подтверждение доводов заявителем приложены: протоколы, составленные в ходе осуществления закупки; копии выписок из Реестра аудиторов и аудиторских организаций СРО НП МоАП от 07.04.2016 NN133/1, 133, 4825-Ю/16; копия штатного расписания; копии трудовых договоров с Васильевой А.Г. от 25.05.2007 N01, Фоминой С.А. от 01.12.2012 N17, Будыриной Л.В. от 14.02.2012 N22, Фадеевой Н.Г. от 11.01.2009 N3, Мельниковой О.А. от 14.02.2010 N22, Романовой А.С. от 19.01.2011 N8, Козец О.В. от 11.01.2011 N3.
Заявитель считает, что заказчиком нарушены требования части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе, просит выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
По запросу Забайкальского УФАС России (письмо от 26.04.2016 N04-03-1519) копии трудовых книжек 7 указанных в конкурсной заявке аудиторов обществом "Аудит-Сервис" не представлены ввиду их отсутствия в офисе компании (ответ ООО "Аудит-Сервис" вх. 27.04.2016 N1848).
Представители заказчика с доводами заявителя не согласились, пояснив следующее.
Требования к аудиторам, аудиторской деятельности установлены Федеральным законом от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" и предусматривают обязательность членства аудиторов в СРО.
Кроме того, установлена обязанность в течение каждого календарного года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, проходить обучение по программам повышения квалификации, утвержденным саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой он является.
Законом об аудиторской деятельности установлено обязательное ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций. Порядок ведения указанного реестра (приказ Минфина России от 30.10.2009 N111н) предусматривает включение в него сведений обо всех аудиторах, являющихся работниками аудиторной организации на основании трудового договора.
В конкурсной документации установлен показатель (подкритерий) - количество предлагаемых для участия в аудите специалистов, имеющих действующие квалификационные аттестаты на право осуществления аудиторской деятельности, срок которых не истек - 10 баллов.
Обществом "Аудит-стандарт" по указанному критерию предоставлены недостоверные сведения о наличии у участника закупки 7 аудиторов, что повлияло на оценку заявки участника закупки. При проверке заявленных сведений, заказчиком от МоАП получены сведения о наличии у общества 5 аудиторов.
Представители заказчика просят признать жалобу необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка, в ходе которой установлено следующее.
03 марта 2016 года государственным заказчиком размещены извещение и документация о проведении конкурса на оказание услуг по обязательному аудиту годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности Краевого государственного унитарного предприятия "Забайкальское БТИ" за 2015 - 2016 г.г. (реестровый N 0591200000716000002).
Начальная (максимальная) цена контракта 357 628,00 рублей.
В соответствии с пунктом 2.3 конкурсной документации участники должны соответствовать следующим обязательным требованиям: "соответствие аудиторской организации требованиям Федерального закона Российской Федерации "Об аудиторской деятельности" N 307-ФЗ от 30.12.2008, другим федеральным законам и иным нормативным актам по проведению аудиторской деятельности".
В соответствии с пунктом 7.4 документации в составе заявки предоставляются документы, подтверждающие квалификацию участника конкурса (сведения об опыте проверок, о наличии в организации аттестованных аудиторов, о прохождении внешнего контроля качества и т.д.; дополнительно по желанию: полис страхования профессиональной ответственности, рекомендательные и благодарственные письма и т.д.).
Предложение о количественных и качественных характеристиках услуг (техническое предложение) в соответствии с подпунктом 4 пункта 7.4 конкурсной документации должно содержать:
- описание общего подхода к проведению обязательного аудита, включая предполагаемый объем проверки и общий объем трудозатрат, методику планирования аудита, образец аудиторского заключения и образец аудиторского отчета (письменной информации) по ранее проведенной аудиторской проверке организации (без указания ее наименования и других идентифицирующих признаков);
- сведения об образовании, квалификации и опыте штатных сотрудников аудиторской организации, предлагаемых для участия в аудиторской проверке, включая номера и типы квалификационных аттестатов аудитора, с обязательным указанием профиля работы специалиста - налоговый консультант, юрист и т.д., а также подтверждение членства аудиторов в одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
На участие в конкурсе поступило 5 заявок (протокол вскрытия конвертов с заявками от 25.03.2016); все допущены к участию в закупке, победителем конкурса признано ООО "Аудит-Стандарт" (протокол рассмотрения и оценки заявок от 26.03.2016).
11.04.2016 заказчиком принято решение об отказе от заключения контракта с победителем ввиду предоставления обществом в составе заявки недостоверных сведений об аудиторах, состоящих в штате организации (протокол об отказе от заключения договора с победителем открытого конкурса от 11.04.2016).
На момент рассмотрения жалобы государственный контракт со вторым участником закупки не заключен.
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения заказчика, члена комиссии, Комиссия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации (часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе).
Согласно части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 закона, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (в том числе в документах, подтверждающих соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также в предложении участника открытого конкурса в отношении объекта закупки).
Требования к аудиторам, аудиторской деятельности установлены Федеральным законом от 30.12.2008 N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
Согласно части 1 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.
Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов (далее - реестр аудиторов и аудиторских организаций), членом которой такая организация является (часть 2 статьи 3 Закона об аудиторской деятельности).
Реестр аудиторов и аудиторских организаций - систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций (статья 19 Закона об аудиторской деятельности).
Ведение реестра аудиторов и аудиторских организаций осуществляется саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов в порядке, установленном Приказом Минфина РФ от 30.10.2009 N111н "Об утверждении Положения о порядке ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов и контрольного экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемых организаций аудиторов".
Аудиторская организация, аудитор обязаны в письменной форме или путем направления электронного документа уведомлять саморегулируемую организацию аудиторов, членами которой они являются, о всех изменениях содержащихся в реестре аудиторов и аудиторских организаций сведений в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем возникновения таких изменений.
В составе заявки обществом "Аудит-Сервис" заявлено о членстве участника закупки в СРО НП "Московская аудиторская палата" и о наличии в штате организации 7 аудиторов.
Обществом в предложении заявки представлены сведения о 7 штатных аудиторах: Л.В. Будыриной, А.Г. Васильевой, О.В. Козец, О.А. Мельниковой, А.С. Романовой, С.А. Фоминой, Н.Г. Фадеевой.
При этом, саморегулируемой организацией аудиторов НП "Московская аудиторская палата" подтверждены сведения о пяти аудиторах в ООО "Аудит-Стандарт": Л.В. Будыриной, А.Г. Васильевой, О.В. Козец, О.А. Мельниковой, А.С. Романовой (выписка из реестра аудиторов и аудиторских организаций от 07.04.2016 N133/1).
Сведения об аудиторах С.А. Фоминой, Н.Г. Фадеевой в реестре аудиторов и аудиторских организаций в штате ООО "Аудит-Стандарт" не содержатся и саморегулируемой организацией не подтверждаются.
Таким образом, Комиссия разделяет позицию государственного заказчика о предоставлении недостоверных сведений в предложении участника закупки в отношении образования, квалификации и опыта штатных сотрудников аудиторской организации, предлагаемых для участия в аудиторской проверке.
Комиссия не усматривает нарушения требований законодательства о контрактной системе в действиях заказчика и его конкурсной комиссии при принятии решения об отказе от заключения договора, поскольку указанное не противоречит требованиям части 9 статьи 31, части 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе.
Обязанность подтверждения обоснованности доводов жалобы лежит на заявителе. Согласно пункту 4 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба должна содержать указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок. При этом в силу части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Довод заявителя о несвоевременном направлении сведений о штатных аудиторах в саморегулируемую организацию аудиторов признан Комиссией необоснованным, поскольку подтверждение направления в СРО подлежащих уведомлению в январе 2009 сведений об аудиторе Н.Г. Фадеевой и в январе 2012 года сведений об аудиторе С.А. Фоминой к жалобе не приложены.
Кроме того, заявителем по запросу не представлены копии трудовых книжек на заявленных аудиторов.
Таким образом, документы, подтверждающие обоснованность доводов заявителя о наличии в штате 7 аудиторов, задекларированных в конкурсной заявке, к жалобе не приложены и заявителем на рассмотрение Комиссии не представлены.
Представленные копии трудовых договоров и штатного расписания Комиссия оценивает критически, поскольку обществом не исполнена законодательно установленная обязанность уведомления саморегулируемой организации аудиторов о принятых в штат сотрудниках.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14), комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Аудит-Стандарт" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии: Е.Н. Минашкин
Члены Комиссии: А.О. Осипова
Ю.А. Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 27 апреля 2016 г. N 81
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016