Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 апреля 2016 г. N 86
Комиссия Забайкальского УФАС России по рассмотрению жалоб в сфере закупок в составе: председателя комиссии Горбуновой А.В. заместителя руководителя Забайкальского УФАС России; членов комиссии: Осиповой А.О. главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Забайкальского УФАС России, Терпуговой Ю.А. главного специалиста-эксперта этого же отдела,
рассмотрев жалобу ООО "СТ-Тендер" на нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" государственным заказчиком, уполномоченным учреждением при проведении аукциона в электронной форме на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечениями жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в городском поселении "Первомайское" Шилкинского района Забайкальского края (217-ЭА), реестровый N 0891200000616000229),
в присутствии директора заказчика - Чупина Г.П. (распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края от 22.04.2016 N110-р), представителей заказчика - Гурьева С.Ю. (доверенность от 18.04.2016 б/н); Выжлова К.Ю. (доверенность от 28.04.2016 б/н), Пашиной С.В. (доверенность от 28.04.2016 б/н),
представителей уполномоченного учреждения: Клещёнок Е.Ю. (доверенность от 18.01.2016 N2), Колесниченко А.Е. (доверенность от 18.01.2016 N3);
представителя ООО "СТ-Тендер" Тургина Е.С. (доверенность от 21.03.2016 N1/Д),
УСТАНОВИЛА:
25 апреля 2016 года в адрес Забайкальского УФАС России поступила жалоба ООО "СТ-Тендер" на положения аукционной документации (закупка N 0891200000616000229).
Из существа жалобы следует, что, по мнению заявителя, заказчиком и уполномоченным учреждением нарушены:
1) требования части 14 статьи 34, частей 8,9 статьи 95 Закона о контрактной системе при установлении в проекте контракта непредусмотренного гражданским законодательством основания одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта "нарушение сроков оформления в аренду или безвозмездное пользование земельных участков для создания объектов недвижимого имущества".
Кроме того, по мнению заявителя, указанные условия одностороннего отказа предоставляют преимущества хозяйствующим субъектам рынка, оформившим заранее земельные участки на соответствующих муниципальных территориях, что противоречит требованиям статьи 8 Закона о контрактной системе.
2) требования статьи 96 Закона о контрактной системе при установлении в проекте контракта условия о внесении задатка продавцу. В соответствии с Законом о контрактной системе допустима выплата аванса, внесение задатка указанным законом не предусмотрено. Согласно положениям документации об электронном аукционе вышеуказанный платеж не является авансом.
Кроме того, в п. 3.7. проекта государственного контракта в случае, когда продавец, получивший платежи в соответствии с п.п. З.4.1., 3.4.2., не исполняет обязанность по передаче объектов в установленный п. 4.1. срок, покупатель вправе потребовать передачи объектов или возврата суммы платежа, предусмотренного п.п. З.4.1., 3.4.2 в соответствии с гражданским законодательством. Однако пункты 3.4.1. и 3.4.2. в проекте контракта отсутствуют, таким образом, возможность возврата задатка у заявителя вызывает сомнение.
3) по мнению заявителя, заказчик не правоспособен осуществлять обжалуемую закупку, поскольку основной уставной деятельностью ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края является выполнение функций уполномоченного государственного заказчика-застройщика по объектам строительства, а не приобретение в собственность объектов недвижимого имущества.
Предметом закупки N 0891200000616000229 является приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества. Поскольку основной уставной деятельностью ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края является выполнение функций уполномоченного государственного заказчика-застройщика по объектам строительства, а не приобретение в собственность объектов недвижимого имущества, заявитель считает, что заказчик не правоспособен осуществлять данную закупку.
В соответствии с пунктом 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - это государственное казенное учреждение, действующие от имени субъекта Российской Федерации, уполномоченное принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 2.1.1. устава ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, учреждение создано в целях обеспечения полномочий Забайкальского края, по его функциям как государственного заказчика по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, и содержанию автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Забайкальского края и искусственных сооружений на них, и иных объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется за счет бюджетных средств.
Согласно пункту 2.4. устава, учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные настоящим уставом.
В соответчики со статьей 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении.
В ходе заседания Комиссии по рассмотрению жалобы заявителем указано на создание в ведении Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края государственного казенного учреждения "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края", целью и видами деятельности которого является, в том числе, осуществление закупок для нужд Забайкальского края товаров, работ и услуг в сфере управления и распоряжения имуществом казны Забайкальского края.
4) по мнению заявителя, в нарушение статьи 33 Закона о контрактной системе проект государственного контракта содержит необъективные и избыточные требования к участникам закупки.
Объектом закупки является приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (жилых домов), созданных в будущем, для обеспечениями жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в городском поселении "Первомайское" Шилкинского района Забайкальского края.
Согласно статье 554 параграфа 7 главы 30 ГК РФ, в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества.
Однако в аукционной документации, отсутствуют данные позволяющие индивидуализировать приобретаемое недвижимое имущество, при этом проект контракта содержит условия:
- 5.1.7. Продавец в срок до 01.11.2016г. предоставляет копии договоров с подрядными организациями, выполнившими работы на объектах или поставлявшими оборудование, с разделом, где указаны их гарантийные обязательства В случае ликвидации или реорганизации Продавца до истечения гарантийного срока, указанного в п.7.1, право требования Продавца к подрядным организациям об устранении недостатков выполненных ими работ или гарантий на поставленное оборудование, переходят к Покупателю, о чем должно быть указано в договоре подряда.
- 5.3.1. Контролировать выполнение работ по Государственному контракту в соответствии с графиком этапов создания объектов недвижимого имущества (жилых домов) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот в г. Чита и Читинском районе Забайкальского края (приложение N3 к контракту). Факт выполнения этапов создания объектов фиксируется двухсторонним Актом (приложение N4 к контракту). В случае неисполнения настоящего пункта наступают последствия, предусмотренные п.2 статьи 381 Гражданского кодекса РФ
- 6.2. При подписании Акта приема-передачи недвижимого имущества Продавец передает Покупателю (уполномоченному им лицу) объекты с приложением сопутствующих документов, в том числе разрешение на ввод объектов в эксплуатацию, свидетельство о праве собственности, кадастровый паспорт, технический план, выданные в установленном порядке, проектно-сметная документация на строительство недвижимого имущества с положительным заключением экспертизы, правоустанавливающие документы на земельный участок, исполнительная и техническая документация, а также ключи от всех запирающих устройств.
- 14.10. Покупателю принадлежат право на получение патента и исключительное право на созданные Продавцу и / или третьими лицами, в том числе соисполнителями, проект, получивший положительное заключение государственной экспертизы, которому предоставляется правовая охрана. Указанное право на получение патента и исключительное право должны принадлежать Покупателю в полном объеме.
По мнению заявителя, данные условия указывают на отношения, направленные на не приобретение недвижимого имущества, а на выполнение строительных работ.
5) Заявитель считает, что уполномоченным учреждением не выполнены возложенные на него функции, поскольку при наличии вышеуказанных нарушений в аукционной документации, в соответствии с порядком взаимодействия, заявка заказчика должна быть отклонена.
Заявитель просит по результатам рассмотрения жалобы выдать предписание об аннулировании определения поставщика.
Представителями уполномоченного учреждения представлены следующие пояснения.
Полномочия учреждения на определение поставщика и государственных заказчиков Забайкальского края разграничены в соответствии с порядком взаимодействия, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым пункты 1, 2, 3, 4 жалобы ООО "СТ-Тендер" относятся к вопросам ведения заказчика.
При осуществлении закупки уполномоченным учреждением учтена практика по рассмотрению Забайкальским УФАС России жалоб N5-11.
Представители заказчика считают доводы заявителя необоснованными по следующим основаниям.
1) По доводу заявителя жалобы о нарушении части 14 статьи 34 и частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе государственным заказчиком представлены следующие пояснения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи). В данном случае Учреждением подготовлена аукционная документация на проведение аукциона в электронной форме на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, т.е. товар, который будет создан (построен) участником закупки. Вследствие этого проект государственного контракта содержит элементы договора подряда, что не противоречит действующему законодательству и согласуется со статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми. В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации одним из условий выдачи разрешения на строительство является наличие оформленных земельных отношений. Следствием несвоевременного оформления земельных отношений будет являться нарушение графика этапов создания объектов недвижимого имущества (жилых домов) для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, что в свою очередь повлечет неисполнение государственного контракта в установленный срок, то есть отступления от условий договора являются существенными и неустранимыми. Возможность одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании указанной статьи Гражданского кодекса Российской Федерации подтверждена позицией Министерства экономического развития Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службы, выраженной в совместном письме от 18 февраля 2016 года N 324-ЕЕ/Д28и, N АЦ/9777/16.
Кроме того, в соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Заявителем ООО "СТ-Тендер" указывается на ограничение числа участников закупки установленными заказчиком требованиями, нарушение Закона о защите конкуренции. Однако, документы, подтверждающие доводы (перечень хозяйствующих субъектов, оформивших заранее права на земельные участки на соответствующих муниципальных территориях; перечень лиц, готовых исполнить условия контрактов на отдельных муниципальных территориях без укрупнения лота; иные документы и сведения), заявителем не представлены.
2) В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться исполнителем предоставлением заказчику банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет. Вместе с тем часть 4 статьи 7.30 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за установление размера и способов обеспечения исполнения контракта, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Данное нарушение заказчиком допущено не было, поскольку в разделе 9 проекта государственного контракта указаны способы обеспечения исполнения контракта участником закупки, предусмотренные Законом о контрактной системе - внесение денежных средств либо предоставление безотзывной банковской гарантии.
В рассматриваемом случае заказчик при заключении государственного контракта берет на себя дополнительные обязательства перед участником закупки, предоставляя ему дополнительные гарантии в случае неисполнения государственного контракта по вине заказчика. В виду урезанного финансирования и отсутствия потенциальных продавцов Учреждение в целях исполнения обязательств Забайкальского края по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан обратилось к положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 380), а именно к задатку как к форме обеспечения обязательств. Данное решение в условиях сложной экономической ситуации предоставляет как необходимые для поставщиков гарантии, так и служит благоприятствующим фактором для привлечения потенциальных участников рынка работ и услуг, что в будущем может способствовать возможному снижению цен на заявленные услуги, что также соответствует целям и задачам Закона о контрактной системе. Запрета на включение подобных условий в контракт Закон о контрактной системе не содержит.
3) В отношении довода заявителя о заключении контракта ненадлежащим заказчиком представители ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края пояснили следующее. Постановлением Правительства Забайкальского края от 31 декабря 2013 года N 606 утверждена Региональная адресная программа Забайкальского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы. В качестве исполнителей указанной программы определены Министерство территориального развития Забайкальского края, органы местного самоуправления, подведомственное государственное учреждение Министерства территориального развития Забайкальского края, организации, с которыми заключены соответствующие договоры в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.
В рамках мероприятий государственной программы подведомственное учреждение осуществляет функции государственного заказчика по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов. Распоряжением Правительства Забайкальского края от 17 августа 2015 года N 438-р государственным заказчиком в рамках данной региональной программы назначено ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края. Распоряжением Министерства территориального развития Забайкальского края от 14 декабря 2015 года N 867-р.1 ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края назначено государственным заказчиком по приобретению жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в жилых домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо на строительство указанных домов для граждан, переселяемых в рамках данной региональной адресной программы.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3.7 Устава ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края к видам деятельности Учреждения отнесено, в том числе, осуществление инвестиционной деятельности в форме заключения инвестиционных договоров и договоров участия в долевом строительстве. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11 июля 2011 года N 54 установлено, что договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, следует оценивать как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи.
4) В отношении довода заявителя о содержании в государственном контракте необъективных и избыточных требований к участникам закупки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации предметом договора купли-продажи может быть как товар, имеющийся в наличии у продавца в момент заключения договора, так и товар, который будет создан или приобретен продавцом в будущем, если иное не установлено законом или не вытекает из характера товара (договор купли-продажи будущей вещи). В данном случае заказчиком подготовлена аукционная документация на проведение аукциона в электронной форме на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, т.е. товар, который будет создан (построен) участником закупки. Установление заказчиком требований к участнику закупки не только как к поставщику товара, но и как к лицу, выполняющему работы по строительству, обусловлено следующим.
Финансирование региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется на долевых условиях за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) и консолидированного бюджета Забайкальского края. Между Фондом и Забайкальским Краем 30 июля 2008 года заключен договор N 50-ЗС о долевом финансировании региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов и (или) переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Дополнительным соглашением от 24 августа 2015 года N 15 указанный договор в части обязательств Забайкальского края дополнен пунктами следующего содержания:
"2.3.21. Заключать договоры на приобретение жилых помещений в домах, государственные контракты на строительство домов лишь при условии, что в отношении проектной документации указанных домов имеется положительное заключение экспертизы (даже если в соответствии с законодательством проведение экспертизы не является обязательным);
2.3.22. Обеспечить осуществление органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, контроля за:
1) соответствием выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства домов, строительство которых или приобретение жилых помещений в которых осуществляется в рамках реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
2) наличием разрешения на строительство в отношении указанных домов;
3) выполнением требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве указанных домов.
2.3.23. Включать в государственные и муниципальные контракты на строительство домов, указанных в пункте 2.3.22 Договора, и в договоры на приобретение жилых помещений в указанных домах, положений, обеспечивающих реализацию требований пункта 2.3.22 Договора (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством осуществляется государственный региональный строительный надзор".
Также представителями ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края указывается, что действиями заказчика не нарушаются права и законные интересы ООО "СТ-Тендер".
На основании изложенного представители заказчика просят признать жалобу заявителя необоснованной.
В ходе рассмотрения жалобы, комиссией на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе проведена внеплановая проверка осуществления закупки. В ходе проверки установлено следующее.
06 апреля 2016 года уполномоченным учреждением - ГКУ "Забайкальский центр государственных закупок" для нужд государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на приобретение в государственную собственность Забайкальского края объектов недвижимого имущества (благоустроенных квартир), созданных в будущем, для обеспечениями жилыми помещениями граждан по переселению из аварийного жилищного фонда в городском поселении "Первомайское" Шилкинского района Забайкальского края (217-ЭА), реестровый N 0891200000616000229).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 981 104,00 рублей.
В соответствии с порядком взаимодействия (постановление Правительства Забайкальского края от 17.12.2013 N544 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - далее Порядок взаимодействия) уполномоченное учреждение и государственный заказчик совместно утверждают аукционную документацию. В соответствии с пунктом 19 Порядка взаимодействия уполномоченное учреждение утверждает документацию в пределах переданных ему полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), то есть за исключением обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта.
На участие в аукционе поступила 1 заявка (ООО "Крол"), которая комиссией признана несоответствующей требованиям аукционной документации; аукцион признан несостоявшимся (протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.04.2016 N 1/217-ЭА).
Рассмотрев представленные документы, заслушав объяснения сторон, Комиссия приходит к следующим выводам.
1. Довод заявителя о неправоспособности заказчика признан Комиссией необоснованным по следующим основаниям.
ГКУ "Служба единого заказчика" назначено государственным заказчиком по приобретению жилых помещений, которые будут созданы в будущем, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (распоряжение Министерства территориального развития Забайкальского края от 19.11.2015 N835-р).
Вопросы о несоответствии деятельности по осуществлению закупок (объектов недвижимости для детей-сирот) целями деятельности ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края, наличия этих полномочий у Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края и создания для этих целей ГКУ "Центр обслуживания, содержания и продаж казенного имущества Забайкальского края", не относятся к компетенции антимонопольных органов и передаются для рассмотрения в Прокуратуру Забайкальского края.
2. Довод заявителя, что Законом о контрактной системе не предусмотрено внесение заказчиком поставщику задатка, признан Комиссией обоснованным.
Задаток является формой обеспечения исполнения обязательств. Законом о контрактной системе внесение сторонами задатка не предусмотрено.
При этом, согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается в том числе и на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
В соответствии со статьей 380 ГК РФ задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой стороне, в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.
В случае сомнения в отношении того, является ли сумма, уплаченная в счет причитающихся со стороны по договору платежей, задатком, эта сумма считается уплаченной в качестве аванса, если не доказано иное (пункт 3 статьи 380 ГК РФ). Заказчиком в пункте 3.5.1 проекта государственного контракта установлено, что названные платежи не являются авансом.
Таким образом, условия пункта 3.5.1 проекта государственного контракта предусматривают внесение покупателем задатка. Задаток является способом обеспечения обязательств (статья 380 ГК РФ). В связи с указанным, довод представителей заказчика об отнесении пункта 3.2.1 исключительно к способу оплаты контракта, признан необоснованным.
Отношения по обеспечению исполнения контракта регламентированы статьей 96 Закона о контрактной системе и предусматривают обеспечение исполнения контракта только со стороны участника закупки, с которым заключается контракт (согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе - предоставлением банковской гарантии или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет). Положений об обеспечении исполнения контракта заказчиком Закон о контрактной системе не содержит.
Таким образом, заказчиком в нарушение части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено непредусмотренное законодательством о контрактной системе положение об обеспечении исполнения контракта заказчиком путем внесения задатка.
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
3. Довод заявителя о необъективном описании объекта закупки признан Комиссией обоснованным.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В нарушение указанной нормы раздел 21 аукционной документации не позволяет определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору (в том числе невозможно идентифицировать расположение в населенных пунктах закупаемых объектов недвижимости, созданных в будущем); положениями документации (пункты 21, 23, проект государственного контракта с приложениями) несмотря на то, что объектом закупки является приобретение объектов недвижимого имущества (жилых домов), созданных в будущем, требования к обязательствам участника закупки установлены не только как к поставщику товара, но и как к лицу, выполняющему работы по строительству.
Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки не носит объективный характер, поскольку наряду с характеристиками товара содержит требования к выполнению работ (что свидетельствует о потребности заказчика не в приобретении недвижимого имущества, а в выполнении строительных работ).
Ответственность за указанное нарушение предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. Довод заявителя о несоответствующем принципу обеспечения конкуренции (статья 8 Закона о контрактной системе) условию об оформлении участником закупки земельного участка (преимущественных условий у лиц, оформивших их заранее) признан Комиссией обоснованным.
Представители государственного заказчика в ходе рассмотрения жалобы затруднились пояснить местоположение будущих объектов недвижимости (их строительство в одном доме или нескольких) и соответственно количество требуемых к оформлению земельных участков.
При этом в составе заявки единственного участника закупки ООО "Крол" представлен договор аренды земельного участка от 08.02.2016 N04 для строительства многоквартирного жилого дома, заключенный между Администрацией городского поселения "Первомайское" и ООО "Звезда", и договор о передаче прав и обязанностей по указанному договору аренды от ООО "Звезда" обществу "Крол".
Таким образом, установленные заказчиком требования не соответствуют принципу обеспечения конкуренции, поскольку могут привести к ограничению числа участников закупки.
5. Довод заявителя о солидарной ответственности уполномоченного учреждения с заказчикам по установленным нарушениям признан Комиссией необоснованным, поскольку в соответствии с пунктом 20 Порядка взаимодействия ответственность за утверждение аукционной документации, не соответствующей требованиям действующего законодательства в сфере закупок, несут заказчик, уполномоченное учреждение, каждый только в части реализуемых ими полномочий (то есть уполномоченное учреждение несет ответственность за утверждение документации о закупке за исключением вопросов обоснования начальной (максимальной) цены контракта, описания объекта закупки, проекта контракта). Поскольку заявителем обжалуются положения документации, касающиеся описания объекта закупки и проекта контракта, уполномоченное учреждение не является лицом, ответственным за нарушения при утверждении документации в этой части. Вопросы взаимодействия заказчиков с уполномоченным учреждением в части работы с поступившей заявкой заказчика выходят за пределы полномочий Забайкальского УФАС России, в связи с чем не рассматриваются.
Выявленные нарушения Закона о контрактной системе являются основанием для выдачи предписания об аннулировании определения поставщика.
Исходя из изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 года N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", частью 8 статьи 106, пунктом 1 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, административным регламентом (утв. приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14) комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "СТ-Тендер" признать обоснованной частично.
2. Государственного заказчика - ГКУ "Служба единого заказчика" Забайкальского края признать нарушившим пункт 1 части 1 статьи 33, часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному учреждению выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы жалоб должностному лицу Забайкальского УФАС России для привлечения виновных лиц к административной ответственности.
5. Передать материалы жалобы в Прокуратуру Забайкальского края.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Забайкальского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии: А.В.Горбунова
Члены Комиссии: А.О.Осипова
Ю.А. Терпугова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Забайкальскому краю от 29 апреля 2016 г. N 86
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016