Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 апреля 2016 г. N 6764
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.М. Чудиновой, начальника отдела, Е.А. Акимовой, государственного инспектора (далее - Комиссия), рассмотрев жалобы ООО "СтройКом", ООО "Тентпроект" на действия уполномоченного органа - Администрации Северо-Енисейского района (далее - уполномоченный орган), муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика-застройщика Северо-Енисейского района" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Работы по устройству стальной тентовой конструкции для универсальной спортивной площадки (хоккейной коробки) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Северо-Енисейская детско-юношеская спортивная школа" по ул. Ленина гп Северо-Енисейский" (далее - электронный аукцион), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 25.04.2016 поступили жалобы ООО "СтройКом", ООО "Тентпроект" (далее - податели жалоб) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении электронного аукциона, размещенного на электронной площадке ЗАО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N0119300019616000062.
Существо жалоб: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалобы были поданы в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем были приняты к рассмотрению по существу.
В адреса подателей жалобы, заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени их рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель уполномоченного органа Пономарева Юлия Александровна (доверенность N вн. 12-а от 12.01.2016, паспорт);
- представитель заказчика Башкарева Таисия Геннадьевна (доверенность N 2 от 12.01.2016, паспорт).
Явку своих представителей на рассмотрение Комиссией жалобы по существу податели жалоб не обеспечили. ООО "СтройКом" направил в адрес Красноярского УФАС России ходатайство о рассмотрении жалобы в его отсутствие, ООО "Тентпроект" в своей жалобе просило рассмотреть жалобу без его участия.
Из содержания жалоб следует, что, по мнению подателей жалоб, при формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.
Согласно жалобе ООО "СтройКом" заказчик при формировании аукционной документации не указал единые требования к участникам закупки, а именно, требование, установленное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
ООО "Тентпроект" в своей жалобе в качестве обжалуемых действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии указало неправомерное отклонение заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме по следующей причине:
1. Заказчиком в документации о проведении запроса котировок установлены сокращенные сроки для поставки конструкций и выполнению работ по их монтажу, что приводит к ограничению конкуренции на рынке и позволяет сделать вывод о том, что указанный запрос предложений "проводится по кого-то" в нарушение антимонопольных требований к закупочной деятельности. Также целенаправленно укрупняется лот.
2. Способ закупки выбран заказчиком также сознательно для возможного отсева потенциально "ненужных" участников закупки. В целом все названные факторы обеспечивают высокую коррупциогенную ситуацию и ограничивают конкуренцию на существующем рынке.
3. Установлены неправомерные требования к порядку оплаты.
В качестве довода жалобы ООО "Тентпроект" указало, что согласно документации сроки исполнения контракта составляют 35 календарных дней, завоз на место выполнения работ на объект 50% строительных материалов и предоставление их заказчику в течение 5 календарных дней. По мнению подателя жалобы, объем требуемой к поставке продукции настолько велик, что делает выполнение заказа в установленные сроки невозможным, учитывая время заказа, изготовления, доставки необходимой продукции. Податель жалобы отметил, что данные действия заказчика можно квалифицировать как нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц").
С вышеуказанными доводами подателей жалоб в письменных пояснениях, а также в ходе рассмотрения жалобы на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа не согласились, так как, по их мнению, аукционная документация соответствует законодательству о контрактной системе, просили признать жалобы необоснованными.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по устройству стальной тентовой конструкции для универсальной спортивной площадки (хоккейной коробки) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Северо-Енисейская детско-юношеская спортивная школа" по ул. Ленина гп Северо-Енисейский.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе одним из единых требований, установленных заказчиком при осуществлении закупки к участникам закупки, является требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с Разделом II Документации об аукционе в электронной форме "Информационная карта аукциона" обязательные требования к участникам закупки указаны в пункте 1.8.3 документации.
Пунктом 1.8.3 Раздела I Документации об аукционе в электронной форме "Общие условия проведения аукциона" установлены единые требования, предъявляемые к участникам закупки. В подпункте 8 указанного пункта 1.8.3 указано, что участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, заказчиком, уполномоченным органом в документации об электронном аукционе установлено требование к участникам закупки, установленное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Следовательно, довод ООО "СтройКом" признается Комиссией необоснованным.
ООО "Тентпроект" в своей жалобе в качестве обжалуемых действий заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, оператора электронной площадки, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии указало неправомерное отклонение заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме по следующей причине:
1. Заказчиком в документации о проведении запроса котировок установлены сокращенные сроки для поставки конструкций и выполнению работ по их монтажу, что приводит к ограничению конкуренции на рынке и позволяет сделать вывод о том, что указанный запрос предложений "проводится по кого-то" в нарушение антимонопольных требований к закупочной деятельности. Также целенаправленно укрупняется лот.
2. Способ закупки выбран заказчиком также сознательно для возможного отсева потенциально "ненужных" участников закупки. В целом все названные факторы обеспечивают высокую коррупциогенную ситуацию и ограничивают конкуренцию на существующем рынке.
3. Установлены неправомерные требования к порядку оплаты.
Согласно Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.04.2016 N 1429091 аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в аукционе подана только одна заявка. ООО "Тентпроект" заявку на участие в электронном аукционе не подавало, следовательно, она не могла быть отклонена. Таким образом, указанный довод ООО "Тентпроект" признан Комиссией необоснованным.
Как установлено комиссией, победивший участник аукциона должен будет поставить товар, выполнить работы, оказать услуги, являющиеся объектом закупки, в место и в течение периода времени, указанного в Информационной карте аукциона (пункт 1.3.2 Раздела I Документации об аукционе в электронной форме "Общие условия проведения аукциона")
В соответствии с Разделом II Документации об аукционе в электронной форме "Информационная карта аукциона" выполнение работ согласно Графику производства работ (ГПР), согласованному с Заказчиком в течение 5 календарных дней со дня заключении контракта. Начало выполнения работ - через 5 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Окончание работ - через 30 календарных дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ.
Согласно пункту 1.6 Проекта контракта (Раздел III Документации об аукционе в электронной форме) Выполнение работ согласно Графику производства работ (ГПР), согласованному с Заказчиком в течение 5 календарных дней со дня заключения контракта. Начало выполнения работ - через 5 календарных дней со дня заключения муниципального контракта. Окончание работ - через 30 календарных дней, согласно календарному графику выполнения подрядных работ.
Техническим заданием (спецификацией) предусмотрено, что до начала выполнения работ (в течение 5 календарных дней после заключения контракта) Подрядчик обязан завезти на место выполнения работ (на объект) и предъявить для осмотра Заказчику оборудование и инструменты, а также не менее 50% строительных материалов.
ООО "Тентпроект" в установленном порядке 19.04.2016 обращалось за разъяснениями документации по условиям выполнения контракта в установленные графиком сроки. Уполномоченным органом дан ответ на указанное обращение, размещен в единой информационной системе.
Заказчик и уполномоченный орган по доводу ООО "Тентпроект" пояснили следующее.
Северо-Енисейский район является районом Крайнего Севера, имеет значительную транспортную удаленность от крупных населенных пунктов Красноярского края (железнодорожное сообщение с районом также отсутствует). Районный центр гп Северо-Енисейский расположен в 643 км от г. Красноярска с паромной переправой (в летнее время) и ледовой переправой (в зимнее время) через р. Енисей в районе г. Енисейска. В весенний и осенний периоды наступает период распутицы, когда 300 км автодороги Северо-Енисейский - Епишино, отделяющие районный центр от переправы находятся в неудовлетворительном, практически "непроезжаемом" для большей части автотранспорта состоянии. Кроме этого, транспортное сообщение с "материком" полностью прекращается в период ледостава и ледохода на р. Енисей.
Учитывая вышеизложенное, при составлении технического задания и проекта муниципального контракта в составе аукционной документации выполнение работ по устройству стальной тентовой конструкции для универсальной спортивной площадки (хоккейной коробки) муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Северо-Енисейская детско-юношеская спортивная школа" по ул. Ленина гп Северо-Енисейский Заказчик указал, что работы по строительству объекта начнутся не со дня заключения муниципального контракта, а через пять календарных дней со дня заключения муниципального контракта, согласно графику производства работ.
Учитывая, что в соответствии статьей 70 Закона о контрактной системе контракт по результатам электронного аукциона может быть заключен не ранее чем через десять дней с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов электронного аукциона, Подрядчик имеет возможность заблаговременно подготовиться к добросовестному выполнению работ.
Тем самым, Заказчик, учитывая непростые транспортные условия района, дает Подрядчику достаточное время на завоз на место выполнение работ (на объект) 50 % строительных материалов и предоставление их Заказчику (минимум 15 дней), которые будут требоваться для выполнения работ. Кроме того, при определении сроков выполнения работ Заказчик также действующие строительные нормы и правила.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
В соответствии с частью 1 статьи 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Статьей 766 ГК РФ регламентировано, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Кроме указанных условий, в проект муниципального контракта также включаются положения в соответствии со статьей 34 Закона о контрактной системе. Ограничений по сроку действия контракта Законом о контрактной системе не установлено.
В соответствии со статьей 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его. Таким образом, обязательства по контракту на выполнение подрядных работ считаются выполненными, когда работа была принята покупателем (заказчиком) в соответствии со статьей 720 ГК РФ и была произведена ее оплата (статья 711 ГК РФ).
Комиссия обращает внимание на то, что заказчик вправе устанавливать сроки выполнения работ, являющихся объектом закупки, в соответствии со своей потребностью, Закон о контрактной системе не ограничивает заказчика в данном праве.
Кроме того, ООО "Тентпроект" не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что установленные заказчиком сроки выполнения работ по устройству стальной тентовой конструкции для универсальной спортивной площадки (хоккейной коробки) создало одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекло за собой ограничение количества участников закупки. Указанных доказательств Комиссией также не установлено.
Таким образом, довод ООО "Тентпроект" признается комиссией Красноярского УФАС России необоснованным.
Замечание подателя жалобы о том, что действия заказчика можно квалифицировать как нарушение принципов равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки (пункт 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"), не принято Комиссией во внимание, так как закупка, являющаяся предметом рассмотрения жалоб, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Учитывая совокупность вышеприведенных обстоятельств, Комиссия установила, что в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов подателей жалоб как участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалоб ООО "СтройКом", ООО "Тентпроект", проведя внеплановую проверку, руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобы ООО "СтройКом", ООО "Тентпроект" необоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
Е.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 29 апреля 2016 г. N 6764
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016