Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2016 г. N 1851
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "АЛЬПСТРОЙ" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление городского хозяйства" Администрации города Минусинска (далее - заказчик) и уполномоченного органа - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок "Благоустройство придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14 (дополнительные работы)" (далее - запрос котировок), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России 11.11.2016 поступила жалоба ООО "АЛЬПСТРОЙ" (далее - податель жалобы) на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении запроса котировок, извещение N 0819300027816000247.
Существо жалобы: извещение о проведении запроса котировок составлено с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного органа было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Заказчику, уполномоченному органу было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представитель заказчика Кохан Юрий Александрович (доверенность б/н от 05.08.2016, удостоверение личности);
- директор уполномоченного органа Криштоп Марина Юрьевна (выписка из ЕГРЮЛ в отношении уполномоченного органа от 16.11.2016, удостоверение личности).
Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии податель жалобы не обеспечил.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании извещения о проведении запроса котировок заказчиком, уполномоченным органом были допущены нарушения требований Закона о контрактной системе.
Объектом закупки является выполнение работ по благоустройству придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14, с кодом ОКПД2 - 42.99.12.120. Однако, согласно описанию объекта закупки (Приложение N 3 к информационной карте запроса котировок) и Обоснованию начальной (максимальной) цены контракта (Приложение N 2 к Информационной карте запроса котировок), предметом закупки, по мнению подателя жалобы, является не выполнение работ, а поставка товара (качалка, качели с гибкой подвеской, подвес для качелей, песочница, сетка пирамида, беговой барабан).
Податель жалобы отмечает, что неверное (неточное) указание наименования предмета закупки технически ограничивает круг потенциальных участников запроса котировок.
Вместе с этим, податель жалобы сообщает о том, что товары (качалка, качели с гибкой подвеской, подвес для качелей, песочница, сетка пирамида, беговой барабан), являющиеся предметом закупки, попадают под действие Приказа Минэкономразвития РФ N 155 от 25.03.2014, согласно которому должен быть применен 15-процентный понижающий коэффициент по критерию "цена контракта" к заявкам участников, которые содержат предложения о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза.
Податель жалобы приходит к выводу о том, что неверное указание заказчиком ОКПД2 ведет к несоблюдению норм действующего законодательства Российской Федерации об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, при осуществлении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком, уполномоченным органом были представлены в письменной форме возражения, согласно которым в оспариваемых положениях извещения о проведении запроса котировок были установлены именно такие требования, которые относятся исключительно к определению функциональных, технических и качественных характеристик работ, необходимых заказчику, а также товаров, подлежащих использованию. Положения такого извещения не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в связи с чем доводы подателя жалобы являются необоснованными.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения лиц, допущенных к участию в заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью у заказчика уполномоченный органом были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок на благоустройство придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14 (дополнительные работы) (извещение от 31.10.2016 N0819300027816000247).
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться, в том числе информация, указанная в пункте 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно информационной карте извещения о проведении запроса котировок объектом закупки (предметом контракта) является благоустройство придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14 (дополнительные работы). Указанный объект закупки был классифицирован заказчиком, уполномоченным органом в рамках категории 42.99.12.120 "Объекты и сооружения для отдыха" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), которая входит в состав вида 42.99.12 "Сооружения для занятия спортом и отдыха" группы 42.99 "Сооружения и строительные работы по строительству прочих гражданских сооружений, не включенных в другие группировки" класса 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Из пункта "Описание объекта закупки" информационной карты извещения о проведении запроса котировок следует, что функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки были сформулированы заказчиком, уполномоченным органом в Приложении N3 к информационной карте извещения о проведении запроса котировок (далее - Описание объекта закупки).
Исследовав Описание объекта закупки, Комиссия установила, что в указанном разделе извещения о проведении запроса котировок заказчиком были установлены требования к порядку (последовательность, этапы) выполнения работ, непосредственно к выполнению работ, к техническим характеристикам работ, к товарам и комплектующим, используемым при выполнении работ, в том числе неизменные, максимальные и (или) минимальные показатели требований к качеству, техническим и функциональным параметрам товаров (материалов), используемых при выполнении работ, к результатам работ, к качеству работ, к гарантийному сроку качества работ.
В том числе, в Описании объекта закупки (подпункт 3.13 пункта "Требования к выполнению работ") заказчик указал на необходимость выполнения работ по закапыванию в землю опорных конструкций малых архитектурных форм на глубину до 0,7 м, по бетонированию, по засыпанию поверхности лунки материалом основания площадки. Бетонирование производится бетоном марки не ниже В 7,5. Малые архитектурные формы, имеющие одну опорную конструкцию, бетонируются размером 0,5*0,5*0,6 м, формы, имеющие более одной опорной конструкции - размером 0,3*0,3*0,6 м.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком, уполномоченным органом характеристик и показателей работ, являющихся объектом закупки, и товаров, которые необходимо использовать при выполнении таких работ, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Анализ и сопоставление заявленного заказчиком, уполномоченным органом объекта закупки с Описанием объекта закупки, предметом контракта, сформулированными в извещении о проведении запроса котировок, показали Комиссии отсутствие между ними противоречий, поскольку работы, являющиеся объектом закупки, описаны в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, такое описание позволяет определить потребность заказчика, между присвоенной категорией Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) и существом работ, являющихся объектом закупки, отсутствует противоречие. Закон о контрактной системе не предусматривает порядка, в соответствии с которым заказчику, уполномоченному органу при формировании извещения о проведении запроса котировок надлежит определять принадлежность объекта закупки к той или иной категории Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Следовательно, такую принадлежность заказчик, уполномоченный орган вправе определить по своему усмотрению.
Таким образом, довод подателя жалобы о том, что объектом закупки является не выполнение работ, а поставка товара (качалка, качели с гибкой подвеской, подвес для качелей, песочница, сетка пирамида, беговой барабан), признается Комиссией необоснованным, поскольку не находит своего подтверждения положениями извещения о проведении запроса котировок, из которых однозначно следует потребность заказчика в выполнении работ по благоустройству придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14 (дополнительные работы) с использованием следующих товаров: качалка, качели с гибкой подвеской, подвес для качелей, песочница, сетка пирамида, беговой барабан. При этом в отношении такого объекта закупки заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении запроса котировок установлены надлежащие показатели характеристик в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые позволяют определить потребность заказчика, что не препятствует неограниченному количеству участников закупки ознакомиться с ними и подать заявку на участие в запросе котировок.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки, непосредственно в объекте закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
На основании вышеизложенных обстоятельств, довод подателя жалобы о том, что неверное (неточное) указание наименования предмета закупки технически ограничивает круг участников закупки, признается Комиссией необоснованным.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, определены Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (далее - Приказ).
Приложением к Приказу определен перечень товаров, в отношении которых устанавливаются условия их допуска, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объект закупки: благоустройство придомовой территории многоквартирных домов ул. Абаканская, 55, ул. Тимирязева, 14 (дополнительные работы), был классифицирован заказчиком, уполномоченным органом в рамках категории 42.99.12.120 "Объекты и сооружения для отдыха" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), которая не включена в Приказ. Иных классификаций объекта закупки в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) в извещении о проведении запроса котировок не содержится. Вследствие отсутствия порядка определения соответствия принадлежности объекта закупки к тем или иным категории, виду, группе, классу Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), в соответствии с которым заказчику при формировании извещения о проведении закупки надлежит определять категорию объекта закупки по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), довод подателя жалобы о том, что неверное указание заказчиком ОКПД2 ведет к несоблюдению норм действующего законодательства об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, признается Комиссией необоснованным.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что извещение о проведении запроса котировок не противоречит требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика, уполномоченного органа отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведенной внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России приняла решение о признании жалобы ООО "АЛЬПСТРОЙ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
Е.М. Хоменко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 17 ноября 2016 г. N 1851
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016