Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2016 г. N 1836
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика - Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку лекарственных препаратов (МНН Йодиксанол)" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке ЗАО "Сбербанк-АСТ", номер извещения 0319100000216000377, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ФК САТИКОМ" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "На поставку лекарственных препаратов (МНН Йодиксанол)" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовала представитель заказчика Коньевская А.С. (доверенность б/н от 25.01.2016).
ООО "ФК САТИКОМ", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своего представителя не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. В соответствии с аукционной документацией заказчик указывает технические характеристики к лекарственным препаратам с МНН "Йодиксанол" со следующими характеристиками ограничивающими количество участников аукциона: раствор для инъекций 320мг йода/мл-100мл, флаконы N 10 уп. Возможность введения с помощью автоинжектора нескольким пациентам в течение рабочего дня (должна быть указана в инструкции по применению препарата). Условия хранения - при температуре до 30оС включительно (диапазонное значение).
Представитель заказчика с доводами жалобы не согласилась и пояснила следующее. Закупаемый лекарственный препарат будет использован в отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения (РХМДЛ). На основании Порядка оказания медицинской помощи больным с сердечно-сосудистыми заболеваниями, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 05.11.2012 N 918н, стандарт оснащения отделения рентгенохирургических методов диагностики и лечения включает в себя в том числе "Инъектор автоматический для введения контрастного вещества для ангиографии" (Приложение N19 Порядка). Таким образом, использование в отделении РХМДЛ Инъекторов автоматических для введения контрастного вещества для ангиографии является обязанностью Учреждения.
Также представитель обратил внимание на то что, способы применения лекарственного препарата указываются при его государственной регистрации (пункт 4 части 2 статьи 18 Федерального Закона от 12.04.2010 N61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ)), способ введения лекарственного препарата должен быть указан в инструкции по его применению (подпункт е пункта 16 части 3 статьи 18 Закона N61-ФЗ).
Рассмотрев жалобу, документы и сведения, представленные лицами, участвующими при рассмотрении жалобы, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку лекарственных препаратов (МНН Йодиксанол)", номер извещения 0319100000216000377.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исследовав Техническое задание, Комиссия установила, что заказчику к поставке требуется лекарственное средство МНН "Йодиксанол", имеющее следующие характеристики: раствор для инъекций 320мг йода/мл-100мл, флаконы N10 уп. Возможность введения с помощью автоинжектора нескольким пациентам в течение рабочего дня (должна быть указана в инструкции по применению препарата). Условия хранения - при температуре до 30оС включительно (диапазонное значение).
В Техническом задании отсутствуют указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, при наличии неизменных, максимальных и (или) минимальных показателей характеристик, позволяющих определить потребность заказчика, что не противоречит части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание на то, что указание заказчиком характеристик и показателей товара, который является объектом закупки, в том виде и объеме, в которых оно изложено в Описании объекта закупки, не свидетельствует об их необоснованности объективными потребностями заказчика, поскольку пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено указание функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки заказчиком при необходимости.
При этом пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность, поскольку заказчик является социально значимым объектом и специфика его деятельности влечет за собой необходимость своевременного и качественного оказания пациентам медицинской помощи, в том числе, посредством использования товара, являющегося объектом закупки.
Комиссией были приняты во внимание пояснения заказчика о том, что согласно статье 4 Закона N 61-ФЗ лекарственная форма препарата представляет собой состояние лекарственного препарата, соответствующее способам его введения и применения и обеспечивающее достижение необходимого лечебного эффекта. Таким образом, способ введения и применения лекарственного средства является его эксплуатационной характеристикой, которую Заказчик вправе установить в описании объекта закупки при необходимости. Возможность введения с помощью инжектомата нескольким пациентам является способом введения и применения лекарственного препарата с МНН Йодиксанол. В учреждении выполняются лечебные рентгенэндоваскулярные вмешательства, при которых невозможно на этапе подготовки пациента к операции четко рассчитать необходимое количество рентгенконтрастного вещества, которое понадобиться во время вмешательства. В связи с этим при проведении рассматриваемого аукциона необходимость установления такой эксплуатационной характеристики как возможность введения с помощью инжектомата нескольким пациентам обусловлена тем, что при введении препарата с помощью шприца остатки неиспользованного лекарственного средства во флаконе нельзя использовать для другого пациента, так как нарушается его стерильность, и дорогостоящий препарат нужно выбросить, тогда как при введении лекарственного препарата с помощью инжектомата выполняется только однократный прокол пробки флакона и неиспользованный препарат, оставшийся во флаконе, можно использовать для следующего пациента, заменив трубку инжектомата. Возможность использования лекарственного препарата при помощи автоинжектора нескольким пациентам в течение рабочего дня позволяет на 38% снизить стоимость контрастирования. Следовательно, Учреждение правомерно и в соответствии со своими потребностями установило требование о способе введения и применения лекарственного препарата.
Способы применения лекарственного препарата указываются при его государственной регистрации (пункт 4 части 2 статьи 18 Закона N 61-ФЗ), способ введения лекарственного препарата должен быть указан в инструкции по его применению (подпункт е пункта 16 части 3 статьи 18 Закона N61-ФЗ). Лекарственные препараты должны поступать в обращение, если на их вторичной (потребительской) упаковке хорошо читаемым шрифтом на русском языке указан в том числе способ применения (пункт 2 части 1 статьи 46 закона N61-ФЗ). В соответствии с разделом 02.04.02 Отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" 91500.05.0002-2001 (утв. Приказом Минздрава РФ от 26.03.2001 N 88) инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальной информацией, в обязательном порядке сопровождающей обращение лекарственного препарата. При этом инструкция по применению лекарственного препарата для специалистов является официальным документом, содержащим информацию о лекарственном препарате, необходимую и достаточную для его эффективного и безопасного медицинского применения. В целях качественного оказания медицинской помощи, обуславливаемого в том числе правильностью выбора методов лечения и степенью достижения запланированного результата лечения (статья 2 и 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), учреждение обязано применять лекарственное средство только в соответствии с его инструкцией по медицинскому применению. Следовательно, требование о том, что способ применения в виде введения с помощью инжектомата должен быть указан в инструкции по медицинскому применению, также установлено правомерно в целях обеспечения качественного оказания медицинской помощи с использованием лекарственного препарата с МНН Йодиксанол.
Комиссией принято во внимание то обстоятельство, что объектом закупки является поставка лекарственных средств, а не их изготовление, в связи с чем, поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не производитель таких товаров, что свидетельствует об обеспечении конкурентных условий среди поставщиков.
Подателем жалобы не было представлено допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в Описании объекта закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми, неисполнимыми для потенциальных участников закупки, а также каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия считает необходимым учесть следующую правовую позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009: "основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок".
Вышеизложенные обстоятельства дают основание Комиссии полагать, что довод подателя жалобы о наличии в Описании объекта закупки требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки, не нашел своего подтверждения в ходе проведения заседания Комиссии по рассмотрению жалобы по существу.
Таким образом, Комиссия пришла к выводу о том, что аукционная документация соответствует обязательными требованиями Закона о контрактной системе, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе, а также прав и законных интересов участников закупки.
Рассмотрев обстоятельства жалобы в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частью 8 статьи 106 ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "ФК САТИКОМ" необоснованной.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 15 ноября 2016 г. N 1836
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016