Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 ноября 2016 г. N 1872
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела Я.Ю. Бычкова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Строительно-монтажная компания" на действия заказчика - Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Ужурская районная больница" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ"", размещенного на электронной площадке ЗАО ЭТП ММВБ "Госзакупки", номер извещения 0319300087416000015, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Строительно-монтажная компания" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ"" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалоб с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 17.11.2016 присутствовали:
- представители заказчика Скоробогатова Н.Ю. (доверенность б/н от 15.11.2016);
- представитель ООО "Строительно-монтажная компания" Шкутова И.В. (доверенность б/н от 16.11.2016);
- представитель заинтересованного лица ООО "СтройЭнергоМонтаж" Филиппов Р.Ю. (доверенность б/н от 17.11.2016).
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Во-первых, документацией установлен срок выполнения работ: с момента заключения контракта и до 15 декабря 2016, выполнить объем работ, указанный в Приложении N 1 к Техническому заданию (ведомость объемов работ), не представляется возможным в срок до 15.12.2016. Во-вторых, ведомостью объемов работ предусмотрено выполнение работ по благоустройству, которые невозможно выполнить в зимний период времени. В-третьих, в аукционной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки.
Кроме того, ООО "Строительно-монтажная компания" представило дополнения к жалобе, в соответствии с которыми в аукционной документации содержится ведомость объемов работ, при этом заказчиком не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. В информационной карте, проекте контракта указан лицевой счет: "л/с 76192q70881", что, по мнению подателя жалобы, является ошибкой. Аукционной документацией неправомерно установлено требование о наличии свидетельства саморегулируемой организации (СРО) на допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком). Проектом контракта не установлено требование о предоставлении отсрочки уплаты неустоек. В проекте контракта отсутствует размер обеспеченья исполнения контракта в денежном эквиваленте.
На основании необходимости получения от заказчика, пояснений по дополнениям к жалобе ООО "Строительно-монтажная компания", первых частей заявок всех участников закупки, проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 18.11.2016 до 14 часов 50 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовали:
- представители заказчика Скоробогатова Н.Ю. (доверенность б/н от 15.11.2016);
- представитель ООО "Строительно-монтажная компания" Шкутова И.В. (доверенность б/н от 16.11.2016);
- представитель заинтересованного лица ООО "СтройЭнергоМонтаж" Филиппов Р.Ю. (доверенность б/н от 17.11.2016) и директор ООО "СтройЭнергоМонтаж" Баев Е.Г. (решение N2 от 12.12.2012).
Заказчик, представил письменные пояснения, а также первые части заявок всех участников закупки.
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ"", номер извещения 0319300087416000015.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроках завершения работы.
Согласно пункту 2.2. аукционной документации и пункту 7.1 проекта контракта срок (период) выполнения работ: со дня заключения контракта и до15 декабря 2016 г.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что заказчик самостоятельно устанавливает срок исполнения контракта, в соответствии со своей потребностью.
Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предоставляет исключительное право заказчику при необходимости излагать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки ровно в том объеме, в котором у него существует потребность.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2016 N1626613 на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок, что свидетельствует о возможности выполнения работ по благоустройству в зимний период и выполнения работ до 15 декабря 2016 г., ООО "Строительно-монтажная компания" не представлено доказательств обратного, таким образом, доводы жалобы являются необоснованным.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с пунктами 2.3. и 2.4. количество поставляемого товара объема выполняемых работ, оказываемых услуг и функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки аукционной документации установлены в соответствии с Приложением N1 к информационной карте (Техническое задание).
В соответствии с Техническим заданием Работы выполняются в соответствии с:
- ведомостью объемов работ на выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ" (Приложение N1 к техническому заданию);
- локальным сметным расчетом на выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ" (Приложение N2 к техническому заданию);
- настоящим техническим заданием на выполнение работ на выполнение работ по капитальному ремонту наружных трубопроводов теплоснабжения, горячего и холодного водоснабжения КГБУЗ "Ужурская РБ".
На основании анализа аукционной документации Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу, что Техническим заданием установлены требования к объему работ, но не к товарам (материалам), которые необходимы для выполнения работ. Таким образом, аукционной документацией не установлены показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Комиссией Красноярского УФАС России принята во внимание позиция, изложенная в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, в соответствии с которой неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
1. В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Таким образом, Комиссия Красноярского УФАС России приходит к выводу об обоснованности доводов ООО "Строительно-монтажная компания" о неустановлении показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям и об отсутствии инструкции по заполнению заявки, что не соответствует требованиям части 1 статьи 64 и части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в действиях заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 11.11.2016 N1626613 на участие в электронном аукционе было подано 8 заявок. Трем заявкам было отказано в допуске к участию в электронном аукционе по причине непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации. Проанализировав первые части заявок участников закупки, Комиссия приходит к выводу, что установленные нарушения при формировании аукционной документации не повлекли незаконного отказа в допуске участникам закупки, таким образом, выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Довод ООО "Строительно-монтажная компания" об ошибке в указании лицевого счета: "л/с 76192q70881" является необоснованным, ввиду того, что заказчиком представлены сведенья о лицевом счете, открытом (закрытом) в органе Федерального Казначейства, в котором указан N счета - 76192q70881, дата открытия 11.01.2016., наименование организации, которой открыт (закрыт) лицевой счет - Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Ужурская районная больница".
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчику необходимо установить, в том числе, единое требование к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства
Виды работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства утверждены Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009г. N 624 "Об утверждении перечня видов работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность капитального строительства".
Проведя анализ документации, Комиссия по рассмотрению жалобы установила, что заказчиком в пункте 1.4. проекта контракта предусмотрено, что выполнение работ осуществляется Подрядчиком самостоятельно без привлечения подрядных организаций, в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, иными правовыми актами и условиями настоящего Контракта.
Пунктом "Требования, предъявляемые законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, установленные в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона" установлено, что участник электронного аукциона должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом контракта, а именно:
Копия выданного саморегулируемой организацией действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего следующий перечень работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
- работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Копия выданного саморегулируемой организацией действующего свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ, содержащего следующий перечень работ:
III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту
- Устройство наружных сетей теплоснабжения
- Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия
- Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения
- Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения.
Требования установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации, Приказом Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Таким образом, требование о наличии у участника закупки допусков, выданных саморегулируемой организацией на допуск к работам по организации строительства (генеральный подряд) и на конкретные виды работ, установлено в соответствии с требованиями градостроительного законодательства и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, довод жалобы является необоснованным.
Согласно части 6.1 статьи 34 Закона о контрактной системе в 2015 и 2016 годах в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.03.2016 N 190 "О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)" (далее - Постановление N 190) определены случаи и порядок предоставления заказчиками отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случае завершения в полном объеме в 2016 году исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств.
Вместе с тем, положения Закона о контрактной системе и Постановления N 190 не устанавливают обязанность государственных (муниципальных) заказчиков указывать в проекте контракта положения об отсрочке уплаты неустоек. Таким образом, довод подателя жалобы является необоснованным.
Согласно части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 6 статьи 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что в соответствии с пунктом 5.3 "Размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления и требования к обеспечению исполнения контракта, информация о банковском сопровождении контракта" аукционной документации размер обеспечения исполнения контракта 5 %. Согласно пункту 10.1. проекта контракта установлено, что в целях обеспечения исполнения настоящего контракта Подрядчик вносит обеспечение исполнения контракта, которое устанавливается в размере 5 % начальной (максимальной) цены контракта, что составляет ______ (________) рубля ____ копеек.
Комиссия Красноярского УФАС России отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит требований об указании размера обеспечения исполнения контракта в денежном эквиваленте. Таким образом, довод жалобы является необоснованным.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "Строительно-монтажная компания" частично обоснованной
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
4. Передать материалы должностному лицу Красноярского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 18 ноября 2016 г. N 1872
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.11.2016