Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 28 апреля 2016 г. N 04-30/42-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с участием представителя ФГБУ "Управление "Магаданмелиоводхоз" Дыбова С.Я. (дов. N 153 от 21.04.2016г.), без участия представителя заявителя, извещенного надлежащим образом, рассмотрела жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по объекту " Реконструкция Ольховской осушительной системы в муниципальном унитарном сельскохозяйственном предприятии " Новая Армань" (II очередь) Ольский район, Магаданская область" (реестровый номер 0347100007916000001).
Жалоба подана в установленный ч.4 ст.105 Федерального Закона от 05.04.2013г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок. На момент рассмотрения жалобы контракт не заключен.
В жалобе заявитель указывает на нарушения заказчиком при составлении аукционной документации требований Закона о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщика (подрядчиков, исполнителей), для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Административный регламент), Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 04.04.2016г. заказчиком - Федеральным государственным бюджетным учреждением "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Магаданской области" на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по объекту " Реконструкция Ольховской осушительной системы в муниципальном унитарном сельскохозяйственном предприятии " Новая Армань" (II очередь) Ольский район, Магаданская область" (реестровый номер 0347100007916000001). Начальная (максимальная) цена контракта 12 400 000,00 рублей.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0347100007916000001 от 25.04.2016г. по окончании срока приема заявок не подано ни одной заявки и в соответствии с ч.16 ст.66 Закона о контрактной системе аукцион признан несостоявшимся.
2. В соответствии с ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 8.4. проекта контракта, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, заказчик установил следующее:
"В случае, если Подрядчиком в качестве обеспечения исполнения настоящего Контракта применяется форма внесения денежных средств на счет Государственного заказчика, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации, учитываются операции со средствами, поступающими Государственному заказчику, размер обеспечения должен быть перечислен на лицевой счет Государственного заказчика, открытый в УФК по Магаданской области:
Получатель: р/с 40302810500001000017 в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области, л/сО5471000820 в УФК по Магаданской области, БИК 044442001, ИНН 4909070845, КПП 490901001, ОГРН 1024900971347.
В случае если в качестве формы обеспечения исполнения настоящего Контракта выбрано внесение денежных средств, то обеспечение исполнения настоящего Контракта возвращается Подрядчику не ранее 30 (тридцати) календарных дней после исполнения (прекращения) обязательств по настоящему Контракту. Денежные средства возвращаются Государственным заказчиком на основании письменного требования Подрядчика по настоящему Контракту на банковский счет, указанный в настоящем Контракте."
Изучив представленные материалы, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью аукционная документация при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по объекту " Реконструкция Ольховской осушительной системы в муниципальном унитарном сельскохозяйственном предприятии " Новая Армань" (II очередь) Ольский район, Магаданская область" (реестровый номер 0347100007916000001) не содержит сроков возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.27 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки, одним из которых является: участник закупки не является офшорной компанией.
Данное требование к участникам закупки не установлено заказчиком в документации об электронном аукционе "Выполнение подрядных работ по объекту " Реконструкция Ольховской осушительной системы в муниципальном унитарном сельскохозяйственном предприятии " Новая Армань" (II очередь) Ольский район, Магаданская область" (реестровый номер 0347100007916000001).
Таким образом, в действиях заказчика при установлении требований к участникам закупки допущено нарушение п.10 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе.
4. Исчерпывающий перечень требований к участникам закупки установлен в ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе. При этом ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе содержит запрет, согласно которого заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В нарушение указанных норм в разделе 7 (п. 7.2.2.) и пункте 19 Части II. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено требование к участникам закупки о правомочности участника закупки заключать контракт.
Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе.
5. В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Исчерпывающий перечень сведений и документов, предоставляемых участниками закупки в составе второй части аукционной заявки, определен в ч.5 ст.66 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе, требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В нарушение указанной нормы, заказчиком в разделе 11 и пункте 19 Части II. "Информационная карта аукциона" аукционной документации установлено требование о предоставлении участниками закупки документов, подтверждающих правомочность участника закупки заключать контракт, а именно: копии выписки из единого государственного реестра юридических лиц (для юридического лица), копии выписки из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для индивидуального предпринимателя), полученные не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения с заявлением, копии документа, удостоверяющего личность этого участника (для иного физического лица), надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в соответствии с законодаетльством соответствующего государства (для иностранного лица).
Таким образом, заказчиком при утверждении аукционной документации допущено нарушение ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе.
6. В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Согласно ч.2 Правил размер штрафа, определенный с учетом положений законодательства Российской Федерации, устанавливается в контракте в фиксированном виде в соответствии с настоящими Правилами.
В соответствии с ч.3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе (далее - цена контракта).
В силу ч.4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Согласно ч.5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с ч.6 Правил пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер штрафа, начисляемый за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных настоящим Контрактом в размере 5 процентов начальной (максимальной) цены Контракта. И размер пени, в случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет не менее чем одна трехсотая, действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены настоящего Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом и фактически исполненных Подрядчиком.
Также, заказчиком в проекте контракта установлен конкретный размер штрафа, начисляемый за ненадлежащее исполнение Государственным Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом в размере 2 процентов начальной (максимальной) цены Контракта. И размер пени, в случае просрочки исполнения обязательства, предусмотренного настоящим Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного настоящим Контрактом срока исполнения обязательства. Размер пени составляет одну трехсотую, действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Следовательно, размер штрафа за неисполнение и ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом и просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, устанавливается в виде фиксированной суммы, выраженной в процентном соотношении от цены контракта, а не от начальной (максимальной) цены контракта, как установлено заказчиком в проекте контракта.
Таким образом, при указании заказчиком процентное соотношение размера штрафа от начальной (максимальной) цены контракта, заказчиком допущено нарушение ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, руководствуясь ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе, пп.3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона "Выполнение подрядных работ по объекту " Реконструкция Ольховской осушительной системы в муниципальном унитарном сельскохозяйственном предприятии " Новая Армань" (II очередь) Ольский район, Магаданская область" (реестровый номер 0347100007916000001) обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушения ч.27 ст.34, п.10 ч.1 ст.31, ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, ч.8 ст.34 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе путем аннулирования торгов.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 28 апреля 2016 г. N 04-30/42-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016