Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 апреля 2016 г. N 140/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.
В отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Инженерные системы" на действия заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения в МО "Томаринский городской округ"" (извещение N 0161300002716000025),
УСТАНОВИЛА:
В Сахалинское УФАС России поступили жалобы ООО "СТРОЙТЕХГРУПП" (далее также - Общество, Заявитель) на действия заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения в МО "Томаринский городской округ"" (извещение N 0161300002716000025) (далее - аукцион).
По мнению Заявителей жалобы, аукционная документация утверждена с нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее.
Заказчиком утверждена аукционная документация на "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения в МО "Томаринский городской округ"" (извещение N 0161300002716000025), размещенная 25.03.2016 на официальном сайте в сети интернет http://zakupki.gov.ru.
В соответствии с Протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 13.04.2016 N0161300002716000025-1 на участие в аукционе подано 15 заявок из которых 9 допущено к участию в аукционе.
В соответствии с Протоколом проведения электронного аукциона от 18.04.2016 N0161300002716000025-2 поданы следующие ценовые предложения:
5 Общество с ограниченной ответственностью "Стройлидер" 3985532.83 понижение 18.04.2016 05:26:21 соответствует
1 Общество с ограниченной ответственностью "Строительная Компания "Монолит" 4309066.88 понижение 18.04.2016 05:21:32 соответствует
2 Общество с ограниченной ответственностью "МонолитСтрой" 4340000.00 понижение 18.04.2016 05:36:53 соответствует
7 Общество с ограниченной ответственностью "СахСтройРесурс" 4641172.72 понижение 18.04.2016 04:52:46 соответствует
11 Общество с ограниченной ответственностью Проектно-Строительная компания "Подрядчик" 6308913.95 понижение 18.04.2016 04:29:03 соответствует
Заявитель ООО "Стройинвест" изложил в жалобе следующие доводы:
1) В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Таким образом, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
При этом подпункты "а" - "г" пунктов 4 и 5 Правил устанавливают указание различных размеров штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта, заказчикам целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
В случае, когда величина штрафа не определена, условие о неустойке за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту признается несогласованным. Однако в проекте Контракта заказчика данное условие, предписанное Правилами, не выполняется:
"8.3. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, Подрядчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2 процента цены контракта, что составляет _________________ рублей".
"8.4.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Подрядчиком обязательств (в том числе гарантийных, если таковые установлены), предусмотренных контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 5 процентов цены контракта, что составляет __________________ рублей".
Как установила комиссия заказчиком соблюдены требования ч.ч. 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе и довод жалобы признается необоснованным.
Второй довод жалобы ООО "Стройинвест".
2) В соответствии с частью 3 статьи 14 Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" введены соответствующие ограничения на привлечении вышеуказанных организаций для строительства зданий, строительства инженерных сооружений и работ строительных специализированных, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) В нарушение части 3 статьи 14 ФЗ-44 в документации не содержится запрета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2015
N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российский Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 01.01.2016 года (далее - Перечень).
Постановление N 1457 устанавливает запрет или ограничения на внешнеэкономические операции, предусматривающие ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения которых является Турецкая Республика, запрет или ограничение для организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также для организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, на выполнение (оказание) ими отдельных видов работ (услуг) на территории Российской федерации в связи с изданием Указа Президента РФ от 28 ноября 2015 года N 583 "О мерах по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации и защите граждан Российской Федерации от преступных и иных противоправных действий и о применении специальных экономических мер в отношении Турецкой Республики" и в рамках применения специальных экономических мер (ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 281-ФЗ).
Данный запрет не является ограничением, установленным в порядке п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе, а является специальной экономической мерой, которая Законом о контрактной системе не регламентируется.
Также Комиссия принимает во внимание, что из положений Постановления N 1457 не следует, что оно принято в развитие ст. 14 Закона о контрактной системе, в связи с чем, Закон о контрактной системе не обязывает указывать в извещении об осуществлении закупки или закупочной документации запрета, предусмотренного постановлением N 1457, со ссылкой на эту статью Закона о контрактной системе.
Таким образом довод жалобы признается необоснованным.
Заявитель ООО "Инженерные системы" изложил следующие доводы:
1. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 г. N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" введены соответствующие ограничения на привлечении вышеуказанных организаций для строительства зданий, строительства инженерных сооружений и работ строительных специализированных, коды ОКВЭД 41-43 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) В нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в документации не содержится запрета.
Данный довод рассмотрен и позиция изложена по второму доводу ООО "Стройинвест"
2. В технических характеристиках товаров используемых при выполнении работ Раздел 2 Технического задания отсутствуют единицы измерения товара, что может привести к неправильному пониманию участниками закупки требований о количестве товара и повлиять на неправильный расчет стоимости товара.
Как установила Комиссия, в составе документации присутствуют локальные сметные расчеты с указанием единиц измерения всех используемых товаров и довод жалобы признается необоснованным.
Комиссия, руководствуясь ст.ст. 99,106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
Признать жалобы ООО "Стройинвест" и ООО "Инженерные системы" на действия заказчика - Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования "Томаринский городской округ", уполномоченного органа - Администрация муниципального образования "Томаринский городской округ" по факту определения поставщика (исполнителя, подрядчика) путем проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт сетей теплоснабжения в МО "Томаринский городской округ"" (извещение N 0161300002716000025) - не обоснованными.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии О.Л. Тихенький
Члены комиссии Ю.А.Пахомова
О.О.Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 18 апреля 2016 г. N 140/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016