Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 апреля 2016 г. N 154/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.,
Членов комиссии:
начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Пахомовой Ю.А.,
заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.,
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест", в отсутствии представителей сторон, уведомленных надлежащим образом, на действия заказчика - Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Реконструкция головных сооружений систем водоснабжения г. Углегорска" (извещение N0161300003516000002),
УСТАНОВИЛА:
15 апреля 2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Реконструкция головных сооружений систем водоснабжения г. Углегорска" (извещение N0161300003516000002).
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1) В разъяснениях, размещенных на Официальном сайте от 04.04.2016, Заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса. Таким образом, действия заказчика, не разместившего надлежащим образом на официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе, нарушают ч. 4 ст. 65 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
2) В нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик в Проекте контракта не установил конкретный объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) в виде процента от цены контракта, а именно, согласно пункту 5.1 Проекта контракта: "Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных организаций, учредителями которых является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, составляющий не менее 10% цены контракта, указанной в п. 3.1. Контракта".
3) Заказчиком нарушены положения ст. 37 Закона о контрактной системе, так как им предусмотрена возможность предоставления информации, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, когда начальная (максимальная) цена контракт составляет более 15 миллионов рублей.
Представитель Заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель Заказчика, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, представил свои возражения.
Согласно представленным возражениям Администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, с доводами жалобы не согласна в силу следующего:
- 01.04.2016 в адрес Заказчика на торговой электронной площадке поступил запрос на разъяснение о положении аукционной документации. Согласно п. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, 04.04.2016 Заказчик разместил разъяснение по указанному запросу, где было сказано, что в настоящий момент в документацию вносятся изменения. Плановая дата размещения изменений в извещение 15.04.2016.
15.04.2016 на основании п. 6 ст. 65 Закона о контрактной системе, заказчик разместил в информационной системе изменения в извещении, в том числе были внесены следующие изменения: в раздел V Техническая часть документации об электронном аукционе.
- В информационную карту п. 18 аукционной документации "Привлечение соисполнителей - не предусмотрено", Заказчиком будет внесено изменение о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, с указанием объемов и ответственности за неисполнение условий о привлечении к исполнению. Однако проектом контракта и в извещении, размещенном в единой информационной системе, предусмотрено требование о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
- В пункте 29 информационной карты аукционной документации предусмотрен размер обеспечения контракта в случае понижения цены контракта более чем на двадцать пять процентов.
На основании изложенного Заказчик просит признать жалобу необоснованной и отказать в удовлетворении требований Заявителя.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком было размещено извещение N0161300003516000002 и конкурсная документация о проведении открытого конкурса 15.04.2016 в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 146839620 рублей 00 копеек.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
1) Согласно первому доводу Заявителя, Заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса.
Согласно ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки, указанного в части 3 настоящей статьи, запроса, заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Текст разъяснений, размещенных Заказчиком на Официальном сайте http://zakupki.gov.ru от 04.04.2016, содержит следующее: "Администрация Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области, рассмотрев Ваш запрос, сообщает следующее.
В настоящий момент в техническое задание вносятся изменения в части к требованиям используемых материалов. Редакция извещения запланирована на 15.04.2016г".
Исходя из вышесказанного, текст разъяснений, представленных Заказчиком, действительно не содержит текст самого запроса, и, как следствие, не отражает предмет запроса.
Таким образом, в действиях заказчика, не разместившего надлежащим образом на официальном сайте разъяснения о положениях документации об аукционе, нарушают ч. 4 ст. 65 Закона о контрактной системе.
На основании вышесказанного, Комиссия признала данный довод обоснованным. Вместе с тем, на дату рассмотрения жалобы ООО "СТРОЙИНВЕСТ" по существу, Заказчиком внесены изменения в аукционную документацию, следовательно, указанные нарушения не привели к ограничению конкуренции и числа участников закупки.
2) Заявитель утверждает, что в нарушение ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе Заказчик в Проекте контракта не установил конкретный объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) в виде процента от цены контракта.
Часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе устанавливает, что условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
Согласно пункту 5.1 Проекта контракта: Генподрядчик вправе привлечь исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков). Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных организаций, учредителями которых является Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, составляющий не менее 10% цены контракта, указанной в п. 3.1. Контракта".
Исходя из сказанного, Заказчик действительно в Проекте контракта не установил объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, в виде процента от цены контракта, прописав в проекте контракта "_Генподрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций _ объем работ, составляющий не менее 10% цены контракта, указанной в п. 3.1. Контракта".
Таким образом, Комиссия данный довод Заявителя признает обоснованным.
3) Довод Заявителя о том, что Заказчиком нарушены положения ст. 37 Закона о контрактной системе, Комиссия антимонопольного органа, признает необоснованным в силу следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет - 146839620 (сто сорок шесть миллионов восемьсот тридцать девять тысяч шестьсот двадцать рублей) рублей 00 копеек.
Пунктом 45 "Антидемпинговые меры" Информационной карты аукционной документации установлено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, победитель такого аукциона предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, обеспечение исполнения контракта или информацию, предусмотренные частью 2 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также обоснование цены контракта в соответствии с частью 9 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на поставку товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствия, средств для скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, оказываемой в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств, топлива).
Пунктом 1.12 "Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона" раздела I аукционной документации установлено следующее:
1.12.1. Если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта, указанная в пункте 13 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 38 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Стоит отметить, что Заказчиком в данном случае допущена техническая ошибка при ссылке на пункт 38 части III , так как размер обеспечения исполнения контракта фактически указан в пункте 29 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" и составляет 10 % от начальной (максимальной) цены контракта, в сумме 14683962 рублей 00 копеек.
Вместе с тем оспариваемый размер обеспечения исполнения контракта, установлен в пункте 30 части III "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА АУКЦИОНА В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ", а именно: Размер обеспечения исполнения контракта в случае представления победителем электронного аукциона или иным участником, с которым заключается контракт при уклонении победителя от подписания контракта, предложения о цене контракта на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта - 22 025 943 рублей 00 копеек, что составляет 1,5% от 14 683 962 рублей 00 копеек (размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 29 Информационной карты).
Таким образом, третий довод жалобы Комиссия признает необоснованным.
Исходя из вышесказанного, Комиссия антимонопольного органа в действиях Заказчика установила нарушения положений ч. 4 ст. 65 и ч. 6 ст. 30 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель, Общество) на действия заказчика - Администрации Углегорского городского поселения Углегорского муниципального района Сахалинской области (далее - Заказчик) по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Реконструкция головных сооружений систем водоснабжения г. Углегорска" (извещение N0161300003516000002) - частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим положения ч. 4 ст. 65 и ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии Ю.А. Пахомова
О.О. Щур
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 апреля 2016 г. N 154/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016