Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 апреля 2016 г. N 166/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Пахомовой Ю.А. - начальникаотдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Щур О.О. - заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Хлебниковой А.Е. -специалиста-экспертаотдела контроля государственных закупокУправления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен;
от заказчика - Липехи Р.Ю. (приказ N49а-к от 15.03.2016),
от уполномоченного органа - Самсоновой А.А. (доверенность NД07-0113 от 09.09.2015),
рассмотревжалобуООО "Стройинвест" на действия заказчика - МБУ Городской Дом культуры "Родина" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту "Капитальный ремонт кровли" (извещение N0161300000116000311),
УСТАНОВИЛА:
18.04.2016 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалобаООО "Стройинвест" на действия заказчика - МБУ Городской Дом культуры "Родина" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту "Капитальный ремонт кровли" (извещение N0161300000116000311), выразившиеся в утверждении аукционной документации, несоответствующей Закону о контрактной системе.
Заявитель - ООО "Стройинвест" считает, что Заказчиком утвержденная аукционная документация содержит следующие нарушения Закона о контрактной системе:
1) Пункт 7.7.8 Проекта контракта содержит условие, согласно которому, по мнению Заявителя, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика замены обеспечения исполнения контракта в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
2) Пункт 2.1.11 Проекта контракта содержит обязанность подрядчика своевременно и в разумные сроки, установленные Заказчиком, устранять недостатки и дефекты и иные отступления от технической документации и условий Контракта, выявленные при приемке подрядных работ и в течение гарантийного срока, установленного п. 5.2. Контракта. Заявитель считает, что установление сроков в одностороннем порядке Заказчиком, может нарушить права Подрядчика, поскольку формулировка "разумные сроки" может предполагать, что Заказчик установит сроки, в рамках которых Подрядчик не успеет устранить выявленные недостатки. Какой именно срок будет для Заказчика разумным, подрядчику не известно. Сроки являются сферой интересов обоих сторон контракта и должны регулироваться двусторонним актом.
3) Заявитель считает, что в аукционной документации заказчика условие предусмотренное ч. 13 ст. 34 не указано, что нарушает права потенциальных участников аукциона и вводит в заблуждение относительно цены контракта.
С учетом вышеизложенного, Заявительпросит рассмотреть жалобу по существу в установленный Законом о контрактной системе срок, приостановить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта, признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.
Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласны с доводами жалобы,полагают, что аукционная документация не содержит нарушений требований Законом о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, осуществив в соответствии с ч. 15ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
01.04.2016 на официальном сайте http://zakupki.gov.ru опубликовано извещение о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт кровли" (извещение N0161300000116000311),.
Начальная (максимальна) цена контракта - 8947116руб. 00 коп.
Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 0161300000116000311 подано 19 заявок, все заявки участников допущены к участию в аукционе.
На заседании Комиссия антимонопольного органа в опровержение доводов жалобы заявителя - ООО "Стройинвест" установила:
Довод 1) - Пункт 7.7.8 Проекта контракта гласит, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения Контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Подрядчиком своих обязательств по Контракту, Подрядчик обязуется в течение 10 (десяти) банковских дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях и в том же размере, которые указаны в настоящем разделе. Действие указанного пункта не распространяется на случаи, если Подрядчиком предоставлена недостоверная банковская гарантия.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 указанной статьи.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Частями 3, 4 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракта, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В возражениях Заказчик пояснил, что установление обеспечения исполнения контракта направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ. Кроме того, включение указанного выше условия в проект контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе, а также ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она была выдана.
Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства. Соответственно, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Исходя из вышесказанного, Комиссия признала данный довод необоснованным.
Довод 2) -Согласно пункта 2.1.11 Проекта контракта,Подрядчик обязан своевременно и в разумные сроки, установленные Заказчиком, устранять недостатки и дефекты и иные отступления от технической документации и условий Контракта, выявленные при приемке подрядных работ и в течение гарантийного срока, установленного п. 5.2. Контракта.
Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Частями 1 и 4 ст. 720 ГК РФ установлено, заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Заказчик, обнаруживший после приемки работы отступления в ней от договора подряда или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты подрядчиком, обязан известить об этом подрядчика в разумный срокпоих обнаружении.
Согласно ст. 314 ГК РФ если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения либо период, в течение которого оно должно быть исполнено (в том числе в случае, если этот период исчисляется с момента исполнения обязанностей другой стороной или наступления иных обстоятельств, предусмотренных законом или договором), обязательство подлежит исполнению в этот день или соответственно в любой момент в пределах такого периода.
Согласно ч. 1 ст. 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок; соразмерного уменьшения установленной за работу цены; возмещения своих расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре подряда (статья 397).
Исходя из сказанного, разумный срок предполагает период времени, необходимый для совершения действия, предусмотренного обязательством. Понятие разумного срока является оценочным и должно устанавливаться для каждой конкретной ситуации отдельно, исходя из характера обязательства, взаимоотношений сторон, условий, влияющих на возможность своевременного исполнения и других имеющих значение обстоятельств. При возникновении спора "разумность" срока исполнения определяется судом.
Исходя из вышесказанного, данный довод Комиссия признала необоснованным.
Довод 3) - Электронный аукцион на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт кровли", проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным ч. 1.1. указанной статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" социально ориентированными некоммерческими организациями признаются некоммерческие организации, созданные в предусмотренных настоящим Федеральным законом формах (за исключением! государственных корпораций, государственных; компаний, общественных объединений, являющихся политическими партиями) и осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации.
Таким образом, физическое лицо не относится к субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям и установление в проекте контракта условия, предусмотренного ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, не является обязательным.
Следовательно в действиях Заказчика нарушений положений Закона о контрактной системе не выявлено.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - МБУ Городской Дом культуры "Родина" по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту "Капитальный ремонт кровли" (извещение N0161300000116000311)- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии Ю.А. Пахомова
Члены Комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 21 апреля 2016 г. N 166/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.04.2016