Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 мая 2016 г. N 176/16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Тихенького О.Л.
Членов комиссии:
заместителя начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Щур О.О.;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области Хлебниковой А.Е.,
в присутствии представителей:
от заявителя - не явился, уведомлен;
от заказчика - Акопян Г.Р. (доверенность от 04.05.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт оборудования водозабора "Найбинский"" (извещение N 0161300006316000138),
УСТАНОВИЛА:
26.04.2016 года в Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт оборудования водозабора "Найбинский"" (извещение N 0161300006316000138).
В жалобе Заявитель изложил следующие доводы:
1)В нарушение п. 8 ст. 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) Извещение Заказчика не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
2) Заказчиком в Проекте контракта не установлены обязательные условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно: размеры пени, штрафов, неустойки, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063.
3) Пункт 7.4 Проекта контракта содержит условие, согласно которому, по мнению Заявителя, Заказчик вправе потребовать от Подрядчика замены обеспечения исполнения контракта в случае, когда обеспечение перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение контракта, то есть действие банковской гарантии должно прекратиться в период исполнения контракта.
Представитель Заявителя, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился.
Представитель Заказчика, присутствовавший на заседании Комиссии, возражал против удовлетворения требований жалобы, указывая, что Заказчиком не допущено нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
Заказчиком было размещено извещение N 0161300006316000138 и аукционная документация о проведении электронного аукциона 11.04.2016 в сети "Интернет": http://zakupki.gov.ru.
Начальная (максимальная) цена контракта по указанной закупке составляет 13 547 735 рублей 00 копеек.
Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения стороны, Комиссия приходит к следующим выводам.
1) Заявитель утверждает, что Извещение о проведении открытого конкурса по закупке (извещение N 0161300006316000138) не содержит информацию о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с п. 8 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе информация размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), а также информация о банковском сопровождении контракта в соответствии со статьей 35 настоящего Федерального закона.
В извещении о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт оборудования водозабора "Найбинский"", сведения о размере обеспечения исполнения контракта, платежные реквизиты, порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, требования к обеспечению, информация о банковском сопровождении контракта, указаны: "в соответствии с документацией об электронном аукционе (см. прикрепленный файл)".
На заседании Заказчик пояснил, что при публикации извещения о закупке количество символов набора текста ограничено - всего 1662, не представляется возможным полностью прописать порядок предоставления обеспечения исполнения контракта, поэтому заказчик делает ссылку на документацию о проведении электронного аукциона, в которой подробно данный порядок прописывает.
Кроме того, в пункте 20 "Обеспечение исполнения контракта", раздела 2 "Информационной карты аукционной документации" содержится информация об обеспечении исполнения контракта, в том числе и о порядке предоставления обеспечения исполнения контракта.
Доводы Заказчика подтверждаются информацией, указанной в Извещении о проведении настоящего электронного аукциона, размещенном в единой информационной системе 11.04.2016, а также утвержденной аукционной документации документацией.
Таким образом, Комиссия данный довод Заявителя признает необоснованным.
2) В возражениях Заказчик пояснил, что в проекте контракта, установлен размер штрафа в зависимости от цены контракта, в соответствии с ч. 5 ст.34 Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 13 547 735 рубля 00 копеек, в случае снижения цены данная позиция будет откорректирована согласно Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N1063 "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательства заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063).
В 8.1. Проекта Контракта указано, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по настоящему Контракту Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
8.2. В случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного Контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.
Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
- 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
8.3. В случае просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, Исполнитель уплачивает Заказчику неустойку (штраф, пени).
8.3.1. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом (в том числе гарантийного), начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается в размере одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически исполненных Исполнителем, и определяется по формуле:
П=(Ц-В) x С, где:
Ц - цена Контракта;
В - стоимость фактически исполненного в установленный срок Исполнителем обязательства по Контракту, определяемая на основании документа о приемке результатов выполнения работ, в том числе отдельных этапов;
С - размер ставки.
Размер ставки определяется по формуле:
С=Сцб x ДП, где:
Сцб - размер ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени, определяемый с учетом коэффициента К;
ДП - количество дней просрочки.
Коэффициент К определяется по формуле:
К =ДП/ДКx 100%, где:
ДП - количество дней просрочки;
ДК - срок исполнения обязательства по Контракту (количество дней).
При К, равном 0 - 50 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,01 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 50 - 100 процентам, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,02 ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
При К, равном 100 процентам и более, размер ставки определяется за каждый день просрочки и принимается равным 0,03 ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком Российской Федерации на дату уплаты пени.
8.3.2. Штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств, предусмотренных настоящим Контрактом, за исключением просрочки исполнения Исполнителем обязательств (в том числе гарантийных), предусмотренных настоящим Контрактом. Размеры штрафа устанавливаются в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: - 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.
Представители Заказчика на заседании пояснили, что в Проекте контракта размер штрафа установлен в виде фиксированной суммы, а именно, в размере 2 процентов цены Контракта, так как начальная (максимальная) цена контракта превышает, согласно утвержденному извещению и аукционной документации, 25000000 рублей 00 копеек, в связи с этим установление иных размеров штрафа в виде фиксированной суммы нецелесообразно.
Кроме того, если предположить, что по итогам электронного аукциона по закупке (извещение N 0161300006316000138) падение цены составит более 25 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, для того чтобы цена контракта достигла нижнего порогового значения в сумме 3000000 рублей 00 копеек (согласно Постановление Правительства РФ от 25.11.2013 N1063) падение цены должно составить более 88 процентов от первоначальной цены, что делает закупку неконкурентоспособной.
Кроме того, не указание в проекте контракта всех размеров штрафа в зависимости от цены контракта с учетом Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2015 не повлекло за собой ограничение числа участников указанного электронного аукциона.
Исходя из вышесказанного, данный довод Комиссия признала необоснованным.
3) В пункте 7.4 Проекта Контракта указано, что если по каким-либо причинам обеспечение исполнения настоящего контракта перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение Исполнителем своих обязательств по настоящему контракту, Исполнитель обязуется в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента, когда соответствующее обеспечение исполнения контракта перестало действовать, предоставить Заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения контракта на тех же условиях, которые указаны в настоящем разделе контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 96 Федерального закона N44-ФЗ заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 указанной статьи.
В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 45 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии устанавливается с учетом требований ст.ст. 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Частями 3, 4 ст. 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается Контракта, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В возражениях Заказчик пояснил, что установление обеспечения исполнения контракта направлено на предоставление заказчику гарантий по выполнению предусмотренных контрактом работ. Кроме того, включение указанного выше условия в проект контракта не противоречит нормам Закона о контрактной системе, а также ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 2 статьи 374 ГК РФ требование бенефициара об уплате денежной суммы по банковской гарантии должно быть представлено гаранту до окончания определенного в гарантии срока, на который она выдана.
В силу пп. 2 п. 1 ст. 378 ГК РФ обязательство гаранта перед бенефициаром по гарантии прекращается окончанием определенного в гарантии срока, на который она была выдана.
Таким образом, срок, на который выдана гарантия, является существенным условием гарантийного обязательства. Соответственно, если обеспечение исполнения контракта перестало быть действительным или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по контракту, заказчик вправе включить в контракт условие об обязанности подрядчика представить заказчику надлежащее обеспечение исполнения контракта.
Комиссия признала данный довод необоснованным.
Исходя из вышесказанного, Комиссия антимонопольного органа в действиях Заказчика не установила нарушений положений Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ч.ч. 1, 4 ст. 105, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия заказчика - Администрации муниципального образования городской округ "Долинский" Сахалинской области по факту определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Капитальный ремонт оборудования водозабора "Найбинский"" (извещение N 0161300006316000138) - необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Сахалинской области в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии О.Л. Тихенький
Члены Комиссии О.О. Щур
А.Е. Хлебникова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 4 мая 2016 г. N 176/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2016