Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 ноября 2016 г. N 458/16
Комиссия по контролю в сфере закупок управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области (далее - Комиссия) в составе:
председателя Комиссии: Щур О.О. заместителя начальника отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области;
членов Комиссии:
Хлебниковой А.Е. - главного специалиста-эксперта отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
Солонина К.В. - главного государственного инспектора отдела контроля государственных закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области,
В присутствии представителей: от заказчика - Куликова А.Ю., Булатовой Н.Ю., в отсутствии представителей от заявителя, уполномоченного органа уведомленных надлежащем образом, рассмотрев жалобу ПАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" на положение аукционной документации утвержденной - Муниципальным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" муниципального образования "Холмский городской округ" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Приобретение технических средств для организации видеонаблюдения и контроля" (извещение N 0361300009116000309),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области поступила жалоба ПАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" (далее также - Заявитель, Общество) на положение аукционной документации утвержденной - Муниципальным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" муниципального образования "Холмский городской округ" (далее также - Заказчик) для определения поставщика путем проведения электронного аукциона по объекту: "Приобретение технических средств для организации видеонаблюдения и контроля" (извещение N 0361300009116000309) (далее - аукцион).
Комиссия, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в порядке ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, установила следующее:
По мнению Заявителя, документация утверждена в нарушение норм Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
24.10.2016 16:57 (МСК+8) на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) опубликовано извещение об электронном аукционе, в том числе аукционная документация утвержденная Заказчиком. 25.10.2016 9:50 в извещение внесены изменения.
Запросы о разъяснении положений документации до окончания срока подачи заявок от участников закупки не поступали.
Заявитель в своей жалобе указывает следующие доводы:
1) Заказчик не имел правовых оснований при формировании потребности указывать конкретное программное обеспечение. Следовательно, заказчиком были нарушены правила описания объекта закупки, установленные ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) Аукционной документации предусмотрена поставка ПК в комплекте (рабочее место оператора(станция) с операционной системой: Windows 10 Профессиональная. При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236 Заказчиком установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
3) В аукционной документации предусмотрена поставка ПК в комплекте (рабочее место оператора станция), включая следующую характеристику: "Мощность БП - не менее 500". Заказчиком не установлена единица изменения мощности БП.
1. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе;
Согласно п. 1 ч. 1 чт. 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В п.3.4. Требования к качеству, функциональным и техническим характеристикам поставляемого оборудования, материалам и изделиям Раздела 3 Описание объекта закупки на приобретение технических средств для организации видеонаблюдения и контроля аукционной документации предусмотрена поставка:
а) Гибридный сетевой видеорегистратор с предустановленной операционная система: TRASSIR OS (Linux);
б) Программное обеспечение TRASSIR SIMT;
в) Программное обеспечение TRASSIR ActiveDomeR;
Представители Заказчика на рассмотрении жалобы пояснили, что в собственности заказчика находится оборудование, в том числе видеорегистраторы с операционной системой TRASSIR OS, а также программные обеспечения TRASSIR SIMT и TRASSIR ActiveDome. Ввиду того, что закупаемое оборудование и программы должны быть совместимы с указанным выше оборудованием, а также в целях обеспечения взаимодействия оборудования с уже используемым Заказчиком, в техническом задании содержится требование с указанием на конкретный товар. Такое требование не противоречит ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также, Заказчиком представлены доказательства того, что у него в собственности находится оборудование, которое должно быть совместимо с объектом закупки.
Кроме того Комиссией установлено, что потребность Заказчик в вышеуказанном объекте закупки вызвана объективными причинами. На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 2446-р и выработки единых подходов в работе органов государственной власти и местного самоуправления при выполнении всего комплекса мероприятий по созданию и внедрению АПК "Безопасный город" в муниципальных районах и городских округах, руководствуясь статьей 46 Устава муниципального образования "Холмский городской округ, администрация муниципального образования "Холмский городской округ реализуется концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
В рамках данной программы Заказчиком закупалось оборудование и программы, которые по своим характеристикам свойствам совместимы с указанными выше оборудованием, материалами и изделиями.
На основании изложенного, Комиссия решила признать первый довод Заявителя необоснованным.
2. В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление " 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В п. 22 Информационной карты указано, что в соответствии с постановление Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236 установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Порядок), утвержденного Постановлением N 1236 обоснование должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное подпунктом "а" или "б" пункта 2 настоящего Порядка;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом "б" пункта 2 настоящего Порядка).
Согласно п. 3.4. Раздела 3 Описание объекта закупки на приобретение технических средств для организации видеонаблюдения и контроля Аукционной документации предусмотрена поставка ПК в комплекте (рабочее место оператора(станция) с Операционной системой: Windows 10 Профессиональная.
Комиссией установлено, что в ЕИС не размещено обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных нужд (далее - Обоснование) в соответствии с Постановлением N 1236.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что Обоснование в соответствии с требованиями Постановления N1236 в ЕИС не размещено.
В Постановлении N1236 не предусмотрено никаких исключений на закупку компьютеров с программным обеспечением.
Нельзя закупать компьютер с предустановленным программным обеспечением, так как на закупки иностранного программного обеспечения есть запрет, а на закупку компьютеров - нет. Если же закупать вместе и компьютер, и программное обеспечение, это может быть расценено как ограничение участия поставщиков, предлагающих иностранные компьютеры с иностранным программным обеспечением. Исключения могут составлять следующие случаи:
1) если заказчик обосновал, что он не может установить запрет закупки иностранного программного обеспечения (п. 2 Постановления N 1236);
2) если нет возможности закупить компьютеры и программное обеспечение отдельно (например, когда оборудование технически не может запускаться, работать без предустановленного программного обеспечения);
3) когда закупается дополнительный модуль к чему-либо и необходимо приобрести совместимое программное обеспечение или совместимый компьютер.
Таким образом, Заказчик не разместил обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств.
Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ за неразмещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
В связи с этим в действиях Заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем Комиссией установлено, что на участие в аукционе подано 7 заявок. Из них 5 заявок по вторым частям признаны соответствующими. Аукцион состоялся. Снижение от начальной (максимальной) цены составило около 23%.
Учитывая изложенное, комиссия признает довод Заявителя обоснованным, в части закупки компьютеров с предустановленным программным обеспечением. Однако ограничения конкуренции, в частности необоснованного ограничения числа участников закупи, не установлено, в связи с этим предписание обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. В Техническом задании установлено требование к поставке ПК в комплекте (рабочее место оператора станция), включая следующую характеристику: "Мощность БП - не менее 500".
Согласно ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Мощность - физическая величина, равная в общем случае скорости изменения, преобразования, передачи или потребления энергии системы. В более узком смысле мощность равна отношению работы, выполняемой за некоторый промежуток времени, к этому промежутку времени. В Международной системе единиц (СИ) единицей измерения мощности является Ватт.
Таким образом, участником закупки возможно определить единицу измерения показателя "Мощность БП - не менее 500".
Также, например, в том, же Техническом задании к товару Видеорегистратор в комплекте гибридный сетевой видеорегистратор установлен также показатель мощности "Мощность БП: не менее 800 Вт". В случае затруднения определения единицы измерения мощности при установлении показателей, возможно провести аналогию. Кроме того, по указанному показателю участники закупки не отклонялись.
На основании изложенного Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ПАО международной и междугородной электрической связи "Ростелеком" на положение аукционной документации утвержденной - Муниципальным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям" муниципального образования "Холмский городской округ" по факту определения поставщика путем электронного аукциона по объекту: "Приобретение технических средств для организации видеонаблюдения и контроля" (извещение N 0361300009116000309) - обоснованной частично.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, в связи с тем, что отсутствие обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236 не повлияло на процедуру определения поставщика, а также не привело к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупи.
3. Передать материалы настоящего дела уполномоченному должностному лицу УФАС России по Сахалинской области для решения вопроса о возбуждении административного производства в отношении лиц допустивших нарушения, указанные в настоящем Решении.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Сахалинской области.
Председатель Комиссии О.О. Щур
Члены Комиссии А.Е. Хлебникова
К.В. Солонин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Сахалинской области от 14 ноября 2016 г. N 458/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2016