Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 апреля 2016 г. N 13113/03-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Кузьминовой Ю.П., - специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; |
в присутствии |
- от аукционной комиссии: - Т<_> (паспорт), - Т<_> (паспорт), - от Министерства экономического развития Ульяновской области: - М<_> (доверенность N 17 от 26.01.2016 г.), - от ООО "Здоровая семья": - Г<_> (решение N 3 от 11.11.2011 г., паспорт), - Ш<_> (доверенность б/н от 11.04.2016 г.), |
рассмотрев дело N 13 113/03-2016, возбужденное по жалобе ООО "Здоровая семья" на положения аукционной документации (заказчик - Государственное учреждение здравоохранения "Городская больница N 3" (далее - ГУЗ "Городская больница N 3"), уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) по электронному аукциону N 0168200002416001182 на поставку и отпуск лекарственных средств (витаминов) для обеспечения женщин, состоящих на учете в женской консультации ГУЗ "Горбольница N3" в период беременности (Железа (III) гидроксид полимальтозат) (начальная (максимальная) цена контракта - 146 170,00 руб., дата и время окончания подачи заявок - 06.04.2016 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2064 от 06.04.2016 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба ООО "Здоровая семья" на положения аукционной документации при проведении указанного электронного аукциона.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, в нарушение Закона о контрактной системе заказчиком в аукционной документации установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на фармацевтическую деятельность, в том числе, оптовая торговля лекарственными средствами и (или) деятельность по производству лекарственных средств. Вместе с тем, деятельность по оптовой торговле лекарственными средствами и деятельность по производству лекарственных средств не предусматривает отпуск (реализацию) лекарственных средств женщинам, состоящим на учете в женской консультации.
На заседании Комиссии 12.04.2016 г. представитель ООО "Здоровая семья" доводы, изложенные в жалобе, поддержала.
Представитель заказчика на заседание Комиссии 12.04.2016 г. не явился, представил письменные пояснения (исх. N 457 от 12.04.2016 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.
Согласно пункту 9 раздела 1 аукционной документации объектом закупки является поставка и отпуск лекарственных средств (витаминов) для обеспечения женщин, состоящих на учете в женской консультации ГУЗ "Горбольница N 3" в период беременности (железа (III) гидроксид полимальтозат).
В соответствии с приложением N 1 к документации об аукционе количество поставляемых лекарственных средств составляет 500 упаковок по 30 таблеток каждая.
При этом согласно условиям документации об аукционе, а также проекта контракта (п.п. 3.5, 4.1) приемка и оплата товара осуществляется заказчиком с оформлением товарной накладной в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Отгрузка товара осуществляется по месту нахождения аптечного пункта, осуществляющего отпуск товара, транспортом и силами поставщика и за его счет.
Таким образом, в данном случае будет осуществляться оптовая торговля лекарственными средствами.
В соответствии с пунктами 16, 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность по производству лекарственных средств и фармацевтическая деятельность подлежат обязательному лицензированию.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.12.2011 г. N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включает в том числе оптовую торговлю лекарственными средствами для медицинского применения и розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения.
В соответствии со статьей 53 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ " Об обращении лекарственных средств" продажу лекарственных средств медицинским организациям осуществляют организации оптовой торговли лекарственными средствами.
При этом согласно пункту 7 Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 28.12.2010 г. N 1222н оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Таким образом, заказчиком правомерно было установлено в аукционной документации требование о наличии лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием оптовой торговли лекарственными средствами или наличие лицензии на производство лекарственных средств.
Члены аукционной комиссии на заседании Комиссии 12.04.2016 г. поддержали доводы, изложенные в письменных пояснениях заказчика.
На заседании Комиссии 12.04.2016 г. представитель уполномоченного органа представила письменные пояснения (исх. б/н от 12.04.2016 г.), в которых поддержала доводы заказчика, а также пояснила, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, устанавливает требования к участникам закупки и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 10:30 13.04.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
На заседание Комиссии после перерыва представитель заказчика не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления о перерыве в рассмотрении дела N 13113/03-2016 12.04.2016 г. в 16:23).
Представителями заявителя, уполномоченного органа, членами аукционной комиссии на заседании Комиссии 13.04.2016 г. иных пояснений по делу представлено не было.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 28.03.2016 г. были опубликованы извещение и документация о проведении электронного аукциона N 0168200002416001182 на поставку и отпуск лекарственных средств (витаминов) для обеспечения женщин, состоящих на учете в женской консультации ГУЗ "Горбольница N3" в период беременности (Железа (III) гидроксид полимальтозат) (начальная (максимальная) цена контракта - 146 170,00 руб., дата и время окончания подачи заявок - 06.04.2016 г.).
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 06.04.2016 г., размещенному в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 06.04.2016 г., по окончании срока приема заявок на участие в электронном аукционе были представлены 2 заявки, которые были допущены к участию в электронном аукционе.
11.04.2016 г. размещен протокол проведения электронного аукциона N 0168200002416001182-2.
13.04.2016 г. размещен протокол подведения итогов электронного аукциона N 0168200002416001182, в соответствии с которым победителем признано Публичное акционерное общество "Фармацевтический импорт, экспорт" с ценой контракта 136 668,95 руб.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу ООО "Здоровая семья" необоснованной. При этом Комиссия исходила из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информация о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе содержит указание на то, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе, следующим правилом: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями.
В соответствии с пунктом 9 раздела 1 "Общие сведения об электронной аукционе" объектом закупки является поставка и отпуск лекарственных средств (витаминов) для обеспечения женщин, состоящих на учете в женской консультации ГУЗ "Горбольница N 3" в период беременности (Железа (III) гидроксид полимальтозат).
Согласно пункту 11 раздела 1 "Общие сведения об электронном аукционе" документации местом оказания услуг является аптечная организация Железнодорожного района г. Ульяновска.
Пункт 2.5 раздела 4 "Проект контракта" документации содержит условие о том, что исполнитель должен осуществлять отпуск товара при предъявлении бесплатных рецептов, выданных заказчиком через аптечные организации, имеющие функцию по отпуску лекарственных препаратов бесплатно или со скидкой отдельной группе населения при наличии обязательного набора помещений по условиям хранения лекарственных препаратов. Согласно отраслевого стандарта ОСТ 91500.05.007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств аптечных организациях".
Таким образом, объектом закупки по данному электронному аукциону является поставка лекарственных препаратов с условием исполнения контракта - отпуск при предъявлении бесплатных рецептов, выданных заказчиком через аптечные организации.
Согласно части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно пункту 34 статьи 4 Федерального закона от 12.04.2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон об обращении лекарственных средств) организация оптовой торговли лекарственными средствами - организация, осуществляющая оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку в соответствии с требованиями Закона об обращении лекарственных средств.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Закона об обращении лекарственных средств фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Согласно статьи 54 Закона об обращении лекарственных средств оптовая продажа лекарственных средств может осуществляться только производителями лекарственных средств и организациями оптовой торговли лекарственными средствами по правилам, утвержденным соответствующими уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Согласно пункту 7 Приказа Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 г. N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" оптовая торговля лекарственными средствами осуществляется при наличии лицензии на фармацевтическую деятельность (с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами"), выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Также в соответствии со статьей 53 Закона об обращении лекарственных средств организации оптовой торговли лекарственными средствами могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации, в том числе и медицинским организациям.
Следовательно, в случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, заказчику необходимо установить требование к участникам закупки о соответствии законодательству Российской Федерации, а именно о наличии у организации оптовой торговли лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами".
Аналогичная позиция изложена в письме ФАС России от 23.10.2014 г. N АД/43043/14.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона.
В пункте 5.1 раздела 3 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" установлено, что вторая часть заявки должна содержать лицензию на фармацевтическую деятельность в соответствии с пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения: оптовая торговля лекарственными средствами и (или) на деятельность по производству лекарственных средств, в соответствии с пунктом 16 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Таким образом, заказчиком правомерно было установлено требование о наличии у участника закупки лицензии на фармацевтическую деятельность с указанием "оптовая торговля лекарственными средствами" или на "деятельность по производству лекарственных средств".
Следовательно, жалоба ООО "Здоровая семья" является необоснованной.
Учитывая, изложенное оператору электронной торговой площадки необходимо прекратить приостановление размещения закупки N 0168200002416001182.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Здоровая семья" необоснованной.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Ю.П. Кузьминова
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 13 апреля 2016 г. N 13113/03-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016