Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 15 апреля 2016 г. N 13120/03-2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по контролю закупок в составе:
председателя |
- заместителя руководителя - начальника отдела Спиридонова И.И.; |
членов |
- ведущего специалиста-эксперта Губайдуловой Д.А., - специалиста-эксперта Мартиросян Е.И.; |
в присутствии |
- от ОГБУ "Центр по обеспечению пожарной безопасности": - Р<_> (доверенность N 4-1816 от 19.05.2014 г.), - от Министерства экономического развития Ульяновской области: - Р<_> (доверенность N 23 от 26.01.2016 г.), - от Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие": - А<_> (доверенность N 5113/О от 01.10.2015 г.), |
рассмотрев дело N 13 120/03-2016, возбужденное по жалобе Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" на положения конкурсной документации (заказчик - Областное государственное бюджетное учреждение "Центр по обеспечению пожарной безопасности" (далее - ОГБУ "Центр по обеспечению пожарной безопасности"), уполномоченный орган - Департамент государственных закупок Министерства экономического развития Ульяновской области) по открытому конкурсу N 0168200002416000701 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта - 648 879,15 руб., дата окончания подачи заявок - 12.04.2016 г.) по признакам нарушения Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в порядке, предусмотренном Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
Вх. N 2142 от 08.04.2016 г. в Ульяновское УФАС России поступила жалоба Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" на положения конкурсной документации при проведении указанного открытого конкурса.
Содержание жалобы составило указание, в том числе, на следующее.
По мнению заявителя, в конкурсной документации имеется расчет начальной (максимальной) цены контракта, в котором по некоторым единицам транспортных средств цена указана без округления. Вместе с тем, в соответствии с установленным бланком полиса ОСАГО стоимость страхования транспортного средства указывается в рублях и с округлением до сотых.
В адрес заказчика направлялся запрос о разъяснении конкурсной документации, в котором содержалось указание на необходимость округления до двух знаков после запятой. Однако заказчиком было отказано с ссылкой на то, что законом об ОСАГО не предусмотрено требование о количестве знаков после запятой.
Исходя из положений конкурсной документации заказчиком в перечень транспортных средств, подлежащих страхованию по полису ОСАГО, включены трактор ТЦ 3,0-40 ВЛ и трактор Четра Т-9,01. Вместе с тем, согласно Указанию ЦБ 3384-У от 19.09.2014 г. указанные транспортных средства не относятся к категории транспортных средств, подлежащих страхованию по ОСАГО, так как не имеют колесного движителя.
На заседание Комиссии 14.04.2016 г. представитель Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" не явился (доказательство надлежащего извещения - отчет об отправке уведомления по электронной почте 12.04.2016 г. в 14:50).
Представитель заказчика на заседании Комиссии 14.04.2016 г. с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения (исх. N 222 от 13.04.2016 г.), содержащие, в том числе, указание на следующее.
При даче разъяснений положений конкурсной документации заказчик руководствовался коммерческими предложениями, полученными в ходе определения начальной (максимальной) цены контракта, а также положениями Закона о контрактной системе. Кроме того, в случае изменения цены контракта в меньшую сторону при выдаче страховых полисов страховой компанией, имеется возможность расторжения контракта по соглашению сторон со сверкой взаимных расчетов.
В разъяснениях положений конкурсной документации от 04.04.2016 г. содержится указание на то, что трактор ТЦ 3,0-40 ВЛ и трактор Четра Т-9,01 являются участниками дорожного движения и, следовательно, должны быть застрахованы в установленном порядке. Согласно законодательству на данный вид техники обязанность страхования не распространяется, но и не содержится запрет.
На заседании Комиссии 14.04.2016 г. представитель уполномоченного органа поддержала доводы заказчика, представила письменные пояснения (исх. б/н от 14.04.2016 г.), в которых, в том числе, содержится указание на то, что в соответствии с Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование и описание объекта закупки исходя из потребностей.
В рассмотрении жалобы объявлялся перерыв до 14:15 15.04.2016 г. для документального анализа материалов по делу.
На заседании Комиссии 15.04.2016 г. иных пояснений сторонами представлено не было.
Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено следующее.
В единой информационной системе (www.zakupki.gov.ru) 09.03.2016 г. были опубликованы извещение и конкурсная документация по открытому конкурсу N 0168200002416000701 на оказание услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (начальная (максимальная) цена контракта - 648 879,15 руб., дата окончания подачи заявок - 12.04.2016 г.).
25.03.2016 г. в извещение и конкурсную документацию были внесены изменения и размещены в единой информационной системе.
29.03.2016 г., 30.03.2016 г., 04.04.2016 г. были опубликованы разъяснения положений конкурсной документации.
13.04.2016 г. в единой информационной системе размещен протокол вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 12.04.2016 г. N ПВК1 для закупки N 0168200002416000701.
Рассмотрев представленные материалы, а также проведя в соответствии с подпунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия приняла решение признать жалобу Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" обоснованной в части необъективного формирования объекта закупки. При этом Комиссия исходила из следующего.
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Приложение N 2 к конкурсной документации содержит обоснование начальной (максимальной) цены контакта. В указанном приложении указано, что заказчиком был проведен анализ рынка методом сопоставимых рыночных цен посредством направления запросов о предоставлении ценовой информации исполнителям, обладающим опытом оказания соответствующих услуг, информация о которых имеется в свободном доступе.
В ходе анализа представленной информации, Комиссией Ульяновского УФАС России было установлено, что заказчиком были получены 3 коммерческих предложения о стоимости оказания услуг по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
Указанные результаты проведенного анализа рынка представлены в таблице приложения N 1 к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта конкурсной документации.
Таким образам, конкурсная документация содержала обоснование цены контракта в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, довод заявителя жалобы о нарушении порядка формирования начальной (максимальной) цены контракта является необоснованным.
Также Комиссия Ульяновского УФАС России отмечает, что часть 8 статьи 99 Закона о контрактной системе предусматривает, что органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль, в том числе в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона, и обоснованности закупок, а также обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Учитывая изложенное, вопросы, связанные с контролем за обоснованием начальной цены контракта не входят в полномочия антимонопольной службы.
Следовательно, в указанной части жалоба Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" является необоснованной.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно пункту 8 раздела 1 "Общие сведения о конкурсе" конкурсной документации N 0168200002416000701 объектом закупки являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).
В приложении N 1 к конкурсной документации "Описание объекта закупки и количество" содержится перечень транспортных средств, подлежащих обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО) (таблица N 1), согласно которому исполнителю необходимо осуществить страхование, в том числе, трактора ТЦ 3,0-40 ВЛ и трактора Четра Т-9,01.
В соответствии с пунктом "е" части 3 статьи 4 Федерального закона от 25.04.2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО) обязанность по страхованию гражданской ответственности не распространяется на владельцев транспортных средств, не имеющих колесных движителей (транспортных средств, в конструкции которых применены гусеничные, полугусеничные, санные и иные неколесные движители), и прицепов к ним.
Согласно техническим характеристикам тракторы ТЦ 3,0-40 ВЛ и Четра Т-9,01 являются гусеничными и не имеющими колесных движителей.
В таблице " Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), являющейся приложением к Указанию Банка России от 19.09.2014 г. N 3384-У "О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств" имеется указание на тип (категории) транспортных средств, в отношении которых установлены тарифы ОСАГО. Из указанного перечня также исключены транспортные средства, не имеющие колесных движителей.
Учитывая изложенное, тракторы ТЦ 3,0-40 ВЛ и Четра Т-9,01 не подлежат страхованию в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Поскольку объектом закупки являются услуги по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), а в перечень транспортных средств, подлежащих страхованию, включены транспортные средства, которые не могут быть застрахованы по ОСАГО, следовательно, при формировании объекта закупки было допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в части необъективного описания объекта закупки.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 14.04.2014 г. N 8/125-П, заказчик формирует технико-экономическое задание, в котором, в том числе, указывает наименование и описание объекта закупки, в том числе показатели, позволяющие определить соответствие услуг потребностям заказчика и количество.
Таким образом, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе допущено заказчиком - ОГБУ "Центр по обеспечению пожарной безопасности", что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, жалоба Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" в указанной части является обоснованной.
Учитывая изложенное, Комиссия, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Ульяновского филиала ООО "Страховая компания "Согласие" обоснованной в части необъективного формирования объекта закупки.
2. Признать в действиях заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Обязать:
- конкурсную комиссию устранить допущенное нарушение путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения открытого конкурса N 0168200002416000701;
- заказчика устранить допущенное нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе путем внесения изменений в конкурсную документацию, продления срока приема заявок в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом принятого решения,
на что выдать предписание.
5. Передать материалы дела N 13120/03-2016 уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Председатель комиссии |
И.И. Спиридонов |
Члены комиссии |
Д.А. Губайдулова
Е.И. Мартиросян
|
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 15 апреля 2016 г. N 13120/03-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016