Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 апреля 2016 г. N 144-04-16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "ИнженерКадастрСервис" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Беслан) (далее - ФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФ), при осуществлении закупки на поставку медицинских перчаток (электронный аукцион N0310100005916000107) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
22 апреля 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия государственного заказчика - ФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФ при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что ФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФ нарушил порядок дачи разъяснений положений Аукционной документации, а так же Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы:
12.04.2016 года в Единой информационной системеФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФ опубликовала извещение N 0310100005916000107 на осуществление поставки медицинскихперчаток.
На данный аукцион поступал запрос на разъяснение положений документации об электронном аукционе. В ответе на данный запросЗаказчик не указал ни какой конкретики. Не ответил ни на один вопрос, который был задан в запросе. Исходя из этого,Заявитель считает, что Заказчик просто уходит от ответа.
Статьей 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться такими правилами как, описание объекта закупки должно носить объективный характер, указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а такжетребования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количестваучастников закупки.
В позиции N7,8. в части 2 Технического задания Аукционной документации требуется: "Стерилизационная упаковка пластиковая износостойкая для возможности использования в сумках-укладках...".
Проанализировав рынок на предмет перчаток смотровых стерильных нитриловых упакованных в стерилизационную упаковку изпластика износостойкую для возможности использования в сумках-укладках, Заявитель выяснил,что перчатки подходящие под данныехарактеристики производит только один производительHeliomed (Австрия).У других производителей перчатки выпускаются в картонной упаковке.
Исходя из выше сказанного, технические характеристики в данных позициях прописаны по мнению Заявителя под конкретного производителя, чтовлечет за собой ограничение числа участников закупки.
Впозиция N9 ,совокупность характеристик, описанных в позиции N9 Технического задания, полностью соответствует единственным перчаткам Gainmex PF IsoDenuUnderglove производства компании AnsellHealthcareEurope NV (Шри-Ланка),. Однако необходимый Заказчику функционал может быть обеспечен перчатками с альтернативными характеристиками, то есть из других синтетических материалов. Иных перчаток с указанными уникальными характеристиками на российском рынке медицинских перчаток не представлено, что существенно ограничивает количество возможных предложений, а,следовательно ограничивает количество участников закупки.
Поиск информации о подобных перчатках в сети "Интернет" и в Едином реестре государственных и муниципальных контрактов подтвердил, что в ходе исполнения всех контрактов, заключенных на перчатки с аналогичными характеристиками, поставлялись исключительно перчатки Gammex PF IsoDenuUnderglove.
Заказчик ограничил количество участников закупки, так как описанная перчатка является эксклюзивной и уникальной. На основании анализа информации из сети "Интернет" и из Единого реестра государственных и муниципальных контрактов можно сделать вывод, что перчаток с характеристиками, полностью соответствующими Техническому заданию, кроме указанных в данном запросе, не существует.
В Едином реестре государственных и муниципальных контрактов содержится целый ряд закупок, на аналогичноепрописание которых поставлялись именно перчатки Gammex PF IsoDermUnderglove, к примеру, закупкиNN0372100029914000130;0338200008614000011;0338300004714000029и другие.
На основании изложенного Заявитель считает, что перчаток полностью соответствующих требованиям Заказчика, помимоперчаток Gammex PF IsoDermUnderglove, по позиции N9 не существует.
В позицияхN N17и18 в части 2 Технического задания Аукционной документации требуются: "перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним покрытием на основе Алое Вера".
Анализ рынка на предмет перчаток хирургических латексных неопудренных с внутренним покрытием на основе Алое Вера, показал, что именно хирургические перчатки с Алое Вера производятся единственным производителем : WRP AsiaPacificSdnBlid (Малайзия) и аналогов не имеют.
Так же эти перчатки имеют контрастный цвет, что для этой перчатки является уникальной характеристикой.
В соответствии с п. 15.19.5. СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин медицинскому персоналунеобходимо заклеить поврежденные места лейкопластырем. То есть поврежденные, а особенно воспаленные, места на кистях рукврачей должны быть изолированы. Поэтому требование о наличии, каких бы то ни было противовоспалительных компонентов всоставе внутреннего слоя хирургических перчаток необоснованно, необъективно и должно быть исключено из описания объекта закупки.
При этомесли заказчику необходимо, чтобы закупаемые перчатки подходили "для медицинского персонала с повышенной чувствительностью кожи рук", а также чтобы внутренняя поверхность содержала компоненты с противовоспалительнымисвойствами, то такая потребность может быть удовлетворена использованием множества различных веществ: экстрактаромашки, ланолина, протеинов шелка, коллагена. Указание же Заказчиком конкретных веществ необоснованно, нарушаетпредусмотренные законом правила описания объекта закупки, существенно ограничивает количество участников закупки идолжно быть исключено.
ГОСТ Р52238-2004 на хирургические перчатки не предусматривает возможности использования каких-либо внутреннихпокрытий, тем более не устанавливает требования к содержанию конкретных компонентов таких покрытий. Медицинскиеперчатки являются, в первую очередь, средством индивидуальной барьерной защиты, а не косметическим или лечебнымсредством.
Требование к содержанию в медицинских перчатках конкретного увлажнителя - Алое Вера - не может быть обоснованно никакойреальной потребность Заказчика.Алое Вера не обладает никакими уникальными или неповторимыми свойствами по заживлению и регенерации тканей.
Все возможные утверждения Заказчика о необходимости использования именно Алое Вера являются голословными и ничем не
подтвержденными. По данной проблеме не проводилось никаких клинических исследований, подтверждающих уникальностьпокрытия с Алое Вера в отличии от других компонентов.Питание, увлажнение, заживление и регенерацию кожных покровов обеспечиваются не только Алое Вера, но и другимикомпонентами, например, глицерином, диметиконом, хнтозаном, экстрактом ромашки, коллагеном и аллантоином и прочими. Установление требований именно к покрытию с Алое Вера необьективно и нарушает ст. 33 Закона о контрактной системе, а так же ограничивает количество участников закупки, поскольку участники закупки лишены возможности предложить перчатку, обладающую необходимыми Заказчику качествами и свойствами, но обработанную иными, по аналогичными компонентами.
Позиции NN25и 26. в части 2 Технического задания Аукционной документации требуется "система двойных перчаток из полиизопрена с цветовой индикацией прокола".
Данные перчатки так же являются уникальной позицией и не имеют аналогов производятся только одним производителем : WRP AsiaPacificSdnBhd (Малайзия). Двойные перчатки из материала- полиизопрен у других производителей не производятся.
Позиции NN27и 28 . в части 2 Технического задания Аукционной документации требуется : "Перчатки хирургические с антибактериальным внутреннимпокрытием...Состав внутреннего покрытия -хлоргексидин...".
Проанализировав рынок на предмет перчаток хирургических, выявили, что перчатки хирургические с внутренним покрытием - хлоргексидин, выпускаются только одним производителем:AnsellHealthcareEurope NV (Малайзия). Соответственно аналоговне имеет.
На основании анализа информации из сети "Интернет" и нз Единого реестра государственных и муниципальных контрактов можно сделать вывод, что перчаток с характеристиками, полностью соответствующими Техническому заданию, кроме указанных в данном запросе, не существует.По позициям NN9,10.17,18 Технического задания Аукционной документации к поставке требуются хирургические перчатки длиной: позиция N9 не менее 300 ми; позиция N10 не менее 305мм и позиции N17,18 не менее 290мм.
Заказчик установил завышенные и чрезмерные требования к длине хирургических перчаток, так как все производители, чьи перчатки обращаются на российском рынке изделий медицинского назначения, производят свои перчатки в полном соответствии с требованиями государственных стандартов.
На основании вышеизложенного Заявитель просит рассмотреть жалобу по существу и обязать Заказчика привести Техническое задание Аукционной документации в соответствие действующему законодательству.
В объяснительной по существу жалобы ФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФ, указало, что приведённые заявителем доводы безосновательны, недостоверны и построены на искажении норм действующего законодательства.
О наличии ограничений в рамках данной закупки утверждает компания, видами деятельности которой являются:
Основной (по коду ОКВЭД): 74.11 - Деятельность в области права
Дополнительные виды деятельности:
70.3 Предоставление посреднических услуг, связанных с недвижимым имуществом.
74.13 Маркетинговые исследования и выявление общественного мнения
74.14 Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
74.40 Рекламная деятельность.
74.83 Предоставление секретарских, редакторских услуг и услуг по переводу
Данная компания не только не имеет практики оказания медицинских услуг и представления о потребностях медицинского учреждения, но и, согласно реестра государственных контрактов, не имеет ни одного заключенного контракта в рамках 44-ФЗ, 94- ФЗ или даже 223-Ф3.
Согласно ч.1 ст. 8 Закона о контрактной системе контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Судебная практика в вопросе установления требований к товару основана по принципу приоритетности потребностей Заказчика.
. Из смысла статьи Закона о контрактной системе следует, что если указанные в аукционной документации требования к товару не нарушают прямых запретов, установленных в пункте 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, и направлены на определение потребностей заказчика, такие положения документации не могут быть признаны нарушающими требования законодательств.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа.Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, также не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников торгов.
В ходе мониторинга действующего рынка медицинских изделий установлено, что товар имеет абсолютно свободное обращение. Апеллируя к реестру контрактов можно сделать вывод, что перчатки с аналогичными характеристиками являются потребностью сотен заказчиков и свободно поставляются десятками поставщиков. Перчатки по всем оспариваемым позициям поставлялись на протяжении многих лет десятками компаний по всей стране без каких-либо ограничений.
Для установления факта соответствия товара единственному производителю должны быть предъявлены соответствующие доказательства, подтверждающие не только уникальность товара, но и его ограниченный оборот и невозможность приобретения, что невыполнимо т.к. требования к патентам, товарным знакам и т.п. отсутствуют.
Касательно объективности требований:ГОСТ Р 52239-2004 на перчатки диагностические, как и ГОСТ 52238-2004 на перчаткихирургические, имеет ограниченное действие и обязателен лишь в части пунктов6.2. 6.3, 6.4(Герметичность, прочность и стерильность).
Медицинские перчатки не подлежат сертификации, но требуется декларирование соответствия - установлено Единым перечнем продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии");
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N982 установлено, что Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии и Федеральной таможенной службе надлежит обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
На сегодняшний день актуальной является информация от 8 апреля 2013, из которой ранее и процитированы обязательные требования стандартов, определяющиеминимально допустимые для безопасности перчаток прочность, герметичность и стерильность.ГОCТ устанавливает лишь минимальные требования для обеспечения безопасности в своей необязательной части ГОСТ допускает, что перчатка может быть, как опудренная, так и без пудры с текстурой и без текстуры, манжета может быть закатана в венчик, или же можетбыть обрезана, а также, что длина, толщина и ширина должны быть не менее определенногопоказателя.При этом ГОСТ не раскрывает сути данных характеристик, не устанавливает, какое уних функциональное назначение.Обоснование всех требований к товарам в достаточной для соблюдения законодательства мере содержится в самом техническом задании (в том числе в форме описания функциональных свойств и специфики применения).
В отношении требований к упаковке (поз 7, 8) отсутствуют какие-либо основания для внесения изменений. Право предъявления требований к товарам с учётом прямых потребностей заказчика прямо определено действующим законодательством о контрактной системе. Заказчик имеет достаточный опыт, чтобы знать, что в некоторых ситуациях обычной бумажной упаковки перчаток недостаточно и для сохранения товара, обеспечения его стерильности и целостности необходимо более прочная - пластиковая упаковка.
Вопреки доводам Заявителя жалобы, перчатки с соответствующими требованиями выпускаются не только компанией Heliomed, но и компанией WRP.
В качестве доводов в отношении позиции 9, где Заявитель жалобы ссылается на соответствие единственному производителю - компании Ansell, сам же Заявитель приводит указание на 13 контрактов, косвенно подтверждая то.что сами требования объективны, востребованы, выполнимы и не приводят к ограничениям.К тому же это указание лишь на 13 контрактов из тысяч заключённых, что не позволяет утверждать об отсутствии других производителей перчаток с данными характеристиками.
Таким образом, приведённые Заявителем жалобы доводы не только не находят своего подтверждения, но и представленные им же .доказательства свидетельствуют об обратном - о том, что участником закупки может стать любое заинтересованное лицо.
Заявитель жалобы может сколько угодно утверждать об альтернативности характеристик и пр. Однако, конечным потребителем закупаемых товаров является медицинский персонал. Именно на основании практики применения тех или иных медицинских изделий формируются минимально допустимые и наиболее подходящие под потребности требования к:
-длине, которая обуславливает оптимальную защиту в тех или иных процедурах (не редко учитываются так же такие физиологические особенности, как длина руки медицинского сотрудника и место фиксации перчатки на руке);
- увлажнителю - для предотвращения возникновения и профилактики профессиональных заболеваний медицинских сотрудников (в том числе с учётом опять же физиологических особенностей и наилучшей реакции на те или иные компоненты увлажнителей);
-материалу - для обеспечения гипоаллергенности и необходимого функционала(в т.ч. устойчивость к реагентам, дезинфектантам, необходимые физические и тактильные свойства и особенности);
-дезинфектантам на основе хлоргексидина- для непрерывной антисептическойобработки, которая обеспечивает повышенную защиту и пациента, и персонала в случае пореза или прокола перчатки;
- прочим требованиям, которые можно перечислять бесконечно и так же бесконечно спорить о их преимуществах, имея индивидуальный опыт и мнение.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1.12.04.2016 года в единой информационной системеФГБУ "СКММЦ" Минздрава РФразмещено извещение N 0310100005916000107о проведенииАукциона и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную начальником отдела закупок ФГБУ "СК ММЦ" МЗ (далее - Аукционная документация).
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Из части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе следует, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса.
Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещены разъяснения положений Аукционной документации с указанием предметов запросов о даче разъяснений положений Аукционной документации в соответствии с требованиями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе.
2. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Из пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что при описании объекта закупки заказчик должен использовать, если это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленные в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе_.использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно Техническому заданию Аукционной документации, предметом Аукциона является поставка медицинских перчаток.
Установление в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам объекта закупки прямо предусмотрено положениями Закона о контрактной системе. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки.
В позициях 7,8,9 в части 2 Технического задания Аукционной документации установлены требования, предъявляемые к характеристикам перчаток, в том числе:
-поз.7 - "Перчатки хирургические стерильные нитриловыенеопудренные ...";
-поз.8 - "Перчатки хирургические стерильные нитриловыенеопудренные...";
-поз. 9 - "Перчатки хирургические полиизопреновые_.";
-поз.17- "Перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним покрытием на основе Алое Вера_";
-поз.18- "Перчатки хирургические латексные неопудренные с внутренним покрытием на основе Алое Вера_";
-поз.25- "Система двойных перчаток из полиизопрена с цветовой индикацией прокола _.";
-поз.26- "Система двойных перчаток из полиизопрена с цветовой индикацией прокола_.";
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Исходя из положения части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в закупках могут участвовать те лица, которые соответствуют названным целям.
Сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у каких либо лиц, заинтересованных в заключении контракта,возможности поставить товар,соответствующий потребностям заказчика,не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц и об ограничении числа участников торгов.
Указанные в Аукционной документациитребования к товару,в том числе к их длине, к виду увлажнителя и т.д.,не нарушают запретов,установленных в п.1 части1 ст.33 Закона о контрактной системы,а направлены лишь на определение потребностей заказчика.
Кроме того, Заявитель не представил письменных документов,свидетельствующих о том,что технические характеристики перчаток,указанные в Аукционной документации,прописаны под конкретного производителя,в частности по позициям 7,8,9,17,18,25 и 26.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ИнженерКадастрСервис" на действия Федерального государственного бюджетного учреждения "Северо-Кавказский многопрофильный медицинский центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г.Беслан) при осуществлении закупки на поставку медицинских перчаток (электронный аукцион N0310100005916000107).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 29 апреля 2016 г. N 144-04-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.05.2016