Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2016 г. N А318-11-16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Регионтехторг" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства") при осуществлении закупки на выполнение работ по строительству 38 - квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении (электронный аукцион N0310300003116000062) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
07 ноября 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Регионтехторг" (далее - Заявитель) о нарушении МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" при проведении Аукциона, Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что:
1. Согласно требованиям п. 2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать инструкцию по подготовке заявки. В целях исполнения данного требования закона заказчиком опубликована следующая инструкция: первая часть заявки заполняется в соответствии с разделом "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
Заявитель считает, что предоставленная инструкция является формальной и фактически не позволяет подготовить заявку, поскольку не охватывает все ситуации, встречающиеся в требованиях к товарам. Так, в инструкции отсутствует указание на то, каким образом участнику конкретизировать показатели, которые одновременно сопровождаются словами "не менее", "не более" и союзом "и". Каким образом поступать с характеристиками, перечисленными при помощи символа "," в инструкции ничего не сказано. Аналогично с союзом "или" - про его применение в инструкции также отсутствуют какие-либо указания. Про применение символов "-" и "" указания в инструкции отсутствуют. В инструкции ничего не сказано про указание показателей с применением конструкции "в пределах", "в диапазоне". Про характеристики, перечисленные через ";" пояснения в инструкции отсутствуют.
Заявитель считает, что подготовить заявку используя инструкцию, предоставленную заказчиком, невозможно. Следовательно, Заказчиком нарушены положения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. По мнению Заявителя, в документации заказчиком предоставлена противоречивая информация о порядке оплаты выполненных работ:
В информационной карте указано: предусмотрен авансовый платеж в размере 10 %. Поэтапная оплата в течении 30 дней по факту выполнения работ, на основании актов выполненных работ и счетов-фактур, по безналичному расчету путем перечисления заказчиком денежных средств на расчетный счет "Подрядчика", указанный в Контракте. А в проекте контракта указано иное:
Пункт 2.4.: заказчик ежемесячно в течение 10 банковских дней с даты представления генеральным подрядчиком документов, предусмотренных пунктом 6.5. Контракта, осуществляет оплату генеральному подрядчику выполненных работ после подписания заказчиком справок о стоимости выполненных работ и затрат, составленных по унифицированной форме актов о приемке выполненных работ, оформленных по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (далее - постановление Госкомстата) (далее - акт по форме N КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат, оформленной по унифицированной форме N КС-3, утвержденной указанным выше постановлением Госкомстата (далее - справка по форме N КС-3), подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце)' Авансовый платеж составляет 10 %. цены контакта. Аванс засчитывается в оплату выполненных работ частями, пропорциональными стоимости работ, выполненных в отчетном периоде. Пункт 2.5. Оплата в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 настоящего Контракта, производится заказчиком до момента оплаты генеральному подрядчику (включая перечисленную сумму аванса) 95 процентов цены Контракта. Окончательный расчет за выполнение полного комплекса работ по Контракту производится заказчиком не позднее 30 календарных дней с даты утверждения акта приемки Объекта. Помимо этого, устанавливая порядок оплаты, заказчик нарушил части 5 и 6 ст. 110.2 Закона о контрактной системе, поскольку график оплаты выполненных по контракту работ в проекте контракта отсутствует.
3.Заказчиком в п. 37 Информационной карты указаны документы, которые обязан предоставить участник в целях подтверждения соответствия дополнительным требованиям: 4) Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. (Согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99).
Необходимо предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе).
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Заявитель считает, что Заказчик допускает предоставление документов, подтверждающих опыт выполнения работ, относящихся к обеим группам работ, указанных в Постановлении Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99. Данное требование противоречит положениям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99, поскольку Заказчик закупает работы по выполнению строительства объекта капитального строительства и, соответственно, должен требовать подтверждение опыта только по одной группе работ:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
По мнению Заявителя, при проведении закупки нарушены нормы статьи 31 Закона о контрактной системе.
4. Заказчиком предоставлена противоречивая информация об объекте закупке.
В документации, в разделе 4 "Описание объекта закупки", указано: Объем работ: строительство 38- квартирного жилого дома, площадью жилых помещений: 1684,9 м2.
В разделе 1. Пояснительная записка проектной документации указана иная информация: на первом этаже расположены пять 2-х комнатных квартир, шесть 1-комнатных, две 3-х комнатные квартиры. Общая площадь квартир первого этажа - 559,50 м . Общая площадь помещений первого этажа - 635,0 кв.м.
На втором этаже расположено четыре 2-х комнатных, 6-1 комнатных, 3 3-х комнатных. Площади квартир и общая площадь этажа те же, что и на первом этаже.
На третьем этаже предусмотрено пять двухкомнатных, пять 3-х-комнатных, одна 3-х комнатная и одна 4-х комнатная квартиры. Общая площадь квартир третьего этажа - 547,50 м2 . Общая площадь помещений третьего этажа - 629,80 м2.
В подвале предусмотрены технические помещения и лестничные клетки. Площадь подвала -796,10 м2. Т.е. согласно проекту, площадь жилых помещений (квартир) =559,50+559,50+547,50=1666,5 м2
Заявитель считает, что предусмотренная проектом площадь квартир на 18,4 м2 меньше площади, предусмотренной документацией.
5.Среди документов, опубликованных заказчиком на официальном сайте, отсутствует сметная документация, что по мнению Заявителя, заказчиком нарушены требования п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, поскольку отсутствует обоснование начальной максимальной цены контракта.
6. Заказчиком установлены противоречивые требования к сроку выполнения работ: в извещении указано, что срок выполнения работ: 31.07.2017 года. Пункт 11 Информационной карты: начало выполнения работ: с момента заключения контакта; окончание выполнения работ: 31.07.2017 года.
В проекте контракта (пункт 6.11.1.) указано: сдача генеральным подрядчиком и приемка Заказчиком (приемочной комиссией) результата работ (законченного строительством объекта) осуществляются в срок до 31 июля 2017 года и оформляются подписанием акта приемки объекта капитального строительства. В указанный срок акт приемки объекта капитального строительства подписывается членами приемочной комиссии и утверждается "заказчиком". При этом должны быть учтены отраженные в заключении экспертизы предложения экспертов.
Как видно из вышеизложенного, извещением и документацией предусмотрено, что до 31.07.2017 года подрядчик должен выполнить работы, а проект контракта предполагает, что к этому же сроку уже должна быть осуществлена приемка выполненных работ.
Помимо этого в проекте контракта не установлены конкретные сроки итоговой приемки выполненных работ:
Таким образом, согласно положением проекта контракта участник за 20 дней до завершения строительства уведомляет заказчика, когда строительство будет завершено, подрядчик должен предать объект и сопроводительную документацию заказчику. Далее заказчик должен утвердить акт приемки объекта капитального строительства, однако срок для выполнения данного действия не установлен, что по мнению Заявителя, противоречит ч.13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
7. Нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе допущены заказчиком в разделе "Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе": - для товара 1 указаны характеристики: анкерные закладные детали должны применяться при установке опор и мачт для осветительных приборов, каких-то высотных металлоконструкций, молниеотводов на улицах и площадях городов, на территориях коттеджных поселков, спортивных, торгово-развлекательных комплексов, в промышленных зонах и на прочих объектах. Анкерные закладные детали должны закладываться в фундамент или предварительно вырытый под установку опоры, мачты, молниеотвода котлован. После того, как анкерные закладные детали помешаются в грунт и заливаются бетоном, на поверхности конструкции должны оставаться концы шпилек закладной детали. К этим концам при помощи гаек крепится подпятник опоры, мачты или другой конструкции. Анкерный закладной элемент должен служить для передачи нагрузок от устанавливаемой стальной конструкции (опоры, мачты и т.п.) на фундаментный блок, выполняемый, из бетона. Установка анкерных закладных элементов должна осуществляться в подготовленный котлован - после установки по уровню их подземная часть, связанная с арматурой фундаментного блока, заливаетсябетоном. Основные параметры фундамента (количество и марка бетона, тип и количество арматуры) должны определяться его проектом, исходя из климатических условий района эксплуатации и параметров грунта с помощью расчета. На обустроенный фундамент стандартно должны устанавливаться опоры или мачты. Установка оборудования должна осуществляться в соответствии с инструкциями по его монтажу и прилагаться к каждому изделию).
Закон о контрактной системе предусматривает, что заказчик устанавливает требования к товарам, применяемым при выполнении работ. То есть заказчик должен конкретно знать, для каких целей данный товар будет применяться. В такой ситуации неясно с какой целью заказчик устанавливает требование к сфере применения, к особенностям использования анкерных деталей. По мнению Заявителя, подобные характеристики не являются ни к функциональным, ни к техническим, ни к качественным, ни к эксплуатационным характеристикам объекта закупки, а следовательно по его мнению, подобные требования незаконны исходя из формулировки части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Законом о контрактной системе предусмотрено использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации. Для товара арматурная сталь класса А500С имеется действующий ГОСТ Р 52544-2006. Заказчик же, противореча требованиям закона, устанавливает требование о соответствии товара СТО АСЧМ 7-93.
Заказчик устанавливает требование к порядку выполнения работ, а не к характеристикам товара.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
МКУ МО МГП указало, что жалоба необоснованная и не подлежит удовлетворению по следующим основаниям:
1.Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать помимо прочего требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 раздела 2 "Общие положения документации об аукционе" установлены требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по её заполнению. Так, первая часть заявки заполняется в соответствии с Разделом "Техническое задание" документации об электронном аукционе, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара. В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Также в п.п. 2 п. 37 раздела 3 Аукционной документации установлено, что первая часть заявки должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе (раздел 4 "Описание объекта закупки"), и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Таким образом, довод Заявителя об отсутствии в аукционной документации инструкции по заполнению первой части заявки не находит своего подтверждения.
Согласно определению в толковом словаре Даля: "И, союз означающий соединение, совокупление предметов, понятий, предложений: да, также, еще, с, вместе. Шар земной состоит из суши и воды". Союз "или" является в русской грамматике разделительным, а не соединительным, как союз И.
Согласно словарю Даля: "превышать, превысить что, быть выше", означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение. Также участнику закупки не понятен показатель "", однако это обычное правило математики. Требования, указанные в п. 16 Технического задания касаются характеристик плит теплоизоляционных. По смыслу длина плит - это показатель, у которого должна быть конкретная характеристика, то есть, должна быть указана конкретная длина, показатель, который должен попадать в диапазон 900-5000 мм. Например, длина 2000 мм.
Пунктом 2 раздела 2 "Общие положения документации об аукционе" установлены требования к составу и содержанию заявки на участие в аукционе в электронной форме и инструкция по её заполнению, а именно не допускается использование формулировок "не более", "не менее". Согласно правилам русского языка, точка с запятой ставится в конце рубрик перечисления, то есть необходимо использование 3 видов перемычек с указанием конкретных показателей длины, ширины, высоты, которые входят в заявленный Заказчиком диапазон значений.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако, таким правом Заявитель не воспользовался, из чего можно сделать вывод, что трудностей при подготовке первой части заявки у участника закупки бы не возникло.
2. В разделе 13 Информационной карты указано: "Предусмотрен авансовый платеж в размере 10 %. Поэтапная оплата в течении 30 дней по факту выполнения работ, на основании актов выполненных работ и счетов-фактур, по безналичному расчету путем перечисления "Заказчиком" денежных средств на расчетный счет "Подрядчика", указанный в Контракте". Указанный 30-дневный срок для оплаты по контракту, указан как предельный срок для оплаты после утверждения акта приемки Объекта. Также, согласно п. 2.4. проекта контракта Заказчиком оплата Подрядчику производится ежемесячно в течение 10 банковских дней после предоставления необходимого пакета документов. Таким образом, довод заявителя об отсутствии указания на поэтапную оплату и графика оплаты не находит своего подтверждения.
3. Согласно п. 4 раздела 37 Аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. Согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99, необходимо предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе).
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
В данном случае в документации указана выдержка из постановления и дана сноска<*> что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт, то есть работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.
4.Пояснительная записка, на которую ссылается заявитель, была заархивирована ошибочно. Фактически в проекте приложена пояснительная записка с общей площадью квартир 1684,9 кв.м., как отображено в проекте планировки квартир. Однако, указанное несоответствие не могло повлиять на результаты Аукциона и никак не помешало бы Заявителю принять участие в закупке.
5. Расчёт начальной (максимальной) цены контракта, произведен согласно ст. 22 Закона о контрактной системе нормативным методом на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 сентября 2016 года N 327 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2013 года N 207 "Об адресной программе Республики Северная Осетия-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства)". Предельная стоимость 1 м2 по Моздокскому городскому поселению установлена в размере 30 000 рублей 00 копеек. Учитывая, что общая площадь жилых помещений составляет 1684,9 кв.м, то НМЦК составляет 50 547 000,00 руб.
Согласно Аукционной документации, извещению о закупке и проекта контракта срок выполнения работ установлен до 31.07.2016 г. То есть, весь комплекс работ должен быть завершен не позднее 31.07.2016 г. Указанная закупка осуществляется в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Данная форма контракта утверждена решением Правления государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства от 11 июля 2014 года (протокол N510 "Об утверждении типовых (примерных) форм государственных (муниципальных) контрактов, гражданско-правовых договоров, заключаемых в ходе реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусмотренных Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
6. В п. 1 Технического задания указана область применения, порядок применения и т.д. Присутствие указанных сведений не противоречит нормам Закона о контрактной системе.
Для товара, указанного в п.2 Технического задания (Горячекатаная арматурная сталь гладкого профиля) требования: "стержни должны быть диаметром 10-40 мм и должны быть изготовлены из стали марок Ст5 или диаметром свыше 40 мм - из стали марки 18Г2С с конкретными характеристиками" отсутствует.
СТО АСЧМ 7-93 или Стандарт ассоциации предприятий и организаций по стандартизации продукции черной металлургии, определяет технические требования к свариваемому арматурному прокату периодического профиля классов А400С, А500С и А600С, предназначенному для армирования обычных железобетонных конструкций и ненапрягаемой арматуры предварительно напряженных железобетонных конструкций. Таким образом, требование о соответствии Арматуры класса А500С не противоречит закону о Контрактной системе. Кроме того, указание в техническом задании (описании объекта закупки) на требование рекомендательного порядка к порядку выполнения работ также не противоречит нормам Закона о контрактной системе. Таким образом, довод Заявителя о том, что описание товаров и материалов указанных в п. 20 и п. 21 Технического задания, не находит своего подтверждения.
На основании изложенного, просит признать жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 20.10.2016 года в Единой информационной системе МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" разместило извещение N0310300003116000062 на выполнение работ по строительству 38 - квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении о проведении электронного аукциона N0310300003116000062 (далее Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную 04.10.2016 года Распоряжением N29 директора МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 2 раздела 2 "Общие положения документации об аукционе" Аукционной документации установлены требования к составу и содержанию заявки на участие в Аукционе и инструкция по ее заполнению.
В частности в указанном пункте указано, что первая часть заявки на участие в Аукционе заполняется в соответствии с Разделом "Описание объекта закупки" Аукционной документации, при этом участник закупки указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок "не более", "не менее", за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.
В случае если в составе первой части заявки на участие в электронном аукционе в форме участника закупки не указаны конкретные показатели товара, предлагаемого к использованию в процессе выполнения работ, при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе такой участник не допускается аукционной комиссией к участию в электронном аукционе.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях используемого товара, товарном знаке (его словесном обозначении), знаке обслуживания, фирменном наименовании, патентах, полезных моделях, промышленных образцах, наименовании места происхождения товара или наименовании производителя товара, указанного в первой части заявки на участие в электронном аукционе, несет участник закупки.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 70 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем. При этом, в силу части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
В силу части 12 статьи 34 Закона о контрактной системе, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Кроме того, пунктами 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт, предметом которого являются строительство и (или) реконструкция объектов капитального строительства, должен содержать условие о поэтапной оплате выполненных подрядчиком работ исходя из объема таких работ и цены контракта. При этом оплата выполненных по контракту работ осуществляется в сроки и в размерах, которые установлены графиком оплаты выполненных по контракту работ с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ.
Из пункта 13 информационной карты Аукционной документации следует, что предусмотрен авансовый платеж в размере 10 %. Поэтапная оплата в течении 30 дней по факту выполнения работ, на основании актов выполненных работ и счетов-фактур, по безналичному расчету путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте.
Кроме того, пунктом 2.4 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации установлено, что заказчик ежемесячно в течение 10 банковских дней с даты представления генеральным подрядчиком документов, предусмотренных пунктом 6.5. Контракта, осуществляет оплату генеральному подрядчику выполненных работ после подписания заказчиком справок о стоимости выполненных работ и затрат, составленных по унифицированной форме актов о приемке выполненных работ, оформленных по унифицированной форме N КС-2, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 11 ноября 1999 г. N 100 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ" (далее - постановление Госкомстата) (далее - акт по форме N КС-2), и справки о стоимости выполненных работ и затрат, оформленной по унифицированной форме N КС-3, утвержденной указанным выше постановлением Госкомстата (далее - справка по форме N КС-3), подтверждающих выполнение работ в соответствующем отчетном периоде (месяце). Авансовый платеж составляет 10 %. цены контакта. Аванс засчитывается в оплату выполненных работ частями, пропорциональными стоимости работ, выполненных в отчетном периоде.
При этом, согласно пункту 2.5. проекта Контракта, приложенного к Аукционной документации, оплата в порядке, предусмотренном пунктом 2.4 Контракта, производится заказчиком до момента оплаты генеральному подрядчику (включая перечисленную сумму аванса) 95 процентов цены Контракта. Окончательный расчет за выполнение полного комплекса работ по Контракту производится заказчиком не позднее 30 календарных дней с даты утверждения акта приемки Объекта.
Кроме того, проект контракта содержит приложение N4 "График выполнения работ"
То есть, Аукционная документация не содержит противоречий в части установления срока оплаты работ и соответствует требованиям части 12 статьи 34 и части 4 статьи 64, и частей 5 и 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Подпунктом 4 пункта 37 Информационной карты Аукционной документации установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать документы, подтверждающие наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка. (Согласно Постановлению Правительства РФ от 04 февраля 2015 года N 99).
Необходимо предоставить копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе).
<*> Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Такие дополнительные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе, информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в документации о закупке.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N99, дополнительным требованием к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, является наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию к пункту 2 приложения N 1 к Постановлению N99, требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Учитывая, что предметом рассматриваемого Аукциона являются работы по строительству объекта капитального строительства, которые относятся к коду 42 ОКПД2 и начальная максимальная цена контракта превышает 10 миллионов рублей, в силу Постановления N99 для участия в Аукционе необходимо наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, что и указано в Аукционной документации.
4. Согласно пунктам 4, 5, и 8 Раздела 4 Аукционной документации, "Описание объекта закупки", объектом закупки является строительство 38- квартирного жилого дома, площадью жилых помещений: 1684,9 м2, согласно проектно-сметной документация на строительство 38-квартирного жилого дома, локальным сметным расчетам (прикреплены отдельным файлом).
Виды выполняемых работ: согласно локальным сметным расчетам (прикреплены отдельным файлом).
Требования к техническим характеристикам и свойствам основных товаров (материалов), используемых при выполнении работ: документ прикреплен отдельным файлом (Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе).
Вместе с тем, согласно пункта 1.3 "Сведения о функциональном назначении объекта капитального строительства, состав и характеристика производства, номенклатура выпускаемой продукции (услуг, работ)" Пояснительной записки, приложенной к Аукционной документации, общая площадь жилого дома - 1666,5 кв. м.
Однако, Аукционная документация не содержит сведений о том, что требования к площади жилых помещений жилого дома установлены в Пояснительной записке, приложенной к Аукционной документации.
Кроме того, согласно п. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. Однако, запросов на разъяснение положений аукционной документации Заказчик не получал.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Аукционная документация содержит раздел 5 "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", из которого следует, что согласно статье 22 Закона о контрактной системе, расчёт начальной (максимальной) цены контракта, произведен нормативным методом на основании Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 13 сентября 2016 года N 327 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 31 мая 2013 года N 207 "Об адресной программе Республики Северная Осетия-Алания "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы (в том числе с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства)".
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
6. В силу пункта 2 статьи 42 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, извещение о проведении аукциона и документация об электроном аукционе должны содержать информацию о сроке поставки товара или завершения работы.
Согласно извещению о проведении Аукциона, срок выполнения работ - 31.07.2017 года. Кроме того, в пункте 11 информационной карты Аукционной документации указано, что окончание выполнения работ - 31.07.2017 года. Аналогичная информация содержится в пункте 3 Раздела 4 "Описание объекта закупки" Аукционной документации, и пункте 3.2 проекта контракта, приложенного к Аукционной документации.
То есть, извещение о проведении Аукциона и Аукционная документация соответствуют требованиям пункта 2 статьи 42 части 5 статьи 63 и части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в части установления срока выполнения работ.
7. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать, помимо прочего, наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что при описании объекта закупки необходимо использование стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.
Описание некоторых товаров и материалов, используемых в работе, которое приложено к Аукционной документации, и в частности по позициям 1, 2 и 5, соответствует требованиям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в том числе и в части установления требований к товарам в соответствии со стандартами ассоциации предприятий и организаций по стандартизации продукции черной металлургии, так как указанный стандарт содержит не выходящие за рамки действующих стандартов показатели, требования, условные обозначения и терминологию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать частично обоснованной жалобу ООО "Регионтехторг" на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" при осуществлении закупки на строительство 38 - квартирного жилого дома по программе переселения из аварийного жилого фонда в Моздокском городском поселении (электронный аукцион N0310300003116000062).
2. В связи с тем, что выявленное нарушение не могло повлиять на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок МКУ МО МГП "Управление городского хозяйства" не выдавать.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 14 ноября 2016 г. N А318-11-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.11.2016