Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 ноября 2016 г. N А319-11-16
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Доминант" на действия муниципального заказчика - Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа и уполномоченного органа - Управления Республики Северная Осетия-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) при осуществлении закупки на благоустройство двора по ул. Владикавказская,63 (электронный аукцион N0310200000316002310) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
11 ноября 2016 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Доминант" (далее - Заявитель) о нарушении муниципальным заказчиком - Управлением благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа (далее - Заказчик) и уполномоченным органом - Управлением РСО-Алания Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В жалобе Заявитель указал, что Заказчиком неверно установлено требование о необходимости наличия у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, а именно:
"соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - Градостроительный кодекс РФ. Приказ Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624 "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, установлен статьей 31 Закон о контрактной системе и является исчерпывающим. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами. Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
В силу ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного кодекса РФ, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно части 3 статьи 13 Закона о контрактной системе одной из целей осуществления закупок является обеспечение нужд заказчиков, в целях выполнения возложенных на них функций, полномочий и обязанностей.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание о внесении изменений в документацию.
Управление РСО - Алания пояснило, что в соответствии с постановлением Правительства РСО-Алания от 25.12.2009г. N365 "О внесении изменений в постановление Правительства РСО-Алания от 19 марта 2007г. N55 "Вопросы агентства РСО-Алания по размещению заказов для государственных нужд" заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены.
Требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, было установлено Заказчиком при подаче заявки.
Статьей 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам; перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 1, 4).
При этом выдавать свидетельства о допуске вправе саморегулируемые организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, сведения о которых внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций и которые основаны на членстве индивидуальных предпринимателей и (или) юридических лиц, выполняющих инженерные изыскания или осуществляющих архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства (статьи 1, 55.3, 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных положений закона следует, что выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, вправе индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, являющиеся членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства и имеющие выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к таким работам. При этом закон не требует для выполнения этих работ иметь лицензию.
Во исполнение части 5 статьи 8 Федерального закона от 22 июля 2008 г. N148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2008 г. N 864 "О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. N148-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N624 утвержден Перечень, устанавливающий виды работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В п.5 Информационной карты указано: наименование объекта закупки: выполнение работ по благоустройству двора на улице Владикавказкая, 63 в городе Владикавказ, согласно техническому заданию, локальному сметному расчету и проекту контракта.
Согласно локальному сметному расчету, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, объектом закупки в том числе является устройство дороги, устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98.1 МПа (1000 кгс/см2) нижнего слоя двухслойных, устройство оснований толщиной 15 (5) см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с приделом прочности на сжатие свыше 98.1 МПа (1000 кгс/см2) верхнего слоя двухслойных, устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных типа АБ плотность каменных материалов 2.5-2.9 т/мЗ, установка бортовых камней бетонных при других видах покрытий.
Таким образом, работы предусмотренные, Аукционной документацией, техническим заданием, локальному сметному расчету и проектом контракта включены в Перечень, виды работ: устройство автомобильных дорог и аэродромов, подвиды: устройство оснований автомобильных дорог (п. 25.2 Перечня), устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами (п. 25.4 Перечня), устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог (п. 25.7 Перечня); работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), подвид автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта (п. 33.2.1. Перечня).
Кроме того, в Извещении о проведении электронного аукциона указан код по ОКПД2 42.11.10.150 - Дороги подъездные, транспортные и пешеходные путепроводы над и под дорогой, велосипедные дорожки включены в код 42 сооружения и строительные работы в области гражданского строительства.
Таким образом, предметом рассматриваемой закупки является выполнение работ включенных в код 42.11.10.150 по ОКПД2, что также свидетельствует о правомерности установления заказчиком требования о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией.
Из Аукционной документации, технического задания, локального сметного расчета и проекта контракта следует, какие виды работ, включенные в Перечень подлежат выполнению в рамках данного аукциона.
Кроме того, Заявитель мог воспользоваться правом подачи запроса разъяснений, чего им не было сделано.
С учетом вышеизложенного, доводы Заявителя считают необоснованными, жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
08.11.2016 года в Единой информационной системе Управление РСО - Алания разместило извещение N0310200000316002310 на выполнение работ по благоустройству двора по ул. Владикавказская,63 (электронный аукцион N0310200000316002310) (далее Аукцион) и Документацию для проведения указанного Аукциона, разработанную 08.11.2016 года Управлением РСО - Алания по заявке Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа (далее - Аукционная документация).
Согласно пункту 23 Информационной карты Аукционной документации, к участникам Аукциона установлено требование о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, выданное саморегулируемой организацией на работы являющиеся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Согласно части 4 статьи 55.8 ГрК РФ, Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Пунктом 5 информационной карты Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо выполнить работы по благоустройству двора по улице Владикавказская, 63 согласно техническому заданию и локальному сметному расчету.
При этом, из локального сметного расчета, приложенного к Аукционной документации следует, что в ходе исполнения контракта необходимо выполнить работы по устройству дороги, в том числе:
- устройство дороги, устройство оснований толщиной 15 см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с пределом прочности при укатке каменных материалов с пределом прочности на сжатие свыше 98.1 МПа (1000 кгс/см2) нижнего слоя двухслойных;
- устройство оснований толщиной 15 (5) см из щебня фракции 40-70 мм при укатке каменных материалов с приделом прочности на сжатие свыше 98.1 МПа (1000 кгс/см2) верхнего слоя двухслойных;
- устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных типа АБ плотность каменных материалов 2.5-2.9 т/мЗ,;
- установку бортовых камней бетонных при других видах покрытий.
То есть, работы предусмотренные, Аукционной документацией, включены в Перечень, а именно в пункт 25.2 "устройство оснований автомобильных дорог", пункт 25.4 "устройство покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами", пункт 25.7 "устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог", пункт 33.2.1 "работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком), подвид автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта"
В соответствии с частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства включены в указанный в части 4 статьи 55.8 ГрК РФ перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с частями 4 - 5.1 статьи 48, 2 - 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
То есть, Аукционная документация соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Доминант" на действия государственного заказчика - Управления благоустройства и озеленения АМС г. Владикавказа и уполномоченного органа - Управления РСО-Алания при осуществлении закупки на благоустройство двора по ул. Владикавказская,63 (электронный аукцион N0310200000316002310).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 18 ноября 2016 г. N А319-11-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.11.2016