Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 апреля 2016 г. N 152-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок в составе:
Чушкин Д.Ю. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя комиссии, заместитель начальника отдела;
Артемьева Т.В. - член Комиссии, государственный инспектор;
в присутствии:
представителей Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области - Перелыгиной Т.С., ООО "Интер" - Самойлов А.В., БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" - не явились,
рассмотрев жалобу ООО "Интер" на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных средств субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. (номер извещения 0131200001016000880)
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "Интер" на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных средств субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. (номер извещения 0131200001016000880) (далее - ЭА).
О времени и месте рассмотрения жалобы стороны были уведомлены посредством факсимильной и почтовой связи и публично путем размещения информации о рассмотрении жалобы на официальном сайте в сети Интернет.
Заявитель полагает, что комиссией была незаконно отклонена заявка ООО "Интер" в связи с непредоставлением сертификата о происхождении товара по пункту 5 технического задания.
Представитель Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области доводы Заявителя считает необоснованными, а жалобу не подлежащей удовлетворению.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, а также принимая во внимание результаты внеплановой проверки, руководствуясь частью 3 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013г N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок (Комиссия) пришла к следующим выводам.
На официальном сайте в сети "Интернет" было размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных средств субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. (номер извещения 0131200001016000880).
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 07.04.2016 N0131200001016000880-3 заявка ООО "Интер" была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе по следующему основанию: "Не соответствует требованиям, установленным документацией об аукционе: Непредставление документов и информацци, которые предусмотрены ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ( п.1 ч.б ст.69, п.6 ч.5 ст.66 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ, п.п. 13.3 п. 13 раздела 1.1 документации об электронном аукционе, п. "19" раздела 1.2. Информационная карта): в составе второй части заявки не представлены документы, подтверждающие соответствие предлагаемого участником товара ограничениям, установленным в соответствии со ст.14 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства от 30 ноября 2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно по п.5 сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) Российской Федерации, Республики Армения, Республики Белоруссия или Республики Казахстан по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г..".
В ходе рассмотрения было установлено, что предметом закупки являлась поставка лекарственных средств.
При этом, в п. 19 Информационной карты документации, определяющей требования к содержанию заявок участников, было установлено обязательное требование о том, что вторая часть заявки должна содержать копию сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами (в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и Муниципальных нужд").
Часть 3 статьи 69 Закона о контрактной системе устанавливает, что аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 ст. 69 Закона о контрактной системе по итогам рассмотрения вторых частей заявок заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что во второй части заявки ООО "Интер" отсутствует документ, подтверждающий соответствие предложенного данным участником товара установленным ограничениям допуска, а именно, отсутствует сертификат о происхождении товара по форме СТ-1 (по позиции 5), в связи с чем комиссия правомерно признала заявку Заявителя не соответствующей требованиям аукционной документации.
Вместе с тем по результатам проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено следующее.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы было издано Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Согласно пункту 1 Постановления N 1289 для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием (далее - МНН)), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Ограничение, установленное Постановлением N 1289, применяется только при наличии всех условий, установленных пунктом 1 Постановления N 1289, в совокупности.
Таким образом, действие Постановления N 1289 распространяется только на случаи закупок по одному международному непатентованному наименованию или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием в рамках одного контракта (одного лога).
Материалами дела установлено, что предметом закупки являлась поставка различных лекарственных препаратов по 9 позициям в рамках одного лота (одного контракта).
То есть условия, предусмотренные частью 1 Постановления N 1289 не соблюдены, однако Заказчиком в документации об аукционе установлены требования о предоставлении в составе второй части заявки копии сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г., и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными указанными Правилами.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Вместе с тем, частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Правительством РФ устанавливаются ограничения допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для проведения закупок и самое главное, что закупки государством лекарственных препаратов, входящих в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, ежегодно утверждаемый Правительством РФ, обеспечивают лечение и сохранение в целом ряде случаев жизни пациентов, которые не в состоянии вследствие низкой платежеспособности приобретать дорогостоящие препараты.
На закупки лекарственных средств распространяются как общие правила Закона о контрактной системе, так и специально разработанные для закупок лекарственных средств, а специальным правилом в отношении закупок лекарственных средств является установление дополнительного основания отстранения участника от закупки, в целях поддержки отечественного производителя и производителей.
Не соблюдение Заказчиком вышеуказанных условий части 1 Постановления, а именно объединение при закупке лекарственных препаратов из Перечня ЖВЛП с различными МНН и требуя предоставления в составе заявке на участие в аукционе сертификата формы СТ-1, приводит к неэффективности проведения таких закупок и как следствие не обеспечение потребности Заказчика в лекарственных препаратах, именно так и произошло в итоге проведения оспариваемого аукциона, так как по итогам рассмотрения вторых частей заявок Комиссия отклонила обе заявки за не предоставления сертификата по форме СТ-1 и тем самым аукцион признан не состоявшимся.
Подавая заявку на участие в электронном аукционе участник закупки также не может предполагать, будут ли применяться или нет ограничения и условия допуска, предусмотренные пунктом 1 Постановления, в связи с чем, действует общее правило, когда на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые содержат предложения о поставке лекарственных препаратов разных производителей, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза, соответственно, участник закупки в любом случае должен подтверждать страну происхождения лекарственного препарата предоставлением во второй части заявки сертификата о происхождении товара, выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства - членом Евразийского экономического союза по форме СТ-1 в соответствии с требованиями документации об аукционе.
Таким образом, в случае если Заказчик осуществляет закупку лекарственных препаратов из Перечня ЖНВЛП не в соответствии с условиями Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, то в целом блокируется стратегия государства по поддержке отечественных производителей лекарственных средств и обеспечения импортозамещения, и уход из под юрисдикции вышеуказанного Постановления.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Интер" на действия комиссии Управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области в части несоблюдения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку лекарственных средств субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями. (номер извещения 0131200001016000880) необоснованной.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях заказчика - БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" нарушения части 3 статьи 14, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и Постановления Правительства РФ от 30.11.2015 года N 1289.
3. Учитывая результаты аукциона (признание несостоявшимся ввиду отклонения всех заявок участников) предписание не выдавать.
4. Материалы дела передать сотруднику Воронежского УФАС России для рассмотрения вопроса привлечения виновных должностных лиц БУЗ ВО "ВГКБСМП N 10" к административной ответственности, за утверждение документации не соответствующей требованиям законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Резолютивная часть настоящего решения объявлена 20.04.2016 года.
Председатель Комиссии Д.Ю. Чушкин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии Т.В. Артемьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 20 апреля 2016 г. N 152-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016