Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 апреля 2016 г. N 04-07/80-2016
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марион" (далее - Заявитель, Общество) от 12.04.2016 года исх. N 26 (вх. N 1617 от 15.04.2016 года) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Аукционная комиссия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мебели для учебных классов (закупка N 0366200035616001160 ) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 годам N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайство N 28 от 18.04.2016 года),
УСТАНОВИЛА:
15.04.2016 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Аукционной комиссии при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что Обществу было отказано в допуске к участию в Электронном аукционе на основании пункта 2 части 4 статьи 67 Закона: несоответствие информации, предусмотренной подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона, а также пунктом 23 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" документации (представленные в заявке участника закупки конкретные показатели не соответствуют значениям, установленным пунктом 8 части II "Техническое задание" документации, а именно: подпункт 1.1.1.3 "Высота, мм.", требуемое значение показателя "не менее 640", предложение участника закупки - "640-760").
Заявитель считает отказ в допуске к участию в аукционе неправомерным, так как в заявке указаны конкретные значения регулировки высоты стола данной ростовой группы 640-760мм.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, Аукционной комиссии, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя, считая, что решение Аукционной комиссии, принятое по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в Электронном аукционе, полностью соответствует требованиям Закона, представили письменные возражения исх. N 01-13/145 от 18.04.2016 года на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Аукционной комиссией требований Закона при проведении вышеуказанного аукциона в электронной форме, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно разделу 3 Положения о порядке взаимодействия заказчиков, а также уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, полномочия которых определены решениями органов местного самоуправления, с государственным казенным учреждением Тульской области "Центр организации закупок", утвержденного постановлением правительства Тульской области от 23.12.2013 года N 788 (далее - Положение), заказчики осуществляют, в том числе следующие функции:
- в соответствии с планом-графиком направляют в уполномоченное учреждение заявку на осуществление закупки по форме, утвержденной органом исполнительной власти Тульской области по регулированию контрактной системы в сфере закупок, к которой прилагается проект контракта;
- несут ответственность, установленную действующим законодательством, за выбор способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за определение (обоснование) начальных (максимальных) цен контрактов (цен лотов), описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики), требования к участникам закупки;
- выполняют иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
Пунктом 2 Положения определено, что уполномоченное учреждение в целях исполнения полномочий на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, в том числе:
- принимает и рассматривает заявки заказчиков на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), направленные в соответствии с пунктом 4.3 настоящего Положения;
- на основе представленных заказчиками заявок разрабатывает и утверждает необходимые для проведения процедур по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) документы;
- возвращает заказчикам заявки на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случае их неполноты или несоответствия законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг;
- выполняет иные функции в соответствии с законодательством Российской Федерации и Тульской области.
На основании приказа Уполномоченного учреждения от 28.03.2016 года N 1452 объявлен аукцион в электронной форме среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мебели для учебных классов, создана Аукционная комиссия, определен ее состав.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона (закупка N 0366200035616001160) (далее соответственно - Извещение, Документация об электронном аукционе) размещены 29.03.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 236810,27 рублей.
Документация об электронном аукционе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
"ГОСТ 11015-93 (ИСО 5970-79). Межгосударственный стандарт. Столы ученические. Типы и функциональные размеры" (ред. от 21.05.2013) (далее - ГОСТ 11015-93) - стандарт, который распространяется на ученические столы, используемые в комплекте с ученическими стульями по ГОСТ 11016 для оборудования рабочих мест учащихся в классах и учебных кабинетах, и устанавливает их типы и функциональные размеры.
Согласно пункту 1.1. ГОСТ 11015-93 ученические столы должны изготовляться одноместными или двухместными двух типов:
I - столы с постоянными параметрами;
II - столы с регулируемыми параметрами.
Подпунктом 1.1.3.6 пункта 8 "Требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам, функциональные характеристики" части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе предусмотрена поставка столов с регулируемыми параметрами для ростовой группы 4-6 г.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 (далее - санитарные правила СанПиН 2.4.2.2821-10).
В целях сохранения здоровья школьников санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено, что каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом (за партой или столом, игровыми модулями и другими) в соответствии с его ростом. Так, из пункта 5.3. указанных правил следует, что размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.
Таблица 1
Размеры мебели и ее маркировка
Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 |
Группа роста (в мм) |
Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм) |
Цвет маркировки |
Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм) |
1 |
1000 - 1150 |
460 |
Оранжевый |
260 |
2 |
1150 - 1300 |
520 |
Фиолетовый |
300 |
3 |
1300 - 1450 |
580 |
Желтый |
340 |
4 |
1450 - 1600 |
640 |
Красный |
380 |
5 |
1600 - 1750 |
700 |
Зеленый |
420 |
6 |
Свыше 1750 |
760 |
Голубой |
460 |
Из требований ГОСТ 11015-93, санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10 следует, что высота рабочей плоскости столов с регулируемыми параметрами для ростовой группы 4-6 г. составляет 640- 760 мм.
В силу пункта 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона при заключении контракта на поставку товара первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В пункте 23 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" Документации об электронном аукционе установлено требование о том, что первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным пунктом 8 части II "Техническое задание" документации об аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В подпункте 1 пункта 8 "Требования к товарам, требования к их качеству, потребительским свойствам, функциональные характеристики" части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе Заказчиком указано следующее:
N п/п |
Наименование товара и его качественные показатели |
Требуемое значение |
1 |
Комплект учебной мебели (ростовая группа 4-6 г.) |
|
1.1. |
Стол: |
|
1.1.1. |
Габаритные размеры: |
|
1.1.1.1. |
Длина, мм. |
не менее 1200 |
1.1.1.2. |
Глубина, мм. |
не менее 500 |
1.1.1.3. |
Высота, мм. |
не менее 640 |
1.1.3.6 |
Регулировка высоты |
соответствие |
Пункт 24 части I "СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОМ АУКЦИОНЕ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ" Документации об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению заявки на участие в электронном аукционе. Дополнение к инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (при наличии) содержится в части II "Техническое задание" настоящей документации об аукционе, согласно которому в случае, если заказчиком установлено требуемое значение показателя с формулировкой "не менее", участник закупки должен указать одно конкретное значение, которое должно быть больше или равно значению, указанному Заказчиком.
Исходя из положений инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе, при заполнении участниками закупки первых частей заявок на участие в Электронном аукционе значение показателя "Высота, мм" стола, указанного в подпункте 1.1.1.3 пункта 8 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе подается в виде конкретного значения, которое должно быть больше или равно значению, указанному заказчиком.
Исходя из того, что предметом данной закупки является поставка, в том числе столов с регулируемыми параметрами, установленное в подпункте 1.1.1.3 пункта 8 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе конкретное значение показателя "Высота, мм." стола не соответствует требованиям ГОСТ 11015-93, санитарных правил СанПиН 2.4.2.2821-10, а, значит, не может обеспечить соответствие показателю (подпункт 1.1.3.6 пункта 8 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе) "Регулировка высоты".
Необходимость в конкретных требованиях, предъявляемых к указанному товару, Заказчиком не обоснована.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия пришла к выводу о том, что Заказчиком при описании объекта закупки не использовались стандартные показатели, требования. Документации о закупке не содержит обоснование необходимости использования других показателей, требований.
Таким образом, Заказчик нарушил пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При таких обстоятельствах, в связи с несоблюдением Заказчиком определенных Законом требований к содержанию документации об электронном аукционе, Комиссия Тульского УФАС России не находит возможным дать правовую оценку действиям Аукционной комиссии при рассмотрении первых частей заявок участников Электронного аукциона.
Вместе с тем из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе номер закупки 0366200035616001160 от 11.04.2016 года установлено, что на участие в Электронном аукционе подано 15 заявок, из которых 4 заявки признаны несоответствующими Документации об электронном аукционе, в том числе ввиду отсутствия в них конкретных показателей, соответствующих значениям, установленным подпунктом 1.1.1.3 "Высота, мм." пункта 8 части II "Техническое задание" Документации об электронном аукционе.
Как видно из протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе номер закупки 0366200035616001160 от 11.04.2016 года, выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, поскольку не позволяют участникам электронного аукциона понять потребности Заказчика и его требования к качеству товара, вследствие чего у участников закупки отсутствует объективная возможность подать первую часть заявки на участие в электронном аукционе, отвечающую потребностям Заказчика и требованиям Документации об Электронном аукционе, что, в свою очередь, ограничило число участников Электронного аукциона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марион" от 12.04.2016 года исх. N 26 (вх. N 1617 от 15.04.2016 года) на действия аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мебели для учебных классов (закупка N 0366200035616001160 ) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мебели для учебных классов (закупка N 0366200035616001160 ) признать государственное общеобразовательное учреждение Тульской области "Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" нарушившим пункт 2 части 1, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок", государственному общеобразовательному учреждению Тульской области "Ефремовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений пункта 2 части 1, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций на право заключения контракта на поставку мебели для учебных классов (закупка N 0366200035616001160 ) .
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе закупки N 0366200035616001160.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 19 апреля 2016 г. N 04-07/80-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.04.2016