Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 апреля 2016 г. N 04-07/88-2016
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "СТРОЙИНВЕСТ" (далее - Заявитель, Общество) от 21.04.2016 года (вх. N 1728 от 21.04.2016 года) на действия ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровель и фасадов зданий (закупка N 0366100000916000014 ) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 годам N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии представителей Заказчика: (доверенность N 763 от 26.04.2016 года); в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом,
УСТАНОВИЛА:
21.04.2016 года в Тульское УФАС России поступила жалоба Общества на действия Заказчика при проведении Электронного аукциона (закупка N 0366100000916000014).
Заявитель считает, что условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установленные Заказчиком в проекте контракта, не соответствуют статье 34 Закона.
По мнению Общества, в проекте контракта отсутствует условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона.
В жалобе ООО "СТРОЙИНВЕСТ" также указывает на то, что в разъяснениях, размещенных на Официальном сайте за период 15.04.2016-19.04.2016 гг, заказчик не дает разъяснений по существу запроса, не приводит текст самого запроса, тем самым не отражает предмет запроса.
Учитывая изложенное, а именно отсутствие в тексте разъяснений, размещенных Заказчиком на Официальном сайте, предмета запроса о разъяснениях положений документации об аукционе, позволяет сделать вывод об отсутствии полноты ответа Заказчика на поставленные в запросе о разъяснении положений аукционной документации вопросы.
Заказчик не согласился с доводами жалобы, представил письменные возражения (исх. N766 от 26.04.2016 года) на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о проведении Электронного аукциона (закупка N 0366100000916000014) (далее соответственно - Извещение, Документация об электронном аукционе) размещены 06.04.2016 года в единой информационной системе в сфере закупок.
Документация об электронном аукционе утверждена директором ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва 06.04.2016 года.
Начальная (максимальная) цена контракта: 11 500 000 ,00 рублей.
Довод Общества о не соответствии статье 34 Закона условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установленного Заказчиком в проекте контракта, Комиссия считает обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 8 статьи 34 Закона установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1063 утверждены правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила).
Согласно части 3 Правил размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Пунктом 4 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
Пунктом 5 Правил установлено, что за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
При этом Комиссией установлено, что проект контракта, являющийся неотъемлемой частью документации об аукционе, содержит следующие положения:
"За ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств Заказчик обязан уплатить Исполнителю штраф в размере 2,5% от стоимости контракта" (пункт 6.2 проекта государственного контракта Документации об электронном аукционе);
"За ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, (в том числе гарантийного обязательства) Исполнитель обязан уплатить Заказчику штраф в размере 10% от стоимости контракта" (пункт 6.3 проекта государственного контракта Документации об электронном аукционе).
Подпункты "а" - "б" пунктов 4 и 5 Правил содержат различные размеры штрафа в зависимости от цены контракта. Учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, а контракт заключается по цене, предлагаемой участником закупки, но не превышающей начальную (максимальную) цену контракта (11 500 000 ,00 рублей), заказчику целесообразно устанавливать в проекте контракта под отлагательным условием все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами для каждого порогового значения цены контракта, за исключением пороговых значений, превышающих начальную (максимальную) цену контракта.
Таким образом, условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, установлены Заказчиком в проекте контракта, не в соответствии с частями 5 и 8 статьи 34 Закона.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Таким образом, учитывая, что Законом не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени), а также условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу в случае заключения с ним контракта, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, подлежат включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
Следовательно, не включив в проект контракта указанное условие, Заказчик нарушил часть 13 статьи 34 Закона.
В связи с чем соответствующий довод Общества Комиссия также считает обоснованным.
Согласно части 4 статьи 65 Закона в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что разъяснения от 15, 18 и 19.04.2016 года, размещенные Заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок, не содержат предмета запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего надлежащим образом на Официальном сайте разъяснения о положениях документации об электронном аукционе, нарушают часть 4 статьи 65 Закона.
Соответственно, жалоба Заявителя в части указания на нарушение Заказчиком части 4 статьи 65 Закона обоснована.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Единой комиссией требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 (далее - Постановление Правительства N 99). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1 и N 2 к Постановлению Правительства N 99.
Согласно пункту 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 41.2 общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Также пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99 установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям.
Согласно "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) (ред. от 10.12.2015) в ОКПД 2 использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код состоит из 2 - 9 цифровых знаков, и его структура может быть представлена в следующем виде: XX - класс, XX.X - подкласс, XX.XX - группа и т.д.
Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Электронного аукциона указан код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 41.20.40.000 при этом начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 рублей, в связи с чем проведение Электронного аукциона относится к случаю, предусмотренному в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99.
В силу части 5 статьи 31 Закона информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении о проведении Электронного аукциона установлено дополнительное требование к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ): в соответствии с п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N99. Перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона, в Извещении отсутствует.
В пункте 1.5.3 раздела I Документации об электронном аукционе Заказчиком установлено дополнительное требование к участникам "в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015г N99:
- наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих строительных работ за последние 3 года, до даты подачи заявки на участие в аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом в соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона, или копии этих документов.
Из пункта 3.2 раздела I Документации об электронном аукционе следует, что участники закупки должны представить в составе второй части заявки "документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным частями 2 и 2.1 статьи 31 (и таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов :
- копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона".
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в Документации об электронном аукционе не указана группа соответствующих работ, в соответствии с которой участнику закупки необходимо предоставить документы, определенные пунктом 3.2 раздела I Документации об электронном аукционе.
Кроме того, Заказчиком в Документации об электронном аукционе не установлен исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Электронного аукциона в своих заявках на участие в аукционе для подтверждения соответствия дополнительным требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего группу строительных работ, нарушают часть 4 статьи 31 Закона, пункт 6 части 5 статьи 63 Закона.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2015 г. N 1457 (далее - Постановление N 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).
В указанный Перечень включены, в том числе работы и услуги, выполняемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пункт 5 Перечня).
При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии со статьей 31 Закона, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки (пункт 1 части 1 статьи 31 Закона).
Таким образом, в случае если Постановлением N 1457 установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчик устанавливает такие требования к участникам закупки.
Однако в Извещении и в Документации об электронном аукционе не установлены обязательные требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в соответствии с Постановлением N 1457, что является нарушением части 5 статьи 31 Закона, согласно которой информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В силу части 6 статьи 66 Закона требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
Комиссия установила, что в пункте 3.2 раздела I Документации об электронном аукционе Заказчиком установлено излишнее требование к составу второй части заявки на участие в аукционе, а именно требование о представлении декларации о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 6 статьи 66 Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу от 21.04.2016 года (вх. N 1728 от 21.04.2016 года) на действия ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровель и фасадов зданий (закупка N 0366100000916000014) обоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровель и фасадов зданий (закупка N 0366100000916000014) признать ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва" нарушившим части 4, 5 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 статьи 64, части 5, 8, 13 статьи 34, часть 4 статьи 65, часть 6 статьи 66 Закона.
3. На основании пункта 2 части 22 статьи 99 Закона выдать Единой комиссии по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд комбината обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки N 0366100000916000014.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать ФГКУ комбинат "8 марта" Росрезерва" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений Закона путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту кровель и фасадов зданий (закупка N 0366100000916000014).
5. Передать материалы данного дела соответствующему должностному лицу Тульского УФАС России для рассмотрения в рамках административного производства.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 27 апреля 2016 г. N 04-07/88-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016