Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 апреля 2016 г. N 2-57-2920/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителей:
ООО "БУМ": Исаковой Е.В.,
в отсутствие представителей МИРЭА, уведомлены письмом Московского УФАС России NМГ/1288 от 04.04.2016,
рассмотрев жалобу ООО "БУМ" (далее - Заявитель) на действия МИРЭА (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по замене входной группы, дверей этажных, оконных заполнений в блоках по объекту общежитие N1 (Закупка N 0373100029516000029) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/12888 от 04.04.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком не установлены требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Заказчиком выбран код ОКПД2 43.99.90.190 выполнение работ по замене входной группы, дверей этажных, оконных заполнений в блоках по объекту общежитие N1, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 10 771 374,19 рублей.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.8 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в п.12 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования ко второй части заявки о предоставлении, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, копии (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
Комиссией Управления установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком, также не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что действия Заказчика, в части неустановления в п.8 и п.12 Информационной карты аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки и требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также группы строительных работ нарушают положения ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
В соответствии с п. 1, 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.9 "Растворы цементно-известковые":
-Сорт извести без добавок: 1 или 2 или 3,
-Норма: активный СаО + МgO более: 65 %,
-Норма: активный МgO не более: 40 %,
-Норма: СО2 менее: 11 %,
-Группа песка по крупности: Тонкий; мелкий,
-Класс песка: I или II класс,
-Удельная эффективная активность естественных радионуклидов в песке, не более: 300 Бк/кг,
-Содержание зерен крупностью в песке св. 5 мм не более: 10 % по массе,
-По вещественному составу цемент: с активными минеральными добавками,
-По скорости твердения портландцемент быстротвердеющий: да,
-Содержание технологических добавок, которые не влияют на качество цемента, при его производстве не более: 1 % массы цемента.
На основании доводов жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.9 "Растворы цементно-известковые", так как вышеуказанные характеристики являются завышенными и излишне завышенными, а также не влияют на качество цемента при его производстве, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают указание помимо конкретных показателей используемых при выполнении работ товаров, также указания конкретных показателей материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подобных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
3. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном утверждении Заказчиком положений аукционной документации, а именно: в части объединения графы "требуемый параметр" и "требуемое значение".
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации указаны требования к товарам, которые используются при выполнении работ, например:
N п/п |
Наименование товара |
Технические характеристики |
Ед. изм. |
|
1 |
Блоки оконные из ПВХ профилей |
Требуемый параметр |
Требуемое значение |
|
Сопротивление статическим нагрузкам недолжна быть: -в плоскости форточки -в плоскости створки |
Менее 250 Менее 1000 |
Н |
||
Прочность профиля при растяжении недолжна быть |
Менее 37,0 |
МПа |
||
3 |
Лента предварительно сжатая, паропроницаемая, саморасширяющаяся, уплотнительная |
Предел водонепроницаемости при рабочем сжатии уплотнительной ленты, более |
200 |
Па |
Согласно доводам жалобы Заявителя, в Приложении N2 к техническому заданию в столбце "требуемый параметр" включены такие словосочетания, как "не должна быть", "менее", "более", что может вводить участников в заблуждение, а также не позволяет корректно заполнить заявку на участие в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика препятствуют корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться и установлены в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию аукционной документации указаны требования к товарам, которые используются при выполнении работ, например:
- п.6 "Блоки оконные из алюминиевых профилей":
-Класс сопротивления ветровой нагрузке: Не хуже В,
-Класс пропускания света: Не хуже Б,
-Класс звукоизоляции изделия: Не хуже Б,
-Класс воздухо- и водопроницаемости: Не хуже В,
- п.7 "Откосы пластиковые" - Марка пластика в зависимости от качества лицевой поверхности и физико-механических показателей: Не хуже Б,
- п.1 "Блоки оконные из ПВХ профилей":
-Класс приведенного сопротивления оконного блока теплопередаче должен быть: Лучше Б1,
-Класс приведенного сопротивления теплопередаче профиля должен быть: Лучше 4,
-Класс общего коэффициента пропускания оконным блоком света должен быть: Не хуже В.
Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика препятствуют корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться и установлены в нарушение положений п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а также препятствует корректному заполнению заявки на участие в аукционе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БУМ" на действия МИРЭА обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64, п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Бруев
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 апреля 2016 г. N 2-57-2920/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.04.2016