Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2670/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок Гордуз А.В.,
Членов комиссии:
специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Орехова Д.А.,
при участии представителя Администрации поселения Рязановское: Темирова А.Т.,
при участии представителей ООО "НОРТОН-СТРОЙ": Ломака А.Ю., Лялеко К.Ф., Тарасенко М.О.,
рассмотрев жалобу ООО "НОРТОН-СТРОЙ" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Рязановское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий поселения Рязановское в городе Москве (Закупка N 0148300038316000010) (далее - Аукцион) в соответствии со ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.03.2016 NМГ/11850 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном установлении в аукционной документации требований к товарам, используемым при выполнении работ, которые, по мнению Заявителя, влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием:
- в п. "Пигменты сухие красного цвета" установлены требования к содержанию в пигменте оксида железа (Fe2O3), что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару;
- в п. "Крошка резиновая гранулированная" установлены требования к массовой доли воды, кордного волокна, частиц черных металлов, что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару;
- в п. "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены требования к содержанию в щебне гетита, пирита, нефелина, свободных волокон асбеста, фосфорита, гематита, магнетита, слоистых силикатов, , что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару;
- в п. "Краска масляная", "Эмаль ПФ-115" установлены требования к характеристике условной вязкости по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20_0,5)°С, что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товарам, поскольку конкретное значение условной вязкости может быть установлено только по результатам проведения экспертизы закупленной партии товаров;
- в п. "Электроды" установлены требования к массе электродов в коробке или пачке, что, по мнению Заявителя, является избыточным требованием к товару;
- в п. "Щебень из естественного камня для дорожных работ" установлены требования к средней плотности зерен, потери массы при распаде, потери массы при испытании на истираемость, числу циклов замораживания - оттаивания при испытании на морозостойкость, потери массы при испытании на дробимость, полному остатку на сите с диаметром отверстий равным сумме наименьшего и наибольшего номинального размера зерен, умноженного на 0.5, что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием к товару, поскольку значения указанных характеристик щебня не указываются в сертификатах соответствия требованиям ГОСТ, а также не публикуются производителями в открытом доступе;
- в п. "Песок для строительных работ" установлены требования к содержанию пылевидных, глинистых частиц и глины в комках, а также полному остатку песка на сите с сеткой N063, что, по мнению Заявителя, является нестандартным требованием к товару, поскольку значения указанных характеристик песка не указываются в сертификатах соответствия требованиям ГОСТ, а также не публикуются производителями в открытом доступе;
- в п. "Битумы нефтяные, дорожные жидкие" установлены требования к характеристике температуры вспышки, определяемой в открытом тигле, что, по мнению Заявителя, является неправомерным требованием к товарам, поскольку конкретное значение температуры вспышки битума может быть установлено только по результатам проведения экспертизы закупленной партии товаров.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, затруднился пояснить каким образом установление в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителем государственного контракта обязательств по данному контракту, в частности, каким образом данные требования к применяемым товарам обеспечивают соответствие используемых материалов потребностям Заказчика при проведении закупки на выполнение работ по комплексному благоустройству дворовых территорий поселения Рязановское в городе Москве, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документации предусматривают требования к описанию участником закупки в составе заявки на участие в аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренных ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования к товаром приводят к ограничению количества участников закупки при формировании заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционных документаций Заказчика к товарам "Пигменты сухие красного цвета", "Крошка резиновая гранулированная", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Краска масляная", "Эмаль ПФ-115", "Электроды", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Песок для строительных работ", "Битумы нефтяные, дорожные жидкие", что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявки на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует неправомерное установление Заказчиком при формировании документации о закупке требований к товарам: "Элетроды", "Смеси сухие монтажно-кладочные цементно-песчаные", "Олифа натуральная", "Пленка полиэтиленовая", - поскольку поставка указанных товаров не является предметом закупки.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные товары применяются при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации, а также учтены при формировании начальной (максимальной) цены контракта, при этом объём использования при выполнении работ данных материалов указан в ресурсных ведомостях сметных документаций.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы Заявителя.
2. Согласно доводам Заявителя в аукционной документации Заказчиком неправомерно установлены требования к участникам закупки о наличии правомочности заключать контракт.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки.
Вместе с тем, п. 2 ч.1 ст. 31 Закона о контрактной системе не предусматривает требование о наличии у участников закупки правомочности заключить контракт.
Заказчиком в пп. 2 п. ИУЗ 5 информационной карты аукционной документации установлено требование к участнику закупки о наличии у него правомочности заключить контракт.
В силу ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Таким образом, Заказчиком в нарушение положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено требование о наличии у участников закупки правомочности заключить контракт.
3. По мнению Заявителя Заказчиком установлены неправомерные требования в проекте муниципального контракта
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать возможность заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
На основании п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком в п. 3.7 проекта муниципального контракта неправомерно установлено следующее основание для изменения существенных условий муниципального контракта: "В случае уменьшения ранее доведенных в установленном порядке Заказчику как получателю бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств Стороны согласовывают новые условия Контракта, в том числе по цене и (или) количеству (объему) товаров (работ/услуг)", поскольку основание изменения условий муниципального контракта, указанное в п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона о контрактной системе не может применяться в отношении Заказчика.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанное положение установлено в проекте муниципального контракта в связи с тем, что Администрация поселения Рязановское является бюджетным учреждением.
Вместе с тем, положения ч. 6 ст. 161 Бюджетного кодекса регламентируют особенности правового статуса казенных учреждений, при этом Заказчик является бюджетным учреждением, что свидетельствует о нарушении Заказчиком п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя в проекте государственного контракта отсутствует положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
В соответствии ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На заседании Комиссии Управления установлено, что проект государственного контракта, опубликованный в составе аукционной документации не содержит положение об обязательном условии уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, в случае заключения контракта с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, что является нарушением ч.13 ст.34 Закона о контрактной системе.
5. Заявитель обжалует установление Заказчиком в аукционной документации неисполнимого срока выполнения работ, предусмотренных техническим заданием аукционной документации.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На основании п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
На заседании Комиссии Управления установлено, что п. 6.2 проекта муниципального контракта определен следующий срок выполнения работ: "Срок выполнения Подрядчиком работ, предусмотренных настоящим Контрактом: с 15 апреля 2016 года по 25 августа 2016 года", при этом, согласно извещению о проведении электронного аукциона в редакции N4 от 24.03.2016 дата проведения процедуры аукциона в электронной форме назначена на 15.04.2016, что Заказчиком в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе установлены в аукционной документации неисполнимые сроки исполнения участником закупки обязательств, предусмотренных государственным контрактом.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НОРТОН-СТРОЙ" на действия Администрации поселения Рязановское обоснованной в части установления Заказчиком неправомерных требований к товарам "Пигменты сухие красного цвета", "Крошка резиновая гранулированная", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Краска масляная", "Эмаль ПФ-115", "Электроды", "Щебень из естественного камня для дорожных работ", "Песок для строительных работ", "Битумы нефтяные, дорожные жидкие", установления неправомерных требований к участникам закупки, включения в документацию неправомерного основания изменения условий муниципального контракта, неустановления в проекте муниципального контракта условий в соответствии с ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе, а также установления в документации неисполнимого срока выполнения работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 6 ст. 31, п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33, ч. 13 ст. 34, п. 2 ст. 42, п. 9 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: Д.С. Бруев
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А
(495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2670/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.04.2016