Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2693/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услугУправления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела проверок государственных закупок В.О. Мурашова,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок Г.С. Мартиросяна,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГП N 201 ДЗМ": Г.А. Кузнецова,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": С.П. Попова,
рассмотрев жалобуООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее-Заявитель)на действия ГБУЗ "ГП N 201 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по эксплуатации зданий, сооружений и инженерных коммуникаций зданий ГБУЗ "ГП N 201 ДЗМ" в 2016 году (Закупка N 0373200097815000062) (далее-Аукцион),в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденнымПриказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/11873 от 28.03.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) установления ненадлежащего порядка сдачи-приемки выполненных работ;
2) установления противоречивых положений в части гарантийного срока на выполненные работы, что вводит участника закупки в заблуждение;
3) установления в аукционной документации излишних, завышенных характеристик товаров, а также требований, которые вводят участника закупки в заблуждение.
4) нарушений при формировании начальной (максимальной) цены контракта.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно ч.13 ст.34Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п. 4.2 проекта контракта указано: "Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Заказчиком уведомления, указанного в п. 4.1 Контракта, Подрядчик представляет Заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной Техническим заданием, и Акт сдачи-приемки работ, подписанный Подрядчиком, в 2 (двух) экземплярах".
Кроме того в п.14.4 проекта контракта установлено: "Неотъемлемыми частями Контракта являются: приложение N 1 "Локальная смета"; приложение N 2 "Техническое задание", приложение N 3 "Форма Акта выполненных работ"; приложение N 4 "Форма Акта исполнения Контракта (для закрытия)"".
Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации отсутствует документ: "приложение N 3 "Форма Акта выполненных работ"; "приложение N 4 "Форма Акта исполнения Контракта (для закрытия)".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что согласно вышеуказанным положениям аукционной документации участникам закупки не представляется возможным определить порядок сдачи-приемки выполненных работ так, как он не установлен надлежащим образом в виду отсутствия в документации: "Форма Акта выполненных работ", "Форма Акта исполнения Контракта (для закрытия)", что вводит участников в заблуждение и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
Кроме того, согласно доводам жалобы Заявителя, проект государственного контракта содержит противоречия в порядке сдачи-приемки выполненных работ.
В п.5 Технического задания установлено: "Порядок сдачи и приемки результатов работ: Расчеты за выполненные работы осуществляются ежемесячно, в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и письмом федеральной службы государственной статистики от 31.05.2005 г. N 01-02-9/381 "О порядке применения и заполнения унифицированных форм первичной учетной документации N КС-2, КС-3".
В Статье 4 проекта контракта установлен порядок сдачи-приемки выполненных работ:
"4.1. После завершения выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчик письменно уведомляет Заказчика о факте завершения работ.
4.2. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения Заказчиком уведомления, указанного в п. 4.1 Контракта, Подрядчик представляет Заказчику комплект отчетной документации, предусмотренной Техническим заданием, и Акт сдачи-приемки работ, подписанный Подрядчиком , в 2 (двух) экземплярах.
4.3 Не позднее 10 (Десяти) дней после получения от Подрядчика документов, указанных в п. 4.2 Контракта, Заказчик рассматривает результаты и осуществляет приемку выполненных работ по настоящему Контракту на предмет соответствия их объема, качества требованиям, изложенным в настоящем Контракте и Техническом задании, и направляет заказным письмом с уведомлением, либо отдает нарочно Подрядчику подписанный Заказчиком 1 (один) экземпляр Акта сдачи-приемки работ либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов выполненных работ, или мотивированный отказ от принятия результатов выполненных работ, или акт с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения. В случае отказа Заказчика от принятия результатов выполненных работ в связи с необходимостью устранения недостатков и/или доработки результатов работ Подрядчик обязуется в срок, установленный в акте, составленном Заказчиком, устранить указанные недостатки/произвести доработки за свой счет".
Таким образом, вышеуказанные положения содержат противоречия в порядке сдачи-приемки выполненных работ, что вводит участников закупки в заблуждение и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно ч.4 ст.33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и (или) поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В п.6 Технического задания аукционной документации установлено: "Гарантийный срок на выполненные работы устанавливается на 2 года, с момента подписания акта о приёмке выполненных работ, а на оборудование и материалы - в соответствии с гарантийной документацией их производителя", при этом также указано: "Требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества:1 год с момента подписания акта выполненных работ,на все виды работ".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные положения аукционной документации не позволяют участникам закупки определить гарантийный срок на выполнение работ, что вводит в заблуждение участников закупки и нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам установлены Заказчиком в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) В пункте 2 для товара "Растворы строительные" установлено: Гипсовые вяжущие (параметры указываются в случае применения данного материала): предел прочности образцов-балочек размерами 40x40x160 мм в возрасте 2 ч: при сжатии от 2(20) до 25(250) МПа (кгс/см2), при изгибе от 1,2(12) до 8,0(80) МПа (кгс/см2); Срок схватывания: начало:не ранее 2 мин., не ранее 6 мин, конец не позднее 15 мин., не позднее 30 мин. Известь строительная (параметры указываются в случае применения данного материала): известь строительная воздушная или гидравлическая; активные CaO + МgО без добавок/с добавками (на выбор участника) 40-90 %, по массе; Гидравлическая известь по химическому составу должна соответствовать следующим требованиям: (параметры указываются в случае применения данного материала); Портландцемент и шлакопортландцемент (параметры указываются в случае применения данного материала).
Согласно доводам жалобы Заявителя, данные характеристики материалов (гипсовые вяжущие, известь строительная, портландцемент, шлакопортландцемент, цементы пуццолановые и сульфатостойкие, песок для строительных работ, зола-унос, золошлаковый песок), входящие в состав товара "Раствор строительный", не установлены в стандарте, регламентирующем требования к растворам (ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические требования").
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) В пункте 92 для товара "Штукатурка" установлено: требования к вяжущим: сроки схватывания должны быть: начало от 2 мин, конец не более 30 мин; Требования к заполнителю должен быть песок для строительных работ с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/см3; Полный остаток песка на сите с сеткой N 063, диапазон не более 45 % по массе; Содержание зерен крупностью свыше 10 мм 0,5 - 5 % по массе.
Согласно доводам жалобы Заявителя, данные характеристики материалов (гипсовые вяжущие, заполнитель), входящие в состав товара "Шпатлевка", не установлены в стандарте, регламентирующем требования к шпатлевке (ГОСТ 28013-98 "Растворы строительные. Общие технические требования").
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, затруднился пояснить, каким образом установление в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителем государственного контракта обязательств по данному контракту, в частности, каким образом данные требования к применяемому товару обеспечивает соответствие используемых материалов потребностям Заказчика при проведении закупки на оказание услуг по эксплуатации зданий, сооружений и инженерных коммуникаций зданий ГБУЗ "ГП N 201 ДЗМ" в 2016 году, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
3) В пункте 10 для товара "Гайки. Тип 1" Заказчик установил следующие требования: "номинальный диаметр резьбы 6-8 мм; высота гайки должна быть более 6 мм". Согласно п. 2 ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры", на который ссылается Заказчик, размеры гаек должны соответствовать указанным в таблице.
Таким образом, устанавливая параметр "диаметр резьбы гайки 6 мм", при этом высота должна быть более 6 мм, Заказчик вводит участников закупки в заблуждение, поскольку выбрать данный диаметр не представляется возможным (согласно ГОСТ высота должна быть 5,2 мм для диаметра гайки 6 мм).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4) В пункте 11 для товара "Гайки. Тип 2" Заказчик установил следующие требования: "высота гайки должна быть менее 10 мм; номинальный диаметр резьбы 8-10 мм". Согласно п. 2 ГОСТ 5915-70 "Гайки шестигранные класса точности В. Конструкция и размеры", на который ссылается Заказчик, размеры гаек должны соответствовать указанным в таблице.
Таким образом, если участник в первой части заявки по параметру высота гайки укажет значение, в частности 2,8; 3,2; 4,7; 5,2 мм (то есть любое число менее 10 мм), участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5) В пункте 17 для товара "Шурупы с потайной головкой. Тип 1" Заказчик установил следующие требования: "Притупление острия буравчика не должно превышать сорока % от диаметра стержня; Диаметр резьбы 3-4 мм". Согласно п. 4 ГОСТ 1145-80 "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры" установлено: "Буравчик шурупа должен иметь не менее 1,5 витков резьбы. Притупление острия буравчика для шурупов диаметром до 5 мм включ. не должно превышать 20% от диаметра стержня; для шурупов диаметром свыше 5 мм - 40 % от диаметра стержня".
Таким образом, если участник в первой части заявки по параметру "Притупление острия буравчик"а укажет значение, в частности 25, 30, 40 % (то есть любое число не превышающее сорока % от диаметра стержня), участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ 1145-80.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6) В пункте 30 для товара "Плитки керамические глазурованные, белые" Заказчик установил следующее требование: " Термическая стойкость глазури должен быть более 125 оС"
Согласно п. 1.4.7 ГОСТ 6141-91 "Плитки керамические глазурованные для внутренней облицовки стен. Технические условия" физико - механические показатели плиток должны соответствовать требованиям, указанным в таблице 6.
Таким образом, если участник в первой части заявки по параметру "Термическая стойкость глазури" укажет значение, в частности 125, 130, 140, 160 (то есть любое значение более 125 оС), участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ 6141-91.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
7) -В пункте 44 для товара "Прокладка резиновая. Тип 1" Заказчик установил следующие требования: "Материал изготовления: пластина резиновая; фторопласт; паронит; картон; Тип исполнения прокладок А; Б; В; Г; Д".
-В пункте 45 для товара "Прокладка резиновая. Тип 2" Заказчик установил следующие требования: "Материал изготовления: пластина резиновая; фторопласт; паронит; картон; Тип исполнения прокладок А; Б; В; Г; Д".
Согласно доводам жалобы Заявителя, участник закупки может предложить для выполнения работ прокладку из материала фторопласт либо паронит либо картон, однако, в столбце "Наименование товара" Заказчиком уже определен материал для требуемой прокладки - Резина.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару установлены в нарушение ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что расчет начальной (максимальной) цены контракта сформирован на основании проектно-сметного метода.
В жалобе Заявителя указано:
-Заказчиком в пункте 21 раздела "Общестроительные работы" "Локальной сметы эксплуатации зданий, сооружений и инженерных коммуникаций ГБУЗ "ГП N201 ДЗМ" в 2016 указан код 4.1-3103-27 - 1/1 "Устройство подвесного потолка из композиционных панелей", однако, согласно сметных норм списания "СН-2012" данный код расценки соответствует для проведения работ по содержанию зданий и сооружений в "Метрополитене".
-Заказчиком в пункте 11 раздела "Сантехнические работы" "ЛОКАЛЬНОЙ СМЕТЫ эксплуатации зданий, сооружений и инженерных коммуникаций ГБУЗ "ГП N201 ДЗМ" в 2016 году указан код расценки 5.6-3102-7-1/1 "Замена шаровых кранов", однако, согласно сметных норм списания "СН-2012" данный код расценки соответствует для проведения работ по содержанию объектов городской среды - "Фонтанов".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с указанным доводом жалобы.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчик неправомерно установил вышеуказанные коды расценки работ в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, что нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 33, п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ "ГП N 201 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, ч. 13 ст. 34Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии В.О. Мурашов
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
Г.С. Мартиросян
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 31 марта 2016 г. N 2-57-2693/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.04.2016