Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2016 г. N 2-57-3451/77-16
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя Председателя Комиссии - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок П.М. Корнюшина,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
при участии представителей: ООО "АРКОР", Департамента градостроительной политики города Москвы,
рассмотрев жалобу ООО "АРКОР" (далее - Заявитель) на действия Департамента градостроительной политики города Москвы при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на анализ рынка продукции строительного назначения и производственной деятельности предприятий промышленности строительных материалов Московского региона в 2016 году и подготовка предложений по поддержке применения продукции отечественного производства при строительстве объектов Адресной инвестиционной программы города Москвы (Закупки N 0173200024016000004) (далее -Конкурсы), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
Заявитель обжалует необъективную оценку конкурсных заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Технического задела и опыта работы в части проведения аналитических исследований и разработки рекомендаций по снижению зависимости строительной отрасли города Москвы от поставок импортной продукции и широкого внедрения отечественной конкурентоспособной строительной продукции".
Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России NМГ/14967 от 14.04.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Согласно ч.5 ст.53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
В соответствии с ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч.6 ст.106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в п.3 и п.4 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Таким образом, предмет жалобы о присвоении результатов оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" по показателю "Технического задела и опыта работы в части проведения аналитических исследований и разработки рекомендаций по снижению зависимости строительной отрасли города Москвы от поставок импортной продукции и широкого внедрения отечественной конкурентоспособной строительной продукции" не относится к компетенции Московского УФАС России.
Вместе с тем, в ходе внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее:
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе п оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в и ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 (далее - Правила), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
1. цена контракта;
2. расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
3. стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
4. предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
2. качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
3. квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Согласно п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Комиссией Управления установлено, что в конкурсной документации, Заказчиком установлен следующий порядок оценки по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации":
"Значимость: 40 % (коэффициент значимости критерия 0,4)
1. Показатель: Количество государственных контрактов и договоров за последние 3 года в области анализа, классификации, систематизации и каталогизации материально-технических ресурсов, применяемых в современном строительстве на федеральном и территориальном уровнях.
Обоснование показателя:
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально. Наличие у участника закупки пояснительной записки к заявке на участие в конкурсе и перечень ранее выполненных контрактов (копии договоров и актов выполненных работ). В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки пояснительной записки к заявке на участие в конкурсе и перечень ранее выполненных контрактов (копии договоров и актов выполненных работ), участнику закупки по показателю присваивается ноль баллов.
Значимость показателя: 25%.
Коэффициент значимости показателя: 0,25.
Шкала оценки по показателю:
- нет работ - 0 баллов;
- от 1 до 2 работ включительно - 50 баллов;
- от 3 работ и более - 100 баллов.
2. Показатель: Наличие у участника закупки научно-технического задела и опыта работы по исследованию уровня обеспеченности объектов строительства города Москвы отечественными строительными материалами, изделиями, конструкциями, оборудованием и анализу производственного потенциала предприятий, поставляющих продукцию строительного назначения на объекты города Москвы.
Обоснование показателя:
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально. Наличие у участника закупки пояснительной записки к заявке на участие в конкурсе и перечень ранее выполненных контрактов (копии договоров и актов выполненных работ). В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки пояснительной записки к заявке на участие в конкурсе и перечень ранее выполненных контрактов (копии договоров и актов выполненных работ), участнику закупки по показателю присваивается ноль баллов.
Значимость показателя: 50%.
Коэффициент значимости показателя: 0,50.
Шкала оценки по показателю:
- нет научно-технического задела - 0 баллов;
- есть научно-технического задела - 100 баллов.
3. Показатель: Количество докторов и кандидатов наук, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области тематики конкурса, в том числе, состоящих в штате организации.
Обоснование показателя:
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально. Наличие у участника закупки копий соответствующих документов. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки докторов и кандидатов наук, привлекаемых для выполнения работ и специализирующихся в области тематики конкурса, в том числе, состоящих в штате организации, участнику закупки по показателю присваивается ноль баллов.
Значимость показателя: 10%.
Коэффициент значимости показателя: 0,10.
Шкала оценки по показателю:
- нет специалистов - 0 баллов;
- от 1 до 2 специалистов включительно - 50 баллов;
- 3 и более специалистов -100
4. Показатель: Наличие у участника закупки научно-технического задела и опыта работы в части проведения аналитических исследований и разработки рекомендаций по снижению зависимости строительной отрасли города Москвы от поставок импортной продукции и широкого внедрения отечественной конкурентоспособной строительной продукции.
Обоснование показателя:
Оцениваются предложения участников закупки, которые подтверждены документально. Наличие у участника закупки пояснительной записки к заявке на участие в конкурсе. В случае отсутствия в заявке документов, подтверждающих наличие у участника закупки научно-технического задела и опыта работы в части проведения аналитических исследований и разработки рекомендаций по снижению зависимости строительной отрасли города Москвы от поставок импортной продукции и широкого внедрения отечественной конкурентоспособной строительной продукции, участнику закупки по показателю присваивается ноль баллов.
Значимость показателя: 15%.
Коэффициент значимости показателя: 0,15.
Шкала оценки по показателю:
- нет научно-технического задела - 0 баллов;
- есть научно-технический задел - 100 баллов.
Баллы по показателю определяются в соответствии со школой оценки, исходя из значения показателя, предложенного участником закупки, с учетом коэффициента значимости показателя. Количество баллов по критерию определяется путем сложения баллов по всем показателям. Рейтинг заявки (предложения) по критерию оценки - это оценка в баллах, полученная участником закупки по результатам оценки по критерию оценки с учетом коэффициента значимости критерия оценки."
Комиссией Управления установлено, порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, поскольку в конкурсной документации отсутствует критерий определения "наличие задела", что не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данному показателю, а также в конкурсной документации отсутствует инструкция по заполнению заявки, позволяющая определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
При этом, показатели критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" являются показателями, подлежащими формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо наличествуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данном показателе не позволяют участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п.1 ч.1 ст. 33 , п.11 Правил, ч.8 ст. 32 и п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе при установлении значимости нестоимостных критериев оценки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Оставить жалобу ООО "АРКОР" на действия Департамента градостроительной политики города Москвы без рассмотрения.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1 ст. 33 , п.11 Правил, ч.8 ст. 32 и п.9 ч.1 ст.50, п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения Предписание об устранении нарушений Законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии П.М. Корнюшин
Члены Комиссии Д.А. Орехов
А.Г. Абегян
Исп. А.Г. Абегян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 18 апреля 2016 г. N 2-57-3451/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016