Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2016 г. N 2-57-2705/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Логиновой Т.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Бруева Д.С.,
при участии представителей ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России: Алексеенко А.А., Егорова В.Г.,
в отсутствие представителей ООО "Ремотделстрой-М", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх.NМГ/11984 от 28.03.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Ремотделстрой-М" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение первого этапа капитального ремонта здания ФГБУ ГНЦДК Минздрава России расположенного по адресу: г. Москва, ул. Короленко, д.3, стр.12. (Закупка N 0373100117415000115) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 28.03.2016 NМГ/11984 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.101 "Кислород технический" установлены требования к характеристикам таким как: Температура превращения в бледно-голубую жидкость; Давление кислорода в баллонах; Температура замерзания;
- В п.100 "Ацетилен технический" установлены требования к характеристикам таким как: Плотность, при нормальных условиях (101,3 кПа, 20 °C); Температура кипения, при 101,3 кПа; Температура тройной точки и равновесное ей давление;
- В п.92 "Блоки дверные металлические противопожарные" установлены требования к характеристикам таким как: материалам из которого изготовлен корпус замка, минеральной вате, послужившей для изготовления минерального негорючего наполнителя дверного блока, облицовке дверных полотен блока дверного металлического шпоном твердолиственных пород;
- В п.90 "Блоки дверные внутренние" установлены требования к характеристикам шпона;
- В п.88 "Блоки дверные внутренние" установлены требования к характеристикам таким как: обшивка полотен, материал для оклейки полотен, используемая древесина коробки и каркаса полотна двери, нащельники, пластик бумажно-слоистый, материалам из которого изготовлены части замка, свойствам крепежа раскладок, свойствам атмосферостойкого лакокрасочного материала, свойствам шпона применяемого для облицовки полотен;
- В п.47, п.70 "Растворы строительные цементные" установлены требования к характеристикам таким как: заполнитель (песок), требование по транспортировке песка, требования при отгрузке и хранения песка в зимнее время;
- В п.65 "Кабели" установлены требования к характеристикам таким как: материал из которого изготовлена изоляция (марке, сорту, прочности при разрыве, количество посторонних включений, водопоглощающий, свойствам композиции полиэтилена при использовании), марке, сорту, плотности, показателю текучести расплава, количеству включений;
- В п.64 "Короб электротехнический" установлены требования к характеристикам таким как: материал из которого изготовлен короб, физико-механические свойства ПВХ;
- В п.58 "Короб электротехнический" установлены требования к характеристикам таким как: материал из которого изготовлено полимерное покрытие ручки запорной, марка, количество посторонних включений, остаток после просева на сите, показатель набухаемости, массовая доля влаги, массовая доля сульфатной золы.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования по п.101, п.100, п.92, п.90, п.88, п.47, п.70, п.65, п.64, п.58, так как вышеуказанные характеристики являются излишне завышенными, а также отсутствуют на упаковке товара производителя, что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
Вместе с тем, представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам товаров п.101, п.100, п.92, п.90, п.88, п.47, п.70, п.65, п.64, п.58, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что положения аукционной документаций предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в данном аукционе помимо конкретных показателей используемых при оказании услуг товаров, конкретные показатели материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления подобных сведений о материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что может вводить участников закупки в заблуждение.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению заявки аукционной документации Заказчика отсутствует указание на правило чтения знаков, используемых Заказчиком при описании показателей товаров
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.93 "Пена монтажная" - Время высыхания поверхности: 10-181 (при 20 0С и влажности воздуха более 30 %) мин,
- п.60 "Плиты акустические потолочные" - Теплопроводность1: 0.052-0.057 Вт/м°C
Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению заявки Заказчика отсутствует правило чтения "1", что может вводить участников закупки в заблуждение, а также затрудняет заполнение заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования инструкции по заполнению заявки, составлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и препятствовать корректному заполнению заявки на участие в электронном аукционе, и в нарушение положений п.1 ч. 1 ст. 33, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе может повлечь ограничение количества участников закупки.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчик неправомерно установил требования в Приложения N2 к техническому заданию, а именно по п. 71 "Ветошь", п.82 "Шкурка шлифовальная", что может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В аукционной документации Заказчика установлено требование к товарам, используемым при выполнении работ, по следующим позициям: п. 71 "Ветошь", п.82 "Шкурка шлифовальная", вместе с тем, предметом закупки является проведение первого этапа капитального ремонта здания ФГБУ ГНЦДК Минздрава России расположенного по адресу: г. Москва, ул. Короленко, д.3, стр.12, при этом в аукционной документации отсутствует обоснование или необходимость установления таких требований.
Таким образом Комиссией Управления установлено, что в нарушение положений ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, аукционная документация Заказчика содержит неправомерное требование к участникам закупки, которое может повлечь за собой ограничение количества участников закупки, а именно, в п. 71 "Ветошь", п.82 "Шкурка шлифовальная" приложения N2 к техническому заданию.
4. На основании доводов жалобы Заявителя, в приложении N 2 к техническому заданию установлены требования к торговому наименованию товара п. 35 "Антисептик-антипирен" без сопровождения словами "или эквивалент"
согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, в частности п. 35 "Антисептик-антипирен" - Антисептик-антипирен "ПИРИЛАКС СС-20" для древесины, что может ограничивать количество участников, поскольку не предоставляется возможным предоставление эквивалентной продукции.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, установлены требования, влекущие за собой ограничение количества участников закупки.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к твоару п.1 "Битумы нефтяные строительные кровельные марки", п.2 "Битумы нефтяные строительные кровельные марки".
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.1 "Битумы нефтяные строительные кровельные марки" - Битумы нефтяные строительные кровельные Марка - БНК-45/190; БНК-45/180.
- п.2 "Битумы нефтяные строительные кровельные марки" - Битумы нефтяные строительные кровельные Марка - БНК-45/190; БНК-45/180.
Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование в п.1, п.2 к марке БНК-45/180, так как в ГОСТ 9548-74 "Битумы нефтяные кровельные. Технические условия" марка БНК-45/180 отсутствует, что свидетельствует об установлении Заказчиком нестандартного требования.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе представитель Заказчик затруднился пояснить в соответствии с какими техническими регламентами, государственными стандартами установлены требования к характеристикам по п.1, п.2, также аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования указанных показателей, требований, обозначений и терминологии.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
6. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в приложении N2 к техническому заданию, а также неправомерно установлены нормативные документы в п.95, п.58 приложении N2 к техническому заданию.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.95 "Кирпич керамический обыкновенный", при этом, в аукционной документации заказчика установлено требование о соответствии данной позиции требования ГОСТ 530-2007 "Кирпич и камень керамические. Общие технические условия".
- п.58 "Блоки оконные", при этом, в аукционной документации заказчика установлено требование о соответствии данной позиции требованиям норм взломостойкости фурнитуры ONORM B 5338/S 6055 1-4 и DIN-V ENV-V 1627-30, а также защита поверхности EN 1670:2007.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, неуказание, каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика. Также в жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование о соответствии товара п.95 приложения N2 к техническому заданию ГОСТ 530-2007, который утратил свое действие с 01.07.2013, а также по п.58 о соответствии нормативным документам не действующим на территории Российской Федерации ONORM B 5338/S 6055 1-4, DIN-V ENV-V 1627-30, EN 1670:2007.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с инструкцией по заполнению заявки указано следующее: "Все вышеуказанные материалы, должны строго соответствовать нормативным правовым документам Российской Федерации и иностранным техническим и нормативным стандартам в случае признания их на территории РФ, в частности: ГОСТам, СанПиНам, ТУ. В качестве редакции нормативных правовых документов следует использовать их последние редакции. В том случае, если тот или иной нормативный документ является не действующим на момент размещения заказа, соответствующий товар (материал) должен соответствовать требованиям, предъявляемым таким нормативным правовым документам с учетом не противоречия иным, действующим нормативным правовым документам. Участник размещения заказа должен указать для соответствующей характеристики, требующейся в рамках документации об открытом аукционе в электронной форме, что требуемые ДОАЭФ параметры противоречат норме действующего нормативного правового документа, при наличии такого противоречия, и указать значение такой характеристики согласно нормам действующего нормативного правового документа с указанием его официального названия", что также позволяет заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ремотделстрой-М" на действия ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России обоснованной в части неправомерных требования к товарам используемым при выполнении работ по п.1, п.2, п.35, п.71, п.82, п.101, п.100, п.92, п.90, п.88, п.47, п.70, п.65, п.64, п.58, п.93, п.60 приложения N2 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33, п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выдано ранее, в рамках рассмотрения жалобы ООО "СтройМонтаж" по делу о нарушении законодательства об осуществлении закупок N2-57-243877-16 от 24.03.2016.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Т.А. Логинова
Член комиссии: И.С. Максимов
Д.С. Бруев
Максимов И.С. Тел.: (495) 784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2016 г. N 2-57-2705/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.04.2016