Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2016 г. N 2-57-2743/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Члена Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.С. Бруева,
при участии представителей:
ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России: Булатова И.И., Егорова В.Г.,
ООО "НОРТОН-СТРОЙ": Тарасенко М.О.,
рассмотрев жалобу ООО "НОРТОН-СТРОЙ" (далее - Заявитель ) на действия ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на проведение первого этапа капитального ремонта здания ФГБУ ГНЦДК Минздрава России (Закупка N 0373100117415000115) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России исх. N МГ/12217 от 29.03.2016.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. В своей жалобе Заявитель указывает, что Заказчиком в аукционной документации не установлен запрет на участие в аукционе организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
Согласно п. 7 ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в ст. 42 Закона о контрактной системе, указываются, в частности, условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
На основании ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В силу ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2015 N1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено" установлен перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 г.
П. 5 указанного перечня установлен запрет на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления установлено, что закупка проводится на выполнение работ по капитальному ремонту, при этом, Заказчиком, в нарушение п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлен запрет на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы.
2. Согласно п.1-2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3-6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилом: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком установлены нестандартные характеристики товаров, необходимых при выполнении работ, что вводит участников закупки в заблуждение, затрудняет формирование заявки на участие в аукционе и ограничивает количество участников закупки, а именно Заказчиком в Приложение N2 к Техническому заданию установлены требования к химическому составу товаров по позициям:
- п. "Ацетилен технический: Объемная доля ацетилена Объемная доля воздуха и других малорастворимых в воде газов. Объемная доля фосфористого водорода. Объемная доля сероводорода";
- п. "Кислород технический: Объемная доля кислорода. Объемная доля водорода. Объемная доля водяных паров";
- п. "Поковки оцинкованные: сталь с массовой долей углерода свыше 0,65 % или суммарной массовой долей легирующих элементов свыше 5,0";
- п. "Раствор готовый отделочный: Содержание клинкера в цементе, Количество пластифицирующих добавок. Цемент должен быть с воздухововлекающими добавками в количестве, Содержание ангидрида серной кислоты S03, Содержание в цементе щелочных оксидов";
- п. "Растворы строительные цементные: доменные гранулированные и электротермофосфорные шлаки, осадочного происхождения, кроме глиежа, прочие активные, включая глиеж, содержание трехкальциевого силиката, содержание трехкальциевого алюмината; сумма трехкальциевого алюмината и четырехкальциевогоалюмоферрита".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить и обосновать необходимость установления в Приложении N2 к Техническому заданию требования к составу товаров по п. "Ацетилен технический", п. "Кислород технический", п. "Поковки оцинкованные", п. "Раствор готовый отделочный", п. "Растворы строительные цементные", а также пояснить на основании каких нормативных документов и технических регламентов установлены вышеуказанные требования.
Комиссия Управления приходит к выводу, что положения документации об Аукционе предусматривают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, предусмотренные ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей веществ, применяемых при изготовлении указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены в нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, так как могут вводить участников закупки в заблуждение, что также может привести к ограничению количества участников закупки.
3. В Приложении N2 к Техническому заданию аукционной документации установлены требования к таким материалам как: "Ацетилен технический", "Кислород технический".
Согласно доводам Заявителя требования к указанным товарам установлены неправомерно, поскольку указанные товары не являются предметом закупки, поскольку не переходят на баланс Заказчика.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
В материалах жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов в жалобе, в том числе в части невозможности подготовить заявку на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что указанные товары используются при выполнении работ по капитальному ремонту здания ФГБУ ГНЦДК Минздрава России, в частности, согласно локальной смете, при выполнении сварочных работ.
Таким образом Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно установлено следующее требование к товарам:
- п. "Краска масляная" установлено требование: "Условная вязкость краски по вискозиметру типа ВЗ-246 при температуре (20,00,5)°С, с, 65-140. В соответствии с п. 2.4 ГОСТ 10503-71 (Краски масленые) условную вязкость по вискозиметру ВЗ-246 или ВЗ-4 для марок МА-15, МА-22, МА-25 определяют в результате испытаний по ГОСТ 8420, что по мнению Заявителя, данные требования Заказчика вводят участников закупки в заблуждение, при этом по мнению Заявителя аналогичные нарушения содержатся по позициям: п.6 "Лаки канифольные", п. 14 "Лак электроизоляционный", п. 50 "Клей-мастика", п. 63 "Олифа для окраски комбинированная", п. 96 "Белила цинковые".
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к вышеуказанным товарам установлены на основании характеристик, указываемых производителями товаров, вместе с тем, предоставил в подтверждение скриншоты сайтов производителей товаров, при этом, обжалуемые Заявителем характеристики товаров содержаться в общем доступе на сайтах производителей.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем жалобы не предоставлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность вышеуказанного довода жалобы, в частности документов и сведений, свидетельствующих о невозможности предоставления указанных сведений в составе заявки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "НОРТОН-СТРОЙ" на действия ФГБУ "ГНЦДК" Минздравсоцразвития России, обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам п. "Ацетилен технический", п. "Кислород технический", п. "Поковки оцинкованные", п. "Раствор готовый отделочный", п. "Растворы строительные цементные", в части не установления запрета на участие в закупке организаций находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организаций, контролируемых гражданами Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики.
2. Признать в действиях закупки нарушение п.1-2 ч.1, ч.2 ст.33, п. 7 ч. 5 ст. 63, ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе Заказчику не выдавать, так как предписания выданы ранее в ходе рассмотрения жалоб ООО "Новатек" по делу N 2-57-2762/77-16 от 01.04.2015.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Заместитель Председателя Комиссии Е.В. Гридина
Член Комиссии: Д.С. Бруев
Исп. Д.С. Бруев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 4 апреля 2016 г. N 2-57-2743/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2016