Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 апреля 2016 г. N 2-57-3850/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя Председателя комиссии - старшего государственного инспектра отдела обжалования государственных закупок М.В. Ермаковой,
членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей:
ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ": А.С. Корнева,
ООО "Консалтинговая компания Бриз": Н.В. Селезневой,
рассмотрев жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" (далее-Заявитель) на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на ремонтные работы в строении 20 (поликлиника) (Закупка N0373200025516000021) (далее-Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (N МГ/16051 от 21.04.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений действующего законодательства, а именно, в части:
1) отсутствия в составе аукционной документации графика выполнения работ;
2) указания в п.9 Информационной карты аукционной документации информации в части метода определения начальной (максимальной) цены контракта, которая вводит участников закупки в заблуждение.
3) установления в аукционной документации требований к товаров, которые вводят участников закупки в заблуждение.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, следующая информация краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно п.14.4 Проекта контракта указано: Неотъемлемой частью контракта является, в частности Приложение N2 "График выполнения работ (оказания услуг)".
В п. 8.1 Проекта контракта предусмотрен односторонний отказ от исполнения контракта в случае: "Если подрядчик не приступает к исполнению контракта в срок, установленный контрактом, или нарушает график выполнения работ (оказания услуг), предусмотренный контрактом, или выполняет работу (оказывает услугу) так, что окончание ее к сроку, предусмотренному контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе выполнения работы (оказания услуги) стало очевидно, что она не будет выполнена (оказана) надлежащим образом в установленный контрактом срок".
На заседании Комиссии Управления установлено, что Приложение N2 "График выполнения работ (оказания услуг)" не содержит информацию в части периодов выполнения работ, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет установить сроки выполнения промежуточных этапов, что нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2) В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п.9 "Обоснование начальной максимальной цены (метод). Обоснование невозможности применения методов, указанных в ч.1 ст.22 44-Ф3" Информационной карты аукционной документации указано "Метод определения НМЦ: Иной", при этом согласно обоснованию начальной (максимальной) цены контракта использован проектно-сметный метод.
Согласно ч.1 ст.22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: 1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); 2) нормативный метод; 3) тарифный метод; 4) проектно-сметный метод; 5) затратный метод.
В соответствии с ч.2 ст.22 Закона о контрактной системе метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
На основании ч.5 ст.22 Закона о контрактной системе в целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с ст.22 Закона о контрактной системе, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг, а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что непосредственно форма указания в п.9 Информационной карты не зависит от Заказчика, поскольку при работе через систему единой автоматизированной информационной системе торгов города Москвы данное поле заполняется автоматически.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что указание в п.9 "метода определения начальной (максимальной) цены контракта: иной" может вводить в заблуждение участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы Заявителя, требования к товарам установлены таким образом, что вводят участников закупки в заблуждение, а именно:
1) в пункте 7 для товара "Болты с гайками и шайбами" Заказчик установил следующие требования: "Тип 1: Покрытие Должно быть термодиффузионное цинковое с классом от 1; Толщина покрытия Не более 50 мкм". Согласно требованиям инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе: "При указании минимальных и/или максимальных границ диапазонов возможных значений с предлогами "от" и/или "до" границы включаются в диапазоны возможных значений (если иное не указано в требуемом параметре)". В п. 3.1 ГОСТ Р 9.316-2006 "ЕСЗКС. Покрытие термодиффузионные цинковые. Общие требования и методы контроля" классы покрытий в зависимости от толщины покрытия определяют по таблице 1.
Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки по параметру "Толщина покрытия" значений, в частности 2, 3, 4 (то есть число не более 50 мкм), участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ, требование о соответствии товара которому установлено в аукционной документации, в котором указано, что толщина покрытия имеет минимальное значение - 6 мкм.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару "Болты с гайками и шайбами" установлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) В пункте 15 для товара "Грунтовка" Заказчиком установлены следующие требования: "Степень разбавления грунтовки растворителем более 15%". Согласно ГОСТ 25129-82 "Грунтовка ГФ-021. Технические условия", грунтовка должна соответствовать требованиям и нормам, указанным в табл.1. В Табл.1 указано, что Степень разбавления грунтовки растворителем не более 20 %. Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки по параметру "Степень разбавления грунтовки растворителем" значений, в частности 21 %, 22 %, 23 %, участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару "Грунтовка" установлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3) В п. 21 для товара "Коробки ответвительные" Заказчик установил следующие требования: "Габаритные размеры без штуцеров и со штуцерами 109-160х109-160х52 мм".
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что из вышеуказанных требований не представляется возможным, однозначно установить максимальные или минимальные значения, а также установить, являются диапазоны вышеуказанных значений длиной, шириной, высотой или глубиной, что может вводить участников закупки в заблуждение и создавать препятствие для соответствующего формирования первой части заявки, и в нарушение положений п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
4) -В п. 28 для товара "Линолеум поливинилхлоридный" установлено требование "Степень повреждения по длине при горении не более 65 %", при этом в ГОСТ 7251-77 "Линолеум поливинилхлоридный на тканевой и нетканевой подоснове" данный параметр отсутствует.
-В п. 31 для товара "Материал рулонный кровельный" Заказчик установил следующие требования: "Теплостойкость При испытании при температуре (3532) К [(80
2) °С] в течение не менее 2 ч на поверхности образца не должно быть вздутий и следов перемещения покровного слоя; Водонепроницаемость при испытании при давлении более 0,001 МПа (0,01 кгс/см2) в течение более 72 ч на поверхности образца не должно быть признаков проникания воды; Цветостойкость при испытании образца в течение не менее 2 ч не должно быть изменения цвета посыпки".
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими документами и сведениями, в том числе стандартами и регламентами участнику закупки представляется возможным при формировании заявки на участие в аукционе определить конкретные значения вышеуказанных характеристик без проведения лабораторных исследований, а также затруднился пояснить, каким образом установление в аукционной документации требований к вышеуказанным характеристикам позволяет Заказчику обеспечить надлежащее исполнение исполнителем государственного контракта обязательств по данному контракту, в частности, каким образом данные требования к применяемому товару обеспечивают соответствие используемых материалов потребностям Заказчика при проведении закупки на выполнение работ по ремонту в строении 20 (поликлиника).
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару "Материал рулонный кровельный" установлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
5) В пункте 36 для товара "Пигменты сухие" Заказчиком установлены следующие требования: "Марка А или Б; Соответствие нормативным документам ГОСТ 4579". Согласно ГОСТ 4579 "Красители органические. Пигмент зеленый. Технические условия": "Настоящий стандарт распространяется на органический краситель пигмент зеленый, однородный порошок зеленого цвета, предназначенный для производства искусственной кожи и пленочных материалов на основе поливинилхлорида (марка А), для лакокрасочной промышленности и производства карандашей (марка Б)". Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.5 Технического задания аукционной документации указано, что работы должны быть выполнены по перечню, в объеме, по адресам, установленным сметным расчетом. Смета является Приложением к Техническому заданию, при этом для данного товара в локальной смете не представлено количество и вид работ, при котором они используются.
Вместе с тем, представитель Заказчика затруднился пояснить при выполнении каких работ, предусмотренных техническим заданием, и в каком объеме используется материал, предназначенный для производства искусственной кожи и пленочных материалов, а также затруднился обосновать необходимость включения в документацию о закупке требований к вышеуказанному материалу.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеперечисленный материал не является объектом закупки, а следовательно установление каких-либо требований к товарам, не являющихся объектом закупки нарушает п.1 ч.1 ст.33, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, что также может повлечь за собой ограничение количества участников закупки.
7) В пункте 41 для товара "Плитки керамические" (аналогично в п. 42 "Плитки керамические", п. 43 "Плитки керамические", п. 44 "Плитки керамические", п. 45 "Плитки керамические", п. 46 "Плитки керамические"), Заказчиком установлены следующие требования: "Рифление на монтажной поверхности плиток должны быть рифления, высота (глубина) рифлений должна быть менее 0,6 мм". В пункте 4.8 ГОСТ 6787-2001 "Плитки керамические для полов. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, на монтажной поверхности плиток должны быть рифления. Размеры, форму и количество рифлений устанавливает предприятие-изготовитель, при этом высота (глубина) рифлений должна быть не менее 0,5 мм. Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки значений, в частности 0,4 мм или 0,3 мм оп параметру "высота (глубина) рифлений", участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, но будет противоречить ГОСТ 6787-2001.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам "Плитки керамические" установлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
8) В пункте 51 для товара "Смеси сухие" Заказчик установил следующие требования: "Начало схватывания штукатурных растворных смесей с момента затворения водой при механизированном производстве работ менее 100 мин". Согласно ГОСТ 31377-2008 "Смеси сухие строительные штукатурные на гипсовом вяжущем. Технические условия", требованиям которого должен соответствовать товар, начало схватывания штукатурных растворных смесей должно наступать с момента затворения водой не ранее: 45 мин - при производстве работ вручную; 90 мин - при механизированном производстве работ.
Таким образом, при указании участником закупки в первой части заявки по параметру "Начало схватывания штукатурных растворных смесей с момента затворения водой при механизированном производстве работ" значений, в частности 80, 60 мин, участник будет соответствовать требованиям аукционной документации, при этом не будет соответствовать требованиям ГОСТ, указание на который содержится в аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товару "Смеси сухие" установлены таким образом, что могут вводить в заблуждение участников закупки и повлечь за собой ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Консалтинговая компания Бриз" на действия ГБУЗ "ГКБ N 4 ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, Арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель Председателя Комиссии М.В. Ермакова
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 26 апреля 2016 г. N 2-57-3850/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016