Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 апреля 2016 г. N 1
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - старшего государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Ермаковой М.В.,
Членов комиссии:
Старшего государственного инспектора отдела проверок государственных закупок Фирсова Р.А.,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Абегяна А.Г.,
при участии представителей:
Департамента развития новых территорий города Москвы: Васенина Д.А., Майорова С.П.,
ОАО "МОСПРОЕКТ": Мацевича А.А., Алтухова М.В., Бацких Е.В.,
рассмотрев жалобу ОАО "МОСПРОЕКТ" (далее - Заявитель) на действия Департамента развития новых территорий города Москвы (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по осуществлению функций технического заказчика на период выполнения проектно-изыскательских работ, с выполнением проектно-изыскательских работ по объекту: "ДОУ на 200 мест, поселение Филимонковское, поселок Марьино" (Закупка N 0173200025416000033) (далее - Конкурс) в соответствии с ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России N МГ/15677 от 19.04.2016 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в установлении в конкурсной документации неправомерных критериев оценки конкурсных заявок.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
В конкурсной документации Заказчиком установлены критерии оценки заявок на участие в конкурсе, а именно, Цена контракта, значимость критерия - 60%; Качественные и функциональные характеристики объекта закупки, значимость критерия - 20 % (Показатель 1: Качество работ); Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации, значимость критерия - 20 % (Показатель 1: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг; Показатель 2: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма; Показатель 3: Обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг; Показатель 4: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами; Показатель 5: Деловая репутация участника закупки).
Вместе с тем, согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок, окончательных предложений участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 утверждены Правила оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила оценки), применяемые в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 4 Правил оценки для оценки заявок (предложений) заказчик устанавливает в документации о закупке следующие критерии оценки:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта;
- расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов), использование результатов работ;
- стоимость жизненного цикла товара (объекта), созданного в результате выполнения работы в случаях, предусмотренных п. 5 Правил оценки;
- предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые заказчик осуществит или понесет по энергосервисному контракту;
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
- квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п. 10 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Руководствуясь п. 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 Правил оценки в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с п. 29 Правил оценки для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
В соответствии с ч. 2 ст. 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям настоящего Федерального закона, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
Согласно ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в конкурсной документации Заказчиком установлен следующий порядок оценки: Критерий Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок: Показатель: "Качество работ".
При оценке заявок (предложений) по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по показателю "Качество услуг" и определяется в следующем порядке:
Предложение по технологии выполнения работ. Коэффициент значимости показателя составляет 0,10 |
Предложение о технологии работ не представлены |
0 баллов |
Предложение о технологии работ представлены не в полном объёме |
2 балла |
|
Предложение о технологии работ представлены в полном объёме |
10 баллов |
|
Предложение по способам, методам выполнения работ. Коэффициент значимости показателя составляет 0,20 |
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме выполнения работ не представлена |
0 баллов |
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме выполнения работ представлена не в полном объёме и не соответствует нормам РФ. |
1 балл |
|
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме выполнения работ представлена не в полном объёме и соответствует нормам РФ. |
5 баллов |
|
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме представлена в полном объёме и не соответствует нормам РФ. |
10 баллов |
|
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме представлена в полном объёме и соответствует нормам РФ. |
15 баллов |
|
Предложение о способе, методе, приёме, процедуре, алгоритме выполнения работ представлена в полном объёме, соответствует технологическим нормам, представлено "ноу-хау" и мировой опыт |
20 баллов |
|
Предложение по организационно-технологическим схемам выполнения работ. Коэффициент значимости показателя составляет 0,40 |
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) не представлено |
0 баллов |
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) представлено не по каждому виду работ и без учёта специфики строительства по объекту закупки |
1 балл |
|
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) представлено с учётом специфики строительства по объекту закупки и не по каждому виду работ |
10 баллов |
|
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) представлено без учёта специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ |
15 баллов |
|
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) представлено с учётом специфики строительства по объекту закупки и по каждому виду работ |
20 баллов |
|
Предложение о технологической последовательности выполнения работ (технологических карт, процессов, решений) представлено с учётом специфики строительства по объекту закупки, по каждому виду работ с учётом "ноу-хау" и мирового опыта |
40 баллов |
|
Предложение по применяемой системе контроля качества. Коэффициент значимости показателя составляет 0,30 |
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды не представлены |
0 баллов |
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены не в полном объёме и без учёта специфики строительства по объекту закупки |
1 балл |
|
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены с учётом специфики строительства по объекту закупки и не в полном объёме |
5 баллов |
|
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены без учёта специфики строительства по объекту закупки и в полном объёме |
10 баллов |
|
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объёме и с учётом специфики строительства по объекту закупки |
15 баллов |
|
Предложение о мероприятиях по охране труда, технике безопасности и охране окружающей среды представлены в полном объёме, с учётом специфики строительства по объекту закупки и мирового опыта |
30 баллов |
Критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации", Показатель Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), рассматривается наличие у участника закупки, квалифицированных в области проведения работ штатных специалистов для исполнения контракта по предмету закупки.
Наличие данных специалистов в штате участника подтверждается приложением справки, составленной в произвольной форме и представленной в виде Приложения 3 к заявке на участие в конкурсе, о квалификационно-кадровом составе участника закупки, который непосредственно будет задействован при выполнении работ по контракту, с указанием стажа работы, квалификационного разряда и специализации специалистов. Наличие квалификации персонала подтверждается копиями дипломов.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлен ни один документ, соответствующий вышеприведённым требованиям;
При осуществлении оценки заказчик не учитывает специалистов, заявленных в составе заявки участника, по которым не подтверждена соответствующими документами информация о стаже работы, квалификационном разряде и специализации.
Оценка участника, предложившего максимальное количество квалифицированных трудовых ресурсов - 20 баллов.
В остальных случаях количество баллов рассчитывается из максимального количества представленных квалифицированных трудовых ресурсов, предложенных участниками конкурса.
Показатель: Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объёма: оценке подлежит наличие у участника сумм, указанных в актах сдачи-приёмки аналогичных работ по предмету закупки без применения мер ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих обязательств по контрактам (договорам) заключённым не ранее чем за три года до даты подачи заявки на участие в конкурсе.
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлен ни один документ, соответствующий вышеприведённым требованиям;
Оценка участника, предложившего максимальное количество денежных средств по актам-сдачи приёмки работ - 30 баллов.
В остальных случаях количество баллов рассчитывается из максимального количества денежных средств, указанных в актах сдачи-приёмки аналогичных работ, предложенных участниками конкурса.
Показатель: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: оценивается при предоставлении действующих договоров аренды, проката, лизинга с указанием пообъектного перечня оборудования необходимого для предмета конкурса, либо инвентарных карточек формы ОС - 6 "Карточка учёта объекта основных средств", заверенных в установленном порядке.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23, 27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлен ни один документ, соответствующий вышеприведённым требованиям;
Оценка участника, предложившего максимальное количество материально-технических ресурсов - 30 баллов.
В остальных случаях количество баллов рассчитывается из максимального количества подтверждённых материально-технических средств, требуемых для предмета конкурса, предложенных участниками конкурса.
Показатель: Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами: оценивается общий численный состав организации (штатное расписание), а именно: наличие у участника закупки штатных специалистов и/или привлечённых на основании гражданско-правового договора. Подтверждается штатным расписанием (либо справкой), заверенным в установленном порядке, либо представленными договорами с сотрудниками.
Оцениваются сведения, представленные в приложении 3 к заявке на участие в конкурсе.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 23,27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлен ни один документ по данному показателю.
Оценка участника, предложившего максимальное количество трудовых ресурсов - 10 баллов.
Оценка в остальных случаях рассчитывается из максимального количества штатных либо привлечённых трудовых ресурсов, требуемых для предмета конкурса, предложенных участниками конкурса.
Показатель "Деловая репутация участника закупки": оценивается количество благодарностей (писем, положительных отзывов, почетных грамот и т.д.), выданных участнику размещения заказа за исполнение государственных контрактов (договоров) или исполнение должностных обязанностей сотрудниками участника размещения заказа (благодарности Мэра, ордена и т.д.).
Порядок оценки заявок по показателю:
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе по данному показателю осуществляется в соответствии с пунктами 10, 11, 27-29 Правил:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, если:
- не представлен ни один вышеуказанный документ.
Оценка участника, предложившего максимальное количество подтверждённой деловой репутации - 10 баллов.
Оценка в остальных случаях рассчитывается из максимального подтверждённой деловой репутации, требуемых для предмета конкурса, предложенных участниками конкурса.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что установленный порядок оценки заявок по вышеуказанным критериям не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта и не позволяет определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией по данным показателям нестоимостных критериев, поскольку конкурсная документация не позволяет определить зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми в заявках сведениями по данным показателям.
Кроме того, конкурсная документация не содержит описания понятий "специфика строительства по объекту закупки", "оборудование, необходимое для предмета конкурса", "аналогичные работы по предмету закупки", что не позволяет участникам закупки определить какие именно сведения и в каком объеме согласно установленному содержанию должны быть представлены в составе конкурсной заявки.
При этом, показатель критерия "Качественные и функциональные характеристики объекта закупки" является показателем, подлежащем формированию участниками закупки при подготовке предложения на основании положений Технического задания о закупке (в отличие от квалификации участника и опыта оказания аналогичных услуг, которые объективно не могут быть скорректированы к моменту подачи заявки (названные показатели либо присутствуют, либо отсутствуют у участника). Однако отсутствие сведений относительно того, какие конкретно параметры оцениваются Заказчиком в данных показателях (так, например, в части предоставления сведений "с учётом специфики строительства по объекту закупки, по каждому виду работ с учётом "ноу-хау" и мирового опыта", а также в части описания Предложений по технологии выполнения работ и Предложений по организационно-технологическим схемам выполнения работ (при этом, не представляется возможным определить различия сведений, представляемых для данных Предложений) не позволяет участникам закупки формулировать либо корректировать свои заявки в указанной части в сторону потребностей заказчика с тем, чтобы повысить предпочтительность этих заявок.
Также с учетом отсутствия в конкурсной документации указания на определенную квалификацию требуемых специалистов при указании сведений Показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов)" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определённого уровня квалификации" не представляется возможным определить различия в оценке предложений участников закупки по данному показателю и показателю "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами", в котором оценивается общий численный состав организации (штатное расписание).
Таким образом, отсутствие названных сведений оставляет оценку заявок и выбор победителя закупки на субъективное усмотрение Заказчика, что влечет за собой ограничение количества участников закупки в нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, указание на рассмотрение заявки и присвоение баллов (1 балл; 10 баллов) в случае предоставления предложения, не соответствующего нормам Российской Федерации противоречит положениям ч. 3 ст. 53 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым данная заявка подлежит отклонению.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что конкурсная документация Заказчика содержит нарушение положений п. 11 Правил оценки и положений ч. 8 ст. 32, п.9 ч.1 ст.50 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ОАО "МОСПРОЕКТ" на действия Департамента развития новых территорий города Москвы обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений ч. 8 ст. 32, п. 9 ч. 1 ст. 50, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя Комиссии: М.В. Ермакова
Члены Комиссии: Р.А. Фирсов
А.Г. Абегян
исп. Ермакова М.В. (495) 784-75-05 доб. 178
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 22 апреля 2016 г. N 1
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.05.2016