Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12806/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ГБУ "Московское городское управление природными территориями": А.С. Бычковой, А.А. Кузнецова,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "Голос", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/51354 от 02.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Голос" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Московское городское управление природными территориями"(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания с улучшением состояния прилегающей территории по адресу: г. Москва, ул. Липецкая, вл. 5а (Закупка N 0373200003116000203) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанных торгов.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/51354 от 02.11.2016) документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) отсутствия требований к участникам закупки о представлении свидетельства о допуске к определенному виду работ, выдаваемой саморегулируемой организацией (далее-допуск);
2) установления противоречивого срока выполнения работ;
3) установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации;
4) установления требований в проекте государственного контракта, которые ограничивают количество участников закупки.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) В силу ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.2 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На основании п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в частности, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
П. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено что, при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в частности, следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N624 утвержден перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Перечень).
Согласно п.14.2 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2014 года N190-ФЗ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предполагаемый объем работ будет осуществляться в рамках текущего ремонта, поскольку техническим заданием аукционной документации не предусмотрены работы, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства в соответствии с Приказом Минрегиона России от 30.12.2009 N 624.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о том, что при выполнении работ, предусмотренных техническим заданием участнику закупки необходимо обладать свидетельством, выданного саморегулируемой организацией о допуске участника закупки к выполнению данных работ, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком законодательства об осуществлении закупок при неустановлении в документации вышеуказанных требований.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
2) Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в аукционной документации установлен противоречивый срок выполнения работ.
В силу п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, в частности, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных ст. 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.
Согласно п.4 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты аукционной документации установлено "Период выполнения работ: с момента заключения контракта по 20 декабря 2016 года", при этом в п."Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона установлено "30.11.2016 г.".
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что при опубликовании аукционной документации произошла техническая ошибка в части указания в извещении о проведении электронного аукциона срока "30.11.2016 г.", при этом верный срок оказания услуг установлен в п.4 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты аукционной документации: "Период выполнения работ: с момента заключения контракта по 20 декабря 2016 года".
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что из требований аукционной документации не представляется возможным корректно определить срок выполнения работ, что нарушает ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В жалобе Заявителя указано, что в Технической части аукционной документации установлены требования к товарам в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
-п.3 "Грунтовка акриловая адгезионная для обработки бетонных оснований перед оштукатуриванием" установлено требование "расход грунтовки не более 250 мл/м2". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлено: "слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему". В жалобе Заявителя указано, что участнику закупки не представляется возможным указать по параметру "расход грунтовки" конкретное значение, поскольку расход грунтовки зависит от типа поверхности и способа нанесения.
-п.9 "Умывальники" установлено требование "Общее число допустимых дефектов на одном изделии не более 5". Согласно инструкции по заполнению первой части заявки на участие в аукционе установлено: "слова "не более" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, менее указанного значения или равный ему". В жалобе Заявителя указано, что участнику закупки не представляется возможным указать по параметру "Общее число допустимых дефектов на одном изделии" конкретное значение, поскольку на момент подачи заявки у участника закупки отсутствует товар в наличии.
-п.44 "Растворы цементно-известковые" установлено требование "Значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов менее 1500 Бк/кг", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку по данному параметру отсутствует минимальное значение показателя, что может вводить участника закупки в заблуждение, поскольку согласно ГОСТ 30108-94 "Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов" указанный показатель должен быть менее 370 Бк/кг при всех видах строительства, св. 370 до 740 при дорожном строительстве в пределах населенных пунктов и зон перспективной застройки, строительстве производственных сооружений и от 740 до 1500 применяется исключительно при дорожном строительстве вне населенных пунктов.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
4) Согласно доводам жалобы Заявителя Заказчиком неправомерно в проекте государственного контракта, размещенного в составе аукционной документации указано, что контракт заключается по цене, включающей сумму налога на добавленную стоимость, при этом, по мнению Заявителя, Заказчиком не учтена возможность заключения государственного контракта с организацией, в отношении которой действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в проекте государственного контракта установлено следующее положение: -п.2.1 "Общая стоимость всех поручаемых подрядчику работ с учетом результатов осуществленных закупок и в соответствии Протоколом стоимости строительства (Приложение N 2 к настоящему Контракту), являющимся неотъемлемым приложением к настоящему Контракту, составляет (__) рублей, копейки, в том числе НДС - 18 %, что составляет (__) рубля, копейки"; -п.2.3 "Стоимость настоящего Контракта является твердой и изменению не подлежит, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом", что не создает препятствий для участия в закупке организаций, в отношении которых действует специальный налоговый режим в соответствии с Разделом VIII.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, поскольку из положений проекта государственного контракта не следует, что сумма НДС, включенного в договорную цену контракта должна быть отличной от 0 руб.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал и соответствующих документов в подтверждение того, каким образом действия Заказчика нарушили права Заявителя, а также какую норму Закона о контрактной системе нарушил Заказчик на рассмотрение Комиссии Управления, не представил.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанного довода жалобы Заявителя.
Кроме того, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено две заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Голос" на действия ГБУ "Московское городское управление природными территориями" обоснованной в части установления противоречивого срока выполнения работ; в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12806/77-16 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
07.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 07.11.2016 по делу N 2-57-12806/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Голос" (далее - Заявитель) на действия ГБУ "Московское городское управление природными территориями"(далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания с улучшением состояния прилегающей территории по адресу: г. Москва, ул. Липецкая, вл. 5а (Закупка N 0373200003116000203) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. -Заказчику при заключении государственного контракта по результатам проведения аукциона положения п."Сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг" извещения о проведении электронного аукциона читать в соответствии с п.4 "Место, условия и сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг" Информационной карты аукционной документации: "Период выполнения работ: с момента заключения контракта по 20 декабря 2016 года".
-Заказчику, аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в аукционе и заключении государственного контракта не учитывать в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России (от 07.11.2016 по делу N 2-57-12806/77-16) требования к характеристикам товаров, а именно: -п.3 "Грунтовка акриловая адгезионная для обработки бетонных оснований перед оштукатуриванием: расход грунтовки не более 250 мл/м2"; -п.9 "Умывальники: общее число допустимых дефектов на одном изделии не более 5"; -п.44 "Растворы цементно-известковые: значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов менее 1500 Бк/кг".
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями Законодательства об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.11.2016 по делу N 2-57-12806/77-16.
3. Заказчику в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или по электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей в соответствии с п.7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание по делу N 2-57-12806/77-16 от 07.11.2016 может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12806/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016