Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12810/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
при участии представителей ФГБУ "ПОЛИКЛИНИКА N 3": О.М. Кучеровой, Н.В. Подлыткиной,
в отсутствие представителей заявителя жалобы, ООО "Канцтовары", уведомлены надлежащим образом, письмом Московского УФАС России (N МГ/51323 от 02.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ПОЛИКЛИНИКА N 3" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку полиграфической продукции (Закупка N 0373100078916000054) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 02.11.2016 N МГ/51323 документы и сведения.
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования в документации об электронном аукционе в нарушение Закона о контрактной системе, а именно, в части:
1) установления в аукционной документации требований к товарам, которые вводят участников закупки в заблуждение;
2) размещения аукционной документации в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1) Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с - 6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В жалобе Заявителя указано, что требования к товарам Технической части аукционной документации установлены в нарушение Закона о контрактной системе, а именно:
1) -по п.32 "Медицинская карта амбулаторного больного" и п.33 "Лечебно-профилактический журнал" установлено требование "влажность 8_2", при этом отсутствует единица измерения показателя товара, что вводит участника закупки в заблуждение и не позволяет определить потребность Заказчика.
-п.1 "Журнал регистрации больных назначенных на госпитализацию": "Плотность не менее 0,7 г/м3", что, по мнению Заявителя неправомерно, посколько согласно ГОСТ 7950-77 "Картон переплетный. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации для параметра "Плотность" установлена единица измерения "г/см3". В жалобе Заявителя указано, что аналогичные требования установлены по пп. 2-31 Технической части аукционной документации.
-п.32 "Медицинская карта амбулаторного больного" и п.33 "Лечебно-профилактический журнал" установлено требование "толщина 0,28-0,33 г/см3", что, по мнению Заявителя неправомерно, посколько согласно ГОСТ 2824-86 "Картон электроизоляционный. Технические условия", требование о соответствии которому установлено в аукционной документации для параметра "толщина" установлена единица измерения "мм".
-пп. 2, 9, 17, 22 Технической части аукционной документации установлено: "ярлык на обложке: материал - бумага этикеточная, сорт - высший,белизна - не менее 78 %, отбеливающее вещество - наличие или отсутствие, соответствие ГОСТ 7625-86"; в пп. 4, 5, 25, 31, 32 Технической части аукционной документации установлено: "ярлык на обложке: материал - бумага этикеточная, сорт - высший, белизна - не менее 82 %, отбеливающее вещество - наличие или отсутствие, соответствие ГОСТ 7625-86". В жалобе Заявителя указано, что согласно ГОСТ 7625-86 для бумаги высшего сорта установлена норма по белизне исключительно с оптически отбеливающим веществом - не менее 85 %. Таким образом, требования в аукционной документации установлены в нарушение ГОСТ 7625-86.
-в жалобе Заявителя указано, что по товарам Технической части аукционной документации установлены излишние требования, а именно: пп.1-31: "требования к картону: толщина - 1,4-1,6 мм; масса 1м2 картона - 995-1135 г; плотность не менее 0,7 г/м3; жесткость при статистическом изгибе в поперечном направлении не менее 10 Н*см; предел прочности при расслаивании не менее 110 кПа; вид отделки - машинной гладкости; сорт - первый; влажность - 7-11 %; марка переплетного материала - ПМБ-1 или ПМБ-2;масса 1 м2 - 150-220 г; разрушающее усилие - не менее 7 даН; жесткость в продольном направлении - 10-28 сН; жесткость в поперечном направлении - 6-15 сН; устойчивость к изгибу - не менее 300 число двойных перегибов; устойчивость к истиранию - не менее 300 цикл; слипание - не более 40 кПа; прочность окраски к сухому трению - 4-5 балл; светостойкость - не менее 4 балл; влажность - 3-6 %; материал - форзацная или офсетная; масса бумаги площадью 1м2 ИСО 536 - 134-227 г; степень проклейки - 0,8-1,8 мм; гладкость - 40-150 с; белизна - 78-88 %; влажность - 4,5-7 %; плотность ИСО 536 - 0,8-0,95 г/см3; прочность наизлом - не менее 10 число двойных перегибов; наличие отбеливающего вещества -отсутствует или имеется; массовая доля золы - 10-14 %; стойкость поверхности к выщипыванию - не менее 1,8 м/с; пп.32-33: способ крепления листов и обложки - скобы; количество скоб - требуется 2; диаметр проволоки для скоб - 0,6-1,2; вид покрытия - оцинкованная/без покрытия; временное сопротивление 690
880;70
90 Мпа; гкс/мм2; число перегибов - не менее 6.
По мнению Заявителя, требования к характеристикам товаров являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
Вместе с тем, представители Заказчика затруднились пояснить необходимость использования указанных показателей при описании объекта закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные требования к товарам установлены в нарушение пп.1,2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2) -Заказчиком установлены требования п.15 "Журнал учета операций, связанных с обращением лекарст. ср-в. для медиц. Применения: "белизна - не менее 78", п.33 "Лечебно-профилактический журнал: формат 180х220", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку единицы измерения показателей товаров установлены в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе установлено "при указании конкретных характеристик участник обязан руководствоваться настоящей инструкцией и учесть, что указание единиц измерения всех параметров является обязательным. Все размеры товаров/материалов указаны заказчиком в мм, показатели температуры в градусах Цельсия, белизна в процентах, если технической частью документации не предусмотрено иное", что позволяет участникам закупки определить единицы измерения показателей товаров и сформировать заявку на участие в аукционе.
-п.4 "Журнал учета в медицинских организациях формы N 148-1/у-06(1) "Рецептурный бланк "Рецепт" для врачей": "тип бумаги - типографская; гладкость - 100-500 с; плотность - 0,8-1,05 г/см3; тип отделки - каландрированная", что, по мнению Заявителя неправомерно, поскольку установленным заказчиком требованиям по показателям "гладкость - 100-500 с, плотность - 0,8-1,05 г/см3", согласно ГОСТ 9095-89 "Бумага для печати типографская. Технические условия" соответствует также бумага высококаландрированная.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в аукционной документации в соответствии с потребностями установлены требования к типу отделки "каландрированная", что не противоречит п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил документов, сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности указанных доводов жалобы Заявителя.
2) Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком размещена аукционная документация в формате, создающем препятствия при подготовке заявки на участие в аукционе, поскольку при копировании текста происходит замена символов, которые используются Заказчиком при описании значений по показателям.
В соответствии с ч.1-2 ст.65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона, заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в ч.2 и 3 ст.63 Закона о контрактной системе, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона. Документация об электронном аукционе должна быть доступна для ознакомления без взимания платы.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Техническая часть аукционной документации размещена в формате "PDF", позволяющем участникам закупки осуществлять поиск и копирование фрагментов текста, а также указанный файл имеет распространенный и открытый формат, не зашифрованный и не защищенный иными программными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных технологических средств.
Кроме того, Комиссией Управления установлено, что Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещенная аукционная документация не создает препятствий для поиска, копирования и ознакомления с текстом документа.
Также на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в аукционе участниками закупки подано и допущено три заявки, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в ходе заседания Комиссии Управления представитель Заявителя отсутствовал, а также не представил доказательств и сведений, подтверждающих обоснованость доводов жалобы, в том числе свидетельствующих об ограничении количества участников закупки в связи с невозможностью формирования участниками закупки заявки на участие в аукционе с использованием документов, размещенных на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в составе аукционной документации.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данного довода Заявителя жалобы.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Канцтовары" на действия ФГБУ "ПОЛИКЛИНИКА N 3" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам Технической части аукционной документации.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пп.1, 2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12810/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
07.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Исаевой,
членов комиссии:
Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Р.Г. Осипова,
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок З.У. Несиева,
на основании решения Комиссии от 07.11.2016 по делу N 2-57-12810/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Канцтовары" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ПОЛИКЛИНИКА N 3" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку полиграфической продукции (Закупка N 0373100078916000054), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в аукционе и при заключении государственного контракта по результатам проведения аукциона не учитывать требования в Технической части аукционной документации по следующим товарам:
-по п.32 "Медицинская карта амбулаторного больного" и п.33 "Лечебно-профилактический журнал": "влажность 8_2";
-пп. 1-31: "Плотность не менее 0,7 г/м3";
-п.32 "Медицинская карта амбулаторного больного" и п.33 "Лечебно-профилактический журнал": "толщина 0,28-0,33 г/см3".
-пп. 2, 9, 17, 22: "ярлык на обложке: материал - бумага этикеточная, сорт - высший,белизна - не менее 78 %, отбеливающее вещество - наличие или отсутствие"; -пп. 4, 5, 25, 31, 32: "ярлык на обложке: материал - бумага этикеточная, сорт - высший, белизна - не менее 82 %, отбеливающее вещество - наличие или отсутствие, соответствие ГОСТ 7625-86";
-пп.1-31: "требования к картону: толщина - 1,4-1,6 мм; масса 1м2 картона - 995-1135 г; плотность не менее 0,7 г/м3; жесткость при статистическом изгибе в поперечном направлении не менее 10 Н*см; предел прочности при расслаивании не менее 110 кПа; вид отделки - машинной гладкости; сорт - первый; влажность - 7-11 %; марка переплетного материала - ПМБ-1 или ПМБ-2;масса 1 м2 - 150-220 г; разрушающее усилие - не менее 7 даН; жесткость в продольном направлении - 10-28 сН; жесткость в поперечном направлении - 6-15 сН; устойчивость к изгибу - не менее 300 число двойных перегибов; устойчивость к истиранию - не менее 300 цикл; слипание - не более 40 кПа; прочность окраски к сухому трению - 4-5 балл; светостойкость - не менее 4 балл; влажность - 3-6 %; материал - форзацная или офсетная; масса бумаги площадью 1м2 ИСО 536 - 134-227 г; степень проклейки - 0,8-1,8 мм; гладкость - 40-150 с; белизна - 78-88 %; влажность - 4,5-7 %; плотность ИСО 536 - 0,8-0,95 г/см3; прочность наизлом - не менее 10 число двойных перегибов; наличие отбеливающего вещества -отсутствует или имеется; массовая доля золы - 10-14 %; стойкость поверхности к выщипыванию - не менее 1,8 м/с; пп.32-33: способ крепления листов и обложки - скобы; количество скоб - требуется 2; диаметр проволоки для скоб - 0,6-1,2; вид покрытия - оцинкованная/без покрытия; временное сопротивление 690
880;70
90 Мпа; гкс/мм2; число перегибов - не менее 6.
2. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.11.2016 по делу N 2-57-12810/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии Е.А. Исаева
Члены Комиссии: Р.Г. Осипов
З.У. Несиев
Исп.: Осипов Р.Г. Тел.: (495) 784-75-05 доб. 166
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12810/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016