Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12763/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
при участии представителя ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно": Лопатёнкова А.А., Стреловой О.С.,
в отсутствие представителей ООО "Стройинвест", уведомленных надлежащим образом письмом Московского УФАС России (исх. NМГ/51171 от 01.11.2016),
рассмотрев жалобу ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений, расположенных на территории ГБУК г.Москвы "ГМЗ "Царицыно" с ноября 2016 года по март 2017 года (Закупка N 0373200153816000036) (далее - Аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в размещении аукционной документации в нарушение законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 25.05.2016 NМГ/21420 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Проекте контракта отсутствуют размеры штрафов за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч. 4 ст. 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно ч. 1 ст. 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Согласно ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения Заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены постановлением Правительства от 25.11.2013 г. N1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с п.5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:
а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;
б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;
в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.
Вместе с тем, поскольку Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению Заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в проекте государственного контракта установлено следующее: "В случае ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по выполнению работ, предусмотренных Контрактом, Исполнитель обязан в течение 5 (пяти) банковских дней после получения от Заказчика соответствующего уведомления уплатить Заказчику штраф в размере 10 (десять) процентов от Цены Контракта.
Также Заказчик вправе потребовать от Исполнителя уплату штрафа в размере согласно Таблице 1 за указанные в Таблице 1 нарушения требований Контракта и Технического задания.
Таблица 1.
N п\н Наименование нарушения Размер штрафных санкций
1.Несвоевременное прибытие Исполнителя на объект Заказчика после поступления заявки на техническое обслуживание кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений на территории ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" от Заказчика.
50 000 руб. за каждый факт нарушения
2.Отсутствие ограждения зоны падения снега и льда у фасадов зданий и сооружений 3 000 руб. за каждый факт нарушения
3.Допуск к работам сотрудников, не прошедших инструктаж по технике безопасности. 3 000 руб. за каждого такого сотрудника, а также отстранение таких сотрудников от выполнения работ
4.Непредставление ежедневной фото фиксации проводимых работ в соответствии с требованиями Технического задания 5 000 руб. за каждый факт нарушения
5.Нахождение на объектах Заказчика (и/или в ходе осуществления договорных объёмов работ) работников Подрядчика (Субподрядчика) в отношении которых установлен факт употребления алкоголя, наркотических или токсических средств, работников Подрядчика выявленных в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, пронос/провоз или хранение на территории Объекта Заказчика (равно как и места осуществления договорных объемов работ) веществ, вызывающих алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (за исключением Разрешенных веществ).
50 000 руб. за каждый факт нарушения
6.Повреждение Подрядчиком (работниками Подрядчика) кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений, расположенных на территории ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно", зеленых насаждений, деревьев, кустарников и/или иного имущества Заказчика 50 000 руб. за каждый факт нарушения, а также восстановление поврежденных объектов (возмещение затрат Заказчику)
7. Использование металлических и иных рабочих инструментов, которые могут привести к повреждению кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений, расположенных на территории ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" 10 000 руб. за каждый факт нарушения, а также восстановление поврежденных объектов (возмещение затрат Заказчику)
8.Возобновление работ работниками Подрядчика (Субподрядчика), ранее приостановленных ответственным лицом Заказчика, без письменного разрешения Заказчика на возобновление работ 100 000 руб. за каждый факт нарушения
9.Отсутствие журнала производства работ, отсутствие записей в журнале производства работ за отчетный период (при условии выполнения работ в отчетном периоде), отсутствие журнала инструктажа сотрудников, допущенных к выполнению работ. 5 000 руб. за каждый факт нарушения
10.Нарушение Подрядчиком требований нормативно-технической документации по видам выполняемых работ на объектах Заказчика, при производстве которых допущены нарушения. 30 000 руб. за каждый факт нарушения
Также под ненадлежащим исполнением обязательств по контракту является:
- выполнение работы за пределами сроков, установленных Техническим заданием;
- выполнение работ в неполном объеме;
- некачественное выполнение работы;
- несоответствие выполненных работ регламентирующим документам;
- не устранение выявленных в процессе приемки недостатков и дефектов;
- уклонение от передачи объекта по акту после завершения работ по Контракту;
- неисполнение/ненадлежащее исполнение Исполнителем п.9.2 Контракта.
______.
* размер штрафа устанавливается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Ненадлежащим исполнением обязательств является:
- не предоставление соответствующего допуска СРО на выполнение работ ;
- выполнение работ в неполном объеме;
- несоответствие выполненных работ регламентирующим документам;
- не представление положительного заключения аккредитованной экспертной организации;
- неисполнение/ненадлежащее исполнение Исполнителем п.9.2 Контракта.".
Таким образом, неустановление в проекте контракта надлежащим образом обязательного условия об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом является нарушением ч.4 ст.34 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, в составе аукционной документации в нарушение Закона о контрактной системе Заказчиком не установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчиком выбран код ОКПД2 43.99.90.190 "Работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки", объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений, расположенных на территории ГБУК г.Москвы "ГМЗ "Царицыно" с ноября 2016 года по март 2017 года, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) составляет 18 736 068.94 рублей.
В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в п. 15 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии опыта работы, связанного с предметом контракта.
В соответствии с п.2 ч.5 ст. 66 Закона о контактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что в п. 17.2 Информационной карты аукционной документации Заказчиком не установлены требования ко второй части заявки о предоставлении, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N99, копии (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Согласно примечанию к п.2 Приложения N1 к Постановления Правительства Российской Федерации N 99, в случае установления дополнительных требований в соответствии с данным пунктом, такие дополнительные требования устанавливаются в виде требования о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
На заседании Комиссии установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком не установлена группа строительных работ, опыт исполнения которых должны подтвердить участники Аукциона, согласно положениям Постановления Правительства Российской Федерации N 99.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что действия Заказчика, в части неустановления в п.15 и п.17.2 Информационной карты аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки и требований к составу второй части заявки на участие в аукционе, а также группы строительных работ нарушают положения ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Стройинвест" на действия ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 4 ст. 34, ч.4 ст.31, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-12763/77-16 об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок
07.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Гридиной Е.В.,
Членов комиссии:
главного специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Казарина С.И.,
на основании решения Комиссии от 07.11.2016 по делу N2-57-12763/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Стройинвест" (далее - Заявитель) на действия ГБУК г. Москвы "ГМЗ "Царицыно" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию кровли, карнизов и других архитектурных элементов зданий и сооружений, расположенных на территории ГБУК г.Москвы "ГМЗ "Царицыно" с ноября 2016 года по март 2017 года (Закупка N 0373200153816000036) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии отменить Протокол подведения итогов, Протокол рассмотрения заявок на участие в Аукционе (далее - Протоколы).
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- отменить протокол проведения Аукциона;
- вернуть участникам закупки ранее поданные заявки на участие в Аукционе;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, об отмене Протоколов, Протокола проведения Аукциона, о прекращении действия заявок, поданных на участие в Аукционе, и о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе;
- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в Аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
3. Заказчику:
- привести документацию об Аукционе в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 07.11.2016 по делу N2-57-12763/77-16 и разместить соответствующую документацию в единой информационной системе;
- назначить новую дату окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе информацию о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе должна быть назначена в соответствии с ч.6 ст.65 Закона о контрактной системе.
4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3 настоящего предписания:
- назначить время проведения Аукциона и разместить на электронной площадке информацию о времени проведения Аукциона;
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, в том числе Заявителя, о новой дате окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе, дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дате и времени проведения Аукциона, а также о возможности подать новые заявки на участие в Аукционе.
5. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 07.11.2016 по делу N2-57-12763/77-16.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 23.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92) или электронной почте по адресу: predpisanie44fz.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя комиссии: Е.В. Гридина
Члены комиссии: И.С. Максимов
С.И. Казарин
Исп. Казарин С.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 7 ноября 2016 г. N 2-57-12763/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016