Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 ноября 2016 г. N 2-57-13087/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
при участии представителей:
ГБОУ города Москвы "Школа N 1434 "Раменки": Устюгова Р.М., Хансверовой Е.М., Гребнева И.А.,
Тендерного комитета: Сахно В.В.,
ООО "Ситис-Груп": Пантелеева А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "Ситис-Груп" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 1434 "Раменки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы (ЗАО) в 2016-2017 году (Закупки N 0173200001416001247) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2016 NМГ/52431 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, в аукционной документации Заказчика содержатся противоречия объема и вида работ в техническом задании и в локально-сметном расчете.
В силу п.1,2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе; а также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе..
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п.2 технического задании аукционной документации указано следующее:. Начальная (максимальная) цена Контракта(ов) (далее - НМЦК): 25 546 785 (двадцать пять миллионов пятьсот сорок шесть тысяч семьсот восемьдесят пять) рублей 94 копейки, что включает в себя общую стоимость всех услуг, уплачиваемую Заказчиком Исполнителю за полное исполнение своих обязательств по Контракту, включая налоги, сборы и другие обязательные платежи, погрузочно-разгрузочные, транспортные расходы, расходы по таможенному оформлению и страхованию, применяемые при оказании Услуг материалы и средства и иные сопутствующие услуги, необходимые для исполнения обязательств по контракту из них: Техническое обслуживание инженерных систем; Техническое обслуживание приточной и вытяжной вентиляции; Техническое обслуживание электросистем; Опрессовка центрального отопления; Опрессовка воздушного отопления; Очистка вентиляции пищеблоков; Замеры сопротивления изоляции для ГБОУ Школа N 1434, ГБОУ Лицей N 1586,ГБПОУ МОК ЗАПАД", при этом в вышеуказанном перечне отсутствуют работы указанные в п. 9.6 "Услуги по внеплановому аварийному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения (включая ГВС, ХВС, ЦО, ВО, электрических систем и электроустановок)", п.9.9.10 "Ориентировочный объем плановых замен элементов систем инженерно-технического обеспечения Заказчиков, а также материалов, обычно используемых при замене таких элементов, приведен в Приложении N 3 к настоящему Техническому заданию "Ресурсная ведомость". Указанные ориентировочные объемы действительны для каждого из Заказчиков и составлены на основе фактических данных о техническом обслуживании зданий в предшествующие годы. Качественные характеристики материалов, используемых при оказании Услуг и плановой и внеплановой замене элементов систем инженерно-технического обеспечения Заказчиков приведены в Приложении N 4 к настоящему Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, иные сведения о товаре, используемого при оказании Услуг", п.16.1 "На объектах Заказчиков должны присутствовать специалисты Исполнителя для выполнения разовых мелких работ различного характера, в том числе замена ламп, сантехнических изделий (краны, локальной запорно-регулирующей арматуры, сливных систем бачков унитазов и т.д.), регулировка парт по высоте, перевес учебных досок по высоте и иные аналогичные работы по заявкам Заказчиков. Специалист Исполнителя должен прибыть на объект Заказчика в день заявки, либо на следующий день после поступления заявки или иные сроки по согласованию с Заказчиком. Поступление и учет исполнения заявок регистрируется в Журнале заявок. Ориентировочная потребность в присутствии специалистов Исполнителя на объектах Заказчиков - не менее 3 (трех) раз в неделю, не более 5 (пяти) заявок в день на одном объекте Заказчика", а также локально-сметный расчет не содержит расходов работ указанных в п. 9.6, п.9.9.10, п.16.1 технического задания, что может ограничивать количество участников закупки.
На основании ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную частью 8 статьи 105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что стоимость услуг по внеплановому аварийному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения (включая ГВС, ХВС, ЦО, ВО, электрических систем и электроустановок) включена в стоимость услуг по техническому обслуживанию соответствующих систем, указанных в разделе 2 технического задания, при этом в раздел иных сопутствующих услуг, необходимых для исполнения контракта указаны в разделе 5 "Краткие характеристики оказываемых услуг" технического задания, вместе с тем, для определения начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен (анализ рынка), а также локальной-сметный расчет, кроме того, в Приложении N 3 к Техническому заданию в ресурсной ведомости указаны материалы, а также количество применяемых материалов для оказания услуг по данному контракту.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении требований к вышеуказанным работам, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при оказании услуг.
На основании ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N4 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к товарам и материалам, используемым при выполнении работ, в частности:
п.35 "Автоматический выключатель тип 2" - Габаритные размеры полюса (ВxГxШ) : более 1.5х1.5х1.2 см, что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку из аукционной документации не следует правило чтения слов "более" по отношению к требуемым значениям, а именно к первому значения до символа "х" или к обоим одновременно.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать необходимость установления требований вышеуказанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкции по заполнению заявки содержатся взаимоисключающие положения, а именно: "В случае, если значения;диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", - участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений;диапазонов значений, указанных через данный символ", "В случае, если значения;диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения;диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений, а также невозможность формирования заявки на участие в данном аукционе с учетом вышеуказанных положений инструкции по заполнению заявки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
4. Согласно доводам Заявителя Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ списком с привязкой к пунктам составленным не по порядку, что не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика, а также может повлечет за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям конкретных ГОСТ, что также позволяет определить соответствие конкретного товарам определенному нормативному документу.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
5. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования к товарам используемым при оказании услуг, поскольку данны показатели возможно указать только по результатам испытаний готовой продукции, такие как высыхание эмали, параметры олифы и грунтовки, а также в п. "Кабель" содержится требование по описанию веществ, из которых этот материал изготовлен, требований к изоляции кабеля, также аналогичные нарушения зафиксированы по материалам "провод", "краска", "олифа".
На заседании Комисс Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к материалам используемым при оказании услуг установлены на основании нормативных документов, а также государственных стандартов.
Вместе с тем, Комиссией Управления установлено, что в составе жалобы Заявителя отсутствует указание на конкретные сведения которые по мнению Заявителя являются избыточными, а также что не позволяет заполнить заявку на участие в данном аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе и свидетельствующие об ограничении количества участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности довода жалобы Заявителя.
На заседание Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на участие в данном аукционе участниками закупки подано 10 заявок, что также свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.
6. Заявитель в своей жалобе указывает на то, что положения п.8.4 проекта контракта являются неправомерными, так как Заказчик не обладает правом в одностороннем порядке удерживать сумму неустойки с суммы оплаты по контракту.
В соответствии с п.2.10 проекта контракта указано следующее: "При наличии претензионных требований к Подрядчику/Исполнителю в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком/Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени). Заказчик направляет Подрядчику/Исполнителю уведомление о реализации им своего права на удержание из оплаты по Контракту суммы неустойки (штрафа, пени)", что по мнению нарушает права и законные интересы участников закупки.
Комиссией Управления установлено, что исполнение обязательств подрядчика по контракту по перечислению неустойки в доход бюджета возлагается на Заказчика в соответствии со ст.313 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), на основании ст.308 ГК РФ Заказчик вправе прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, то есть выплатить подрядчику сумму, уменьшенную на величину неустойки.
Также на заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с письмом ФАС России NАЦ/70978/15 от 10.12.2015 включение в проект контракта условия о том, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательства, предусмотренного Контрактом, Заказчик вправе произвести оплату по Контракту за вычетом соответствующего размера неустойки (штрафа, пени), не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
При этом оплата по контракту осуществляется на основании акта приемки товара (выполненных работ, оказанных услуг) в котором указываются: сумма, подлежащая оплате в соответствии с условиями заключенного контракта; размер неустойки (штрафа, пени), подлежащей взысканию; основания применения и порядок расчета неустойки (штрафа, пени); итоговая сумма, подлежащая оплате исполнителю по контракту.
Вместе с тем, в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем жалобы не предоставлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных положений в п.2.10 проекта государственного контракта.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь ст.106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Ситис-Груп" на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 1434 "Раменки" обоснованной в части неправомерного установления требований к товарам используемых при оказании услуг по п.35 "Автоматический выключатель тип 2" Приложения N4 к техническому заданию.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п.1 ч.1 и ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Исп. Максимов И.С.
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N 2-57-13087/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
14.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - Заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок И.С. Максимова,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Сологова,
на основании решения Комиссии от 14.11.2016 по делу N 2-57-13087/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "Ситис-Груп" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ города Москвы "Школа N 1434 "Раменки" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы (ЗАО) в 2016-2017 году (Закупки N 0173200001416001247) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать требования к товару используемому при оказании услуг по п.35 "Автоматический выключатель тип 2" Приложения N4 к техническому заданию, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 14.11.2016 по делу N 2-57-13087/77-16.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 14.11.2016 по делу N 2-57-13087/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель председателя Комиссии: А.В. Гордуз
Члены Комиссии: И.С. Максимов
Д.А. Сологов
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 14 ноября 2016 г. N 2-57-13087/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016