Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2016 г. N 2-57-13169/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Харченко Л.Н.,
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "МГУДТ": Бакимова А.Н., Соловьевой Н.Е.,
ООО "ЭСТЕ - 2000": Морковкина А.В.,
рассмотрев жалобу ООО "ЭСТЕ - 2000" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МГУДТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ студенческого клуба (Закупка N 0373100099816000044) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении аукционной документации в нарушение Законодательства об осуществлении закупок.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 10.11.2016 NМГ/52750 документы и сведения.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ.
На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- В п.1 "Электроды ТИП 1" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Содержание в наплавленном металле серы и фосфора не более 0,045, не менее 0,030 %.
- В п.3 "Умывальник тип 1" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Деформация (коробление) поверхности в плоскости, прилегающей к стене не должна превышать 3 мм; Общее число допустимых дефектов на одном изделии не более 3х; гарантия 4.-5; вес до20, более 16; водопоглощение до 12.
- В п.4 "Смеситель" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: корпус Должен быть литая юбка, материал латунь по ГОСТ 17711 марки ЛЦ 40Сд / ЛЦ40С/ ЛЦ40Мц1,5/ЛЦ40Мц3Ж с массовой долей свинца не более 0,9%.
- В п.7 "Трубопроводы канализации из полиэтиленовых труб высокой плотности с гильзами, ТИП 2" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Термостабильность материала труб при температуре 200°С, должна быть не менее 20 мин. Изменение длины труб после прогрева по ГОСТ 27078 <3 %.
- В п.8 "Трубы ХПВХ" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Прочность на растяжение, Мпа от 57.7 до 57.92 Мпа; Ударная прочность по Изоду (Дж/м) до 90, >78.8 Дж/м; Максимальная рабочая температура (°С) 90-100 оС; кислородный индекс в диапазоне 59_63 %; Удельный вес 1.5-1.55 г/см; Твердость по Роквеллу R не < 119; Прочность на сжатие и на изгиб от 61 до 107.8 Мпа.
- В п.17 "Смола каменноугольная" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля веществ, нерастворимых в толуоле - - фракция, % от 0.15 до 0.232 %; Зольность, % в диапазоне 0.07_0.12 %; Массовая доля серы S, % в диапазоне 0.07_0.12 %; Минимальная температура вспышки, °С в диапазоне 108_123 оС; Вязкость условная при t 80°C 1.4_2.2; Коксуемость, % 2.0_3.5; Температура размегчения пека уже чем 50_80 оС; Выход летучих веществ пека, % 80-84 %; Срок хранения >10 мес.
- В п.18 "Стекло натриевое жидкое" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: применение должно применяться в химической, машиностроительной, текстильной, мыловаренной, бумажной промышленностях, в т. ч. для производства картонной тары, в черной металлургии, в производстве сварочных материалов, в литейном производстве, для склеивания и связки всевозможных строительных материалов,изготовления кислотоупорных и огнеупорных силикатных масс, для закрепления фундаментов различных сооружений от грунтовых вод,в качестве добавки к цементным растворам при гидроизоляции полов,стен и подвальных помещений, при устройстве бассейнов, для склеивания и пропитки бумаги и картона, фарфоровых и стеклянных материалов,для пропитки различных деревянных изделий и тканей для придания им большей плотности и огнестойкости.
- В п.27 "Натрий кремнефтористый" установлены требования к характеристикам используемого при выполнении работ товара, таким как: Массовая доля натрия кремнефтористого (Na2SiF6), %, не более 100; Массовая доля остатка на сите с сеткой 0063 по ГОСТ 6613-86, %, не более 40,5; Массовая доля нерастворимого в воде остатка, %, менее 2,5; Массовая доля тяжелых металлов сероводородной группы, в пересчете на свинец (Pb), %, не более 0,05; Массовая доля мышьяка (As), %, не более 0,03; Массовая доля воды (H2O), %, не более 0,1; Массовая доля железа, в пересчете на Fe2O3, %, менее 0,2 или не нормируется; Массовая доля свободной кислоты, в пересчете на HCl, менее 0,2.
По мнению Заявителя вышеуказанные требования к характеристикам товаров и материалов являются излишне завышенными, а также являются требованиями в том числе к сырью (в том числе к химическому составу), из которого изготавливается товар используемый при оказании услуг, Конкретные значения по установленным характеристикам не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов, а также доказательств, что вышеуказанные характеристики товаров предоставляется возможным указать в составе первой части заявки без проведения лабораторных испытаний.
Вместе с тем, например, характеристика "изменение длины труб после прогрева" регламентируется по ГОСТ 27078 "Трубы из термопластов. Изменение длины. Метод определения и параметры" который устанавливает метод определения изменения длины труб из термопластов после прогрева в жидкой или воздушной среде. В случае разногласий испытание, проводимое в жидкой среде, является арбитражным и так далее.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, требования Заказчика о подробном описании в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химического состава и (или) компонентов товара и (или) показателей технологии производства, испытаний товара и (или) показателей, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Также в Приложении N2 к техническому заданию Заказчиком установлены требования к используемым при выполнении работ товарам, таким как:
- п.3 "Умывальник тип 1":
-водопоглощение: до 12%,
-материал: Должен быть фарфор или полуфарфор, что может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в соответствии с ГОСТ 15167-93 "Водопоглощение изделий не должно быть более: фарфоровых - 1%, полуфарфоровых - 5%, фаянсовых - 12%".
- п.6 "Раствор кладочный тип.2" - Водостойкость: не хуже W6, что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку не позволяет определить потребность Заказчика должным образом.
- п.12 "Раствор готовый отделочный тяжелый, цементный 1 :3" - рецепт: на 1 часть цемента должно приходиться от 2 до 3 частей песка, что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в названии позиции уже включена рецептура.
- п.13 "Раствор готовый отделочный тяжелый, известковый ТИП 2" - При подогреве заполнителей их температура в зависимости от применяемого вяжущего должна быть °С: <40 °С, что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку столбец с названием показателя не содержит требуемые значения и является неизменным.
- п.21 "Стекло листовое площадью до 1,0 м2, 1 группы, толщиной 4 мм, марки М5":
-марка: должна быть не хуже М5
-толщина: 4 \ 3 мм, что по мнению Заявителя может вводит участников закупки в заблуждение, поскольку в названии товара уже включены толщина и марка.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводами жалобы Заявителя, в части неправомерного установления требований в Приложении N2 к техническому заданию к товарам и материалам, используемым при выполнении работ по п.12, пояснив при этом, что при составлении аукционной документации допущена техническая ошибка.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что аукционная документация Заказчика составлена в нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводам Заявителя, Заказчиком неправомерно установлены требования о соответствии товаров ГОСТ, указанных списком, без указания каким конкретно ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, требования к которым предъявляются Заказчиком в сведениях о качестве товаров.
На заседании Комиссии Управления установлено, что в аукционной документации содержится требование о соответствии товаров требованиям ГОСТ. При этом, по мнению Заявителя, неуказание, каким ГОСТ должны соответствовать товары, которые необходимо использовать при оказании услуг, не позволяет участнику закупки корректно заполнить заявку на участие в аукционе в соответствии с требованиями аукционной документации Заказчика.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Комиссией Управления установлено, что документы подтверждающие обоснованность доводов жалобы в части ограничения количества участников закупки, в составе жалобы отсутствуют. Кроме того Заявителем не представлены документы и сведения, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований к товарам, а также каки образом вышеуказанные требования в аукционной документации Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
3. Согласно доводам жалобы Заявителя, в инструкция Заказчика содержит противоречия нормам русского языка.
На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В своей жалобе Заявитель указывает, что в инструкции по заполнению указано положение: "В случае, если требуемое значение параметра сопровождается словами "не превышает", "не выше", участник должен указать максимальное значение, при этом указанное крайнее значение указано не включительно", что по мнению Заявителя может вводить участников закупки в заблуждение, поскольку данное положение противоречит нормам русского языка.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 9 ст.105 Закона о контактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
На заседание Комиссии Управления Заявителем не предоставлены, а так же в составе жалобы Заявителя отсутствуют документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, в том числе, не представлены документы, свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупки, а также каким образом вышеуказанные требования нарушают законные права и интересы участников закупки.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеуказанные доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и является необоснованными.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭСТЕ - 2000" на действия ФГБОУ ВО "МГУДТ" обоснованной в части установления неправомерных требований к товарам используемым при выполнении работ.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии Заказчика обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
ПРЕДПИСАНИЕ
по делу N2-57-13169/77-16 о нарушении законодательства об осуществлении закупок
15.11.2016 г. Москва
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя комиссии - Начальника отдела обжалования государственных закупок Исаевой Е.А.,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Максимова И.С.,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Харченко Л.Н.,
на основании решения Комиссии от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16, по итогам рассмотрения жалобы ООО "ЭСТЕ - 2000" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "МГУДТ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение ремонтных работ студенческого клуба (Закупка N 0373100099816000044) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Заказчику, Аукционной комиссии при рассмотрении заявок на участие в Аукционе не учитывать показатели товаров по п.1, п.3, п.4, п.7, п.8, п.17, п.18, п.27, п.12, п.6, п.13, п.21, в соответствии с мотивировочной частью решения Московского УФАС России от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16.
2. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры осуществления закупки в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об осуществлении закупок и с учетом решения Московского УФАС России от 15.11.2016 по делу N2-57-13169/77-16.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки в срок до 20.12.2016 представить в Московское УФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (8(495) 607-42-92), или электронной почте по адресу: Predpisanie44fz@fas.gov.ru.
Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, за исключением органа, указанного в ч. 7.1 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей в соответствии с п. 7 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее предписание может быть обжаловано в суд (арбитражный суд) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Председатель Комиссии: Е.А. Исаева
Члены комиссии: И.С. Максимов
Л.Н. Харченко
Максимов И.С. (495) 784-75-05 (доб. 186)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 ноября 2016 г. N 2-57-13169/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016