Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2016 г. N 2-57-13112/77-16
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве(далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.В. Гридиной,
Членов комиссии:
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.Г. Абегяна,
ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок Д.А. Орехова,
при участии представителей ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N40 Департамента здравоохранения города Москвы": А.Р. Шарапова, Е.В. Нишкуровой,
при участии представителя ООО "Агат": Н.В. Селезнёвой,
рассмотрев жалобу ООО "Агат" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N40 Департамента здравоохранения города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений Государственного бюджетного учреждение здравоохранения города Москвы "Городская клиническая больница N40 Департамента здравоохранения города Москвы" по адресу: 129301, г. Москва, ул. Касаткина, д. 7, корп.1, 6, 9 (Закупка N 0373200087816000211) (далее - Аукцион), в соответствии со ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
В своей жалобе Заявитель указывает на размещение Заказчиком аукционной документации, не соответствующей требованиям законодательства об осуществлении закупок, а именно установление Заказчиком в аукционной документации неправомерных требований к товарам, применяемым при выполнении работ.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 09.11.2016 N МГ/52492 документы и сведения.
Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заявитель обажлует установление заказчиком в аукционной документации требования к характеристике "Толщина покрытия" товара "Краски масляные", поскольку в соответствии с ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия" толщину покрытия партий красок масляных определяются только при проведении испытаний иготовленных лакокрасочных изделий.
В силу ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Возражение на жалобу должно содержать информацию, предусмотренную ч.8 ст.105 Закона о контрактной системе. Возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии Управления представителями Заказчика не представлено документов и сведений, подтверждающих, что участники закупки при формировании первой части заявки на участие в аукционах имеют возможность указать конкретные значения вышеуказанных характеристик применяемых товаров, без проведения испытаний определенной партии товара, основываясь на сведениях, которые размещены поставщиками и производителями товаров в свободном доступе в телекоммуникационной сети "Интернет" или иных источниках сведений о товарах, и затруднился пояснить необходимость установления в аукционной документации вышеуказанных требований к товарам.
Вместе с тем, Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1, 2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе при установлении вышеуказанных требований что может вводить в заблуждение участников закупки и повлечь ограничения количества участников закупки.
В своей жалобе Заявитель указывает на неправомерное установление Заказчиком в аукционной документации следующих требований к товарам, применяемым при выполнении работ:
- в п. "Шпатлевка" установлено требование "Срок годности шпатлевки при температуре (20 _ 2) °С при нанесении шпателем и методом пневматического распыления: не менее 1,5 час", что, по мнению Заявителя, является неправомерными требованиями, поскольку в соответствии ГОСТ 28379-89 "Шпатлевки ЭП-0010 и ЭП-0020. Технические условия", сроки годности шпатлевок при нанесении шпателем и пневматическим распылителем является отличными и не могут быть указаны в виде одного значения;
- в п. "Профиль" установлены требования к характеристикам "Высота полки", "Длина профиля", "Радиус скругления", "Толщина горизонтальной полки", "Толщина вертикальной полки", "Радиус притупления острой кромки", что, по мнению Заявителя, является нестандартными требованиями к товару, поскольку характеристики с указанными наименованиями не регламентируются ГОСТ 13737-90 "Профили прессованные прямоугольные равнополочного уголкового сечения из алюминиевых и магниевых сплавов. Сортамент";
- в п. "Унитазы керамические тарельчатые. Тип 1", "Унитазы керамические тарельчатые. Тип 2" установлено требование "Длина унитаза с выпуском", что, по мнению Заявителя, является нестанлартным показателем, поскольку данная характеристика не регламентируется ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры";
- в п. "Бачки для унитазов в комплекте со спускной арматурой. Тип 1" и "Бачки для унитазов в комплекте со спускной арматурой. Тип 2" установлено требование "Длина унитаза с выпуском", что, по мнению Заявителя, является нестанлартным показателем, поскольку характеристики с указанными наименованиями не регламентируются ГОСТ 30493-96 "Изделия санитарные керамические. Типы и основные размеры";
- в п. "Петли накладные" установлены требования "Толщина карты петли", "Ширина карты петли", "Расстояние между центрами отверстий для крепления по вертикальной оси", "Радиус закругления углов карты", "Расстояние от края карты петли то центра ближайшего отверстия в горизонтальной оси", "Количество отверстий крепления на одной карте петли", "Овальность осей (полуосей) в местах подвижных соединений с картами петель", "Зазор между трубкой и плоскостью карты петли", "Зазор между осью или полуосью и трубкой петли в местах подвижных соединений", "Зазор между плоскостью карты петли и ее изогнутым концом (трубкой)", что, по мнению Заявителя, является нестанлартными показателями, поскольку характеристики с указанными наименованиями не регламентируются ГОСТ 5088-2005 "Петли для оконных и дверных блоков. Технические условия";
- в п. "Краны шаровые" установлены требования "Номинальный диаметр: 15, 20, 32 мм", "Класс герметичности: В или С или D", "Численное значение допустимых утечек воды: не более 0,19 см3/мин", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ Р 54808-2011 "Арматура трубопроводная. Нормы герметичности затворов", согласно которому норма гермитичности крана с номинальным диаметром 32 мм и классом герметичности D должна быть 0,192 см3/мин;
- в п. "Шурупы с потайной головкой. Тип 6" установлены требования "Диаметр резьбы: 6; 8", "Номер шлица: не менее 2", что, по мнению Заявителя, не соответствует ГОСТ 1145-80 (СТ СЭВ 2327-80) "Шурупы с потайной головкой. Конструкция и размеры", согласно которому номер шлица шурупов с потайной головкой и диаметрм резьбы 6 и 8 мм должен быть 2.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить в соответствии с какими регламентами и стандартами Заказчиком установлены вышеуказанные требования к товарам, применяемым при выполнении работ, а также затруднился пояснить необходимость установления в аукционных документациях требований указанным образом.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что требования аукционной документации Заказчика к товарам, применяемым при выполнении работ составлены таким образом, что могут препятствовать корректному определению параметров максимальных и (или) минимальных значения показателей и показателей, значения которых не могут изменяться, при формировании заявок на участие в электронном аукционе и в нарушение положений п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе могут повлечь ограничение количества участников закупок.
Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представитель Заказчика представил протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, согласно которому участниками закупки подано 7 заявок на участие в электронном аукционе, при этом аукционной комиссией Заказчика не принималось решений об отклонении участников закупки от участия в аукционе на основании несоответствия заявок указанным требованиям аукционной документации, что свидетельствует о том, что выявленные нарушения не повлияло на результаты закупки.
По мнению Заявителя Заказчиком в п. "Кабели многожильные" неправомерно установлены требования "Исполнение: огнестойкие, неогнестойкие", "Число жил и сечение: 3х1,5, 3х2,5, 5х1,5, 5х2,5 шт х мм2", без указания в документации кабели с каким числом жил и сечением должны быть огнестойкими и какие неогнестойкими.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что исполнитель государственного контракта при выполнении работ вправе применять кабели огнестойкого исполнения с любым числом жил и сечением.
Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих указанный довод жалобы, а также свидетельствующих, что указанные требования к товару "Кабели многожильные" могут повлечь ограничения количества участников закупки.
Кроме того, Заявитель обжалует установление Заказчиком требований к товарам "Гидроизол" и "Шпатлёвка" с указание значений показателя с применением символов "[", "]", а также в инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе указано положение "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться", поскольку, в случае указания участниками закупки сведений о товарах в неизменном виде данные значения показателя будут являться неконкретными.
Кроме того, в соответствии с пп. 2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.3 - ч.6 ст.66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Вместе с тем, в составе жалобы Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих доводов жалобы Заявителя, а также свидетельствующих о том, что указанные положения аукционной документации могут вводить участников закупки в заблуждение, и препятствовать формированию первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности данных доводов жалобы Заявителя.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от19.11.2014 N 727/14, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Агат" на действия ГБУЗ города Москвы "Городская клиническая больница N40 Департамента здравоохранения города Москвы" обоснованной в части установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам "Краски масляные", "Шпатлевка", "Профиль", "Унитазы керамические тарельчатые. Тип 1", "Унитазы керамические тарельчатые. Тип 2", "Бачки для унитазов в комплекте со спускной арматурой. Тип 1", "Бачки для унитазов в комплекте со спускной арматурой. Тип 2", "Петли накладные", "Краны шаровые", "Шурупы с потайной головкой. Тип 6".
2. Признать в действиях, Заказчика нарушение п. 1, 2 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия в установленном законом порядке.
Заместитель председателя Комиссии: Е.В. Гридина
Члены Комиссии: А.Г. Абегян
Д.А. Орехов
Исп. Орехов Д.А (495) 784-75-05 (192)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 11 ноября 2016 г. N 2-57-13112/77-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.11.2016