Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 14 апреля 2016 г. N 74-К-2016
Резолютивная часть решения оглашена 15 апреля2016 года.
Решение изготовлено в полном объеме 20 апреля 2016 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 15.03.2016 N34 в составе:
<___>
при участии представителя заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования"Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова"(далее - ФГБОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова") - <___>
в отсутствие представителя ООО "ЭкспертСтройКомпани", надлежащим образом извещенного о месте и времени рассмотрения дела;
рассмотрев жалобуООО "ЭкспертСтройКомпани"о нарушении заказчикомФГБОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова"Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России обратилосьООО "ЭкспертСтройКомпани"с жалобойна действия заказчикапри проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общежития для студентов университета.
В жалобе ООО "ЭкспертСтройКомпани"указывают о следующих нарушениях в проекте договора осуществляемой закупки:
- об отсутствии в пункте 9.8 срока осуществления заказчиком приемки выполненных работ;
- об отсутствиигражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческих организаций;
- о не соответствии положений пункта 5.3 "заказчик в праве в случае неисполнения подрядчиком требований пункта 5.1 договора расторгнуть договор в одностороннем порядке" требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, ООО "ЭкспертСтройКомпани" просит провести проверку аукционной документации на соответствие требованиям законодательству о контрактной системе и выдать предписание на изменение аукционной документации.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласился и пояснил, что 08.04.2016 в 21 час. 21 мин. в аукционную документацию были внесены изменения, и проект гражданско-правового договора изложен в новой редакции.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком-ФГБОУ ВПО "ЧГУ им. И.Н. Ульянова 25.03.2016на официальном сайте zakupki.gov.ru размещено извещение N0315100001016000009о проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту общежития для студентов университета, с начальной (максимальной) ценойконтракта 38969 412, 00 руб.08.04.2016, 11.04.2016, 13.04.2015 и 18.04.2016 заказчиком в аукционную документацию вносились изменения, в части уточнение данных и требований по аукциону.
По доводу заявителя об отсутствии в проекте договора сроков приемки выполненных работ, Комиссия установила следующее.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Требования к положениям контракта содержатся в статье 34 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системеопределено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Порядок сдачи и приемки выполненных работ предусмотрен заказчиком разделом 9 Проекта договора.
Из пункта 9.7. Проекта договора следует, чтоежемесячно или на стадии сдачи отдельных видов работ Генеральный подрядчик(Подрядчик) оформляет акты выполненных работ (по форме КС-2) и справки о стоимости выполненных работ и затрат (по форме КС-3). Акты и справки (КС-2, КС-3) составляются Генеральным подрядчиком(Подрядчиком)на основании журнала производства работ. Наименование работ, материальных ценностей и расценки, отраженные в актах и справках (КС-2, КС-3) должны соответствовать Договору.
Согласно пункту 9.8 Проекта договораесли в указанный срок Заказчик самоустранится от приемки работ и подписания актов и справок (по форме КС-2, КС-3) и не предоставит мотивированный отказ от приемки работ, то работы считаются принятыми и подлежащими оплате в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 2 Контракта.
При этом,сроки, в которыезаказчик должен принять выполненные работыи подписать акты сдачи-приемки объекта, разделом 9 Проекта договора не установлены.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на основании решения Заказчика от 08.04.2016 в 21 час. 21 мин. в аукционную документацию были внесены изменения иусловие пункта9.7 Проекта договора дополненоследующим положением: "Заказчик обязан рассмотреть документы (акты и справки КС-2, КС-3) в течении трех рабочих дней и принять решение о подписании или отказе подписания данных документов с указанием основания для отказа".
С учетом вышеизложенного, отсутствие в разделе 9 Проекта договора, в редакции опубликованной25.08.2016,срока осуществления заказчиком приемки выполненных работ, свидетельствует о несоблюдении им требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Довод Общества об отсутствии в Проекте договораусловия об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по контракту по привлечению субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческих организаций, Комиссия признает несостоятельным в силу следующего.
В соответствии с пунктом 5.1. Проекта договора Генеральный подрядчик обязан привлечь к исполнению Контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования) на объем работ, составляющий не менее двадцати процентов цены Контракта, указанной в п. 1.3. Контракта, если он сам не является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией. Копии договоров с субподрядчиками Генеральный подрядчик обязан передать Заказчику до начало выполнения работ.
Пунктом 14.5 Проекта договора предусмотрена ответственность генерального подрядчика в случае ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения Заказчиком, Генеральным подрядчиком (Подрядчиком).
Таким образом, разделом 14 Проектадоговора предусмотрена ответственность подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение всех обязательств по договору.
Довод заявителя о несоответствии положений пункта 5.3. Проекта договора, требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации, в части установленного в нем основания для расторжения контракта по непривлечению генеральным подрядчиком субподрядчиков для выполнения отдельных видов работ,Комиссия признает обоснованным в силу следующего.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается, в том числе в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта только по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 5.3. Проекта договора установлено, что заказчик имеет право в случае неисполнения Генеральным подрядчиком требований п.5.1. Контракта расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
При этом,статьей 723 Гражданского кодекса Российской Федерации вышеуказанное основание для расторжения контракта не предусмотрено, что не соответствует требованиям части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы установлено, что на основании решения Заказчика от 08.04.2016 в 21 час. 21 мин. в аукционную документацию были внесены изменения, иусловие пункта5.3 Проекта договора было исключено, тем самым нарушение устранено до рассмотрения жалобы.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия считает жалобу ООО "ЭкспертСтройКомпани" обоснованной в части.
В заседании Комиссии, представителем Заказчика представлены доказательства об устранениинарушений до вынесения решения по жалобе ООО "ЭкспертСтройКомпани", в связи с чем необходимость в выдаче ему предписания об устранении допущенного нарушения отсутствует.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ЭкспертСтройКомпани" обоснованной в части отсутствияв проекте гражданско-правового договора срока осуществления заказчиком приемки выполненных работ инесоответствия требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации в части одностороннего расторжения контракта.
2. Признать в действиях Заказчика Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова" нарушение части 13 статьи 34, части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении нарушения Заказчику Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Чувашский государственный университет имени И.Н. Ульянова" не выдавать.
Председатель Комиссии <___>
Члены Комиссии <___>
Примечание: Решение Комиссии по контролю в сфере закупок может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия (часть 9 статьи 106 Закона о контрактной системе).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 14 апреля 2016 г. N 74-К-2016
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.04.2016