Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 апреля 2016 г. N 03/КА-2048
Резолютивная часть объявлена 12.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 15.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.А. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Кнуров С.А. по доверенности от 31.12.2015, Пейчев Б.З. по доверенности от 22.12.2015;
от Уполномоченного органа - Раевская В.К. по доверенности от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ОАО "Русский Уголь" (далее - Заявитель) от 07.04.2016 N621-ж на действия Заказчика - Департамент экономического развития ХМАО - Югры при проведении электронного аукциона, предметом которого является централизованная поставка каменного угля в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года (извещение N0187200001716000090) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, при формировании аукционной документации Заказчиком были допущены нарушения норм Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является централизованная поставка каменного угля в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года (извещение N0187200001716000090) размещены на официальном сайте единой информационной системы 17.03.2016.
По мнению Заявителя, в техническом задании (далее - ТЗ) не установлены показатели, указанные в проекте контракта и не конкретизированы требования к месту происхождения угля. Кроме того, ГОСТ Р 51586-2000, указанный в пункте 3.15 проекта контракта, был отменен.
В соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в аукционе, с учетом разъяснений Заказчика положений документации аукциона, первую часть заявки (конкретные показатели) участник заполняет по рекомендованной Заказчиком форме ТЗ, соответственно без указания ГОСТ предлагаемого угля.
Совокупность требований к характеристикам угольной продукции, установленных Заказчиком в п. 1.6, 3.15, 5.2 проекта контракта, предполагает возможность поставки товара, добытого из определенного ГОСТом 32347-2013 места, а также не содержит необходимых характеристик, позволяющих определить соответствие угольной продукции потребностям Заказчика.
Проанализировав проект контракта, Комиссией Управления было установлено, что в пункте 1.6 проекта указано: "Продукция - каменный уголь, качество которого должно соответствовать ГОСТу 32347-2013 и требованиям, указанным в приложении 2 "Требования к качеству продукции" к Контракту (далее - приложение 2)".
Пунктом 3.15 проекта контракта Заказчиком установлено, что эксперт проверяет соответствие качества продукции требованиям ГОСТа Р 51586-2000, сертификатам качества, требованиям приложения 2 к Контракту, производит документальное оформление недоброкачественной продукции, имеет право производить выборочную экспертизу качества продукции.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что на этапе подачи заявки не требуется подтверждения соответствия предлагаемого к поставке угля требованиям ГОСТа. Поэтому в части II "Техническое задание" аукционной документации указываются требования к качеству поставляемой продукции, его количество.
Подтверждение качества поставляемой продукции осуществляется при исполнении контракта, при осуществлении передачи продукции покупателю (получателю). Поэтому проект контракта предусматривает ссылку на ГОСТ 32347-2013 "Угли каменные и антрациты Кузнецкого и Горловского бассейнов для энергетических целей. Технические условия" (далее - ГОСТ 32347-2013), который определяет не только показатели качества углей для слоевого сжигания, но и правила приемки, методы контроля качества, условия транспортирования и хранения угля.
В соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя; обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент".
Каменный уголь, аналогичный по всем техническим и технологическим параметрам, добытый в других регионах России, будет являться эквивалентом. Таким образом, поставка каменного угля марки ДПК с иных разрезов допускается, при условии соответствия поставляемой продукции требованиям по качеству, и характеристикам, указанным в части II "Техническое задание".
В соответствии с п.5.2. проекта контракта, приемка продукции по качеству будет производится в соответствии с требованиями ГОСТ 32347-2013, с учетом приложения 2 к проекту контракта.
В своем письме, участник указывает, что "аналогичные по всем техническим и технологическим параметрам угли добываются и в других регионах России", следовательно, поставленный с других разрезов уголь по качеству будет соответствовать параметрам, указанным в техническом задании, ГОСТ 32347-2013, требованиям к качеству продукции (приложение 2 к проекту контракта).
Таким образом, указание в проекте контракта на соответствие поставляемой продукции ГОСТу 32347-2013 не нарушает принцип обеспечения конкуренции, так как нет прямого указания на то, что поставка может быть выполнена с разрезов Кузнецкого и Горловского бассейнов.
Кроме того, наличие в документации об аукционе в электронной форме N96эа/16 и указаний на ГОСТ 32347-2013 не ограничивает свободу конкуренции, так как Закона о контрактной системе предусматривает возможность поставки эквивалента.
В отношении внесения изменений в документации об аукционе, указав соответствие качества поставляемой продукции ГОСТу 32464-2013 "Угли бурые, каменные и антрацит. Общие технические требования" (далее - ГОСТ 32464-2013) считаем недопустимым, так ГОСТ 32464-2013 распространяется на группу однородной продукции - бурые, каменные угли и антрацит, а также продукты их обогащения и рассортировки и устанавливает показатели качества, характеризующие безопасность угольной продукции и подлежащие обязательному включению в документацию, по которой изготовляется продукция.
ГОСТ 32347-2013 устанавливает технические характеристики угля, применительно к целям его закупки и назначения использования (распространяется на угли бурые, каменные и антрациты, предназначенные для пылевидного и слоевого сжигания в стационарных котельных установках, слоевого сжигания в отопительных печах объектов социально-бытового назначения административных зданий, школ, больниц и др., а также для бытовых нужд населения).
Вместе с тем Комиссией Управления было установлено, что ГОСТ Р 51586-2000 введен в действие с 1 января 2001 года и действует по настоящее время.
На основании вышеизложенного, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения, указание в проекте контракта на соответствие качества поставляемой продукции ГОСТу 32464-2013 не противоречит нормам Закона о контрактной системе, поскольку в соответствии с разъяснениями положений аукционной документации Заказчиком указано что поставка угля может быть осуществлена с любого разреза, при условии соответствия угля техническим характеристикам, установленным ГОСТом 32347-2013.
2. Пункт 3.10 проекта контракта устанавливает, что масса продукции определяется по осадке судна в соответствии с Правилами перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, часть 1, утвержденных Департаментом речного транспорта Минтранса России в 1994 году (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 января 1994 года).
В соответствии с пунктом 3.11 проекта контракта моментом исполнения обязанности Поставщика по передаче Покупателю продукции является подписание с Покупателем (Получателем) акта приемки-передачи (выгрузки) продукции в количестве, определенном Перевозчиком и Получателем (Покупателем) в соответствии с пунктом 3.10 Контракта.
По мнению Заявителя, указанные Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом утратили силу, что подтверждается Приказом Минтранса N44 от 14.12.2004.
На заседании Комиссии Управления, представитель Заказчика подтвердил, что Правила перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, часть 1, утвержденных Департаментом речного транспорта Минтранса России в 1994 году действительно утратили силу, однако новые правила взамен утративших силу введены не были. Поскольку действующие правила отсутствуют, Заказчиком были применены Правила 1994 года, как общие правила таких перевозок.
Таким образом, Комиссия Управления пришла к выводу, что указание Правил перевозок грузов и буксировки плотов и судов речным транспортом, утративших силу, как общих правил перевозок не является нарушением Закона о контрактной системе, поскольку данные правила носят рекомендательный характер.
3. Согласно пункту 3.13 проекта контракта при полном или частичном отказе Покупателя (Получателя) от принятия продукции отгруженной на суда транспортной организации Покупатель либо его Агент обязан указать Поставщику нового Покупателя (Получателя) продукции и оплатить стоимость доставки.
По мнению Заявителя, положение указанного пункта проекта контракта создают для поставщика риск необоснованных расходов, которые не ограничены только стоимостью доставки.
Проанализировав данный пункт проекта контракта, Комиссия Управления пришла к выводу, что расходы по стоимости поставки угля возложены на Покупателя, а не на Поставщика.
Таким образом, довод Заявителя о наличии рисков необоснованных расходов возложенных на поставщика не нашел своего подтверждения.
В соответствии с частью 1 статьи 82.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях осуществления закупок товаров и связанных с такими закупками услуг для обеспечения муниципальных нужд, включенных в перечень товаров и услуг, централизованные поставки и оказание которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) (далее - перечень), определяют поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков, находящихся на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в случае утверждения перечня законом субъекта Российской Федерации.
Объектом закупки является централизованная поставка каменного угля в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года.
Закупка товара, поставка которых необходима для обеспечения досрочного завоза, не являются государственной и/или муниципальной, так как не обеспечивает потребности исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Закон ХМАО - Югры от 22.02.2006 N 18-оз "О государственной финансовой поддержке досрочного завоза продукции (товаров) в районы и населенные пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов" (далее - Закона N18-оз) устанавливает порядок расходования средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) на государственную финансовую поддержку досрочного завоза продукции (товаров) в районы и населенные пункты на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов (далее - досрочный завоз), ежегодно предусматриваемую в расходной части бюджета автономного округа для предупреждения ситуаций, которые могут привести к нарушению жизнедеятельности населения, а также устанавливает перечень товаров и услуг, необходимых для осуществления полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки товаров централизованным способом.
В соответствии со статьей 1.1 Закона N18-оз государственная поддержка досрочного завоза оказывается в следующих формах:
1) предоставление получателям бюджетных кредитов для целей обеспечения поставки в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов;
2) возмещение (компенсация) части расходов по доставке в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов;
3) размещение и исполнение заказов на централизованную поставку в муниципальные образования автономного округа продукции (товаров), необходимой для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований автономного округа, отнесенных к территориям с ограниченными сроками завоза грузов.
Для обеспечения досрочного завоза в 2016 году распоряжением Правительства ХМАО-Югры N688-рп от 27.11.2015 Департамент экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Департамент государственного заказа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры наделены функциями заказчика и уполномоченного органа.
В силу части 1 статьи 5 Закона N18-оз средства бюджета автономного округа на государственную финансовую поддержку досрочного завоза предоставляются их получателям в виде бюджетных кредитов с соблюдением требований, установленных законом автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовой год и плановый период и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства автономного округа.
Как следует из материалов дела, закупка на поставку каменного угля проводится для нужд Муниципального унитарного предприятия "Березовонефтепродукт", в то время как Департамент экономического развития выступает в роли Заказчика с целью предоставления государственной финансовой поддержки досрочного завоза в виде бюджетного кредита.
На основании вышеизложенного, электронный аукцион, предметом которого является централизованная поставка каменного угля в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года (извещение N0187200001716000090) проведен не для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия по результатам рассмотрения жалобы принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной.
В случае, если установлены не все, указанные в жалобе нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, жалоба признается обоснованной в части установленных нарушений, указанных в жалобе.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ОАО "Русский Уголь" от 07.04.2016 N621-ж на действия Заказчика - Департамент экономического развития ХМАО - Югры, при проведении электронного аукциона, предметом которого является централизованная поставка каменного угля в районы и населенные пункты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с ограниченными сроками завоза грузов в навигацию 2016 года (извещение N0187200001716000090) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Н.
Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 11 апреля 2016 г. N 03/КА-2048
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.04.2016