Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 апреля 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 19.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 22.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Капаклы А.Д. - Ведущий специалист-эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Гетьман А.А. по доверенности N14 от 01.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Регион Ремстрой Комплект" от 12.04.2016 N658-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту наружных и внутренних инженерных систем тепловодоснабжения, канализации, вентиляции, электросетей и электрооборудования, с выполнением аварийно-восстановительных работ на объектах подразделений и учреждений УМВД России, подчиненных УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, расположенных на территории города Сургут (извещение N0887100000116000215) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, составившим описание закупки с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту наружных и внутренних инженерных систем тепловодоснабжения, канализации, вентиляции, электросетей и электрооборудования, с выполнением аварийно-восстановительных работ на объектах подразделений и учреждений УМВД России, подчиненных УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, расположенных на территории города Сургут (извещение N0887100000116000215) размещены на официальном сайте единой информационной системы 28.03.2016.
По первому доводу жалобы Заявитель указал следующее.
П.63 Требование заказчика: Задвижка чугунная диаметром условного прохода 100 мм (Класс герметичности затвора по ГОСТ 9544-2005 не ниже "С".) Но заказчик должен был знать, что ГОСТ 9544-2005 утратил силу в РФ в 2012г. и заменен на ГОСТ Р 54808-2011 Тем самым участники не знают какой ГОСТ применить.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления, что в связи с тем, что оказание услуг, являющихся предметом аукциона, предусматривает замену вышедшего из строя оборудования установленного на объектах Заказчика, требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара составлялись Заказчиком с использованием данных (паспортов, технической информации) имеющегося у Заказчика оборудования. Технические данные на установленные на объектах Заказчика задвижки содержат информацию о классе герметичности затворов в соответствии с ГОСТ 9544-2005.
Кроме того, Заказчиком был проведен анализ рынка подобных товаров. При проведении анализа рынка товара "Задвижка чугунная диаметром условного прохода 100 мм" (п.63 Технического задания) Заказчиком установлено, что поставщики и производители задвижек повсеместно указывают класс герметичности затвора, руководствуясь ГОСТ 9544-2005, например: http://tdtruba.ru/stalnvie-gost-9544-2005.html, http://itbatbeddrhesw2c.xn-plai/zadvizhki/zadvizhki-chugunnye. а зачастую руководствуясь более "старым" ГОСТ 9544-93, например: http://tdglavsnab.ru/zadvizhki_chugunnve, http://www.oaoraz.ru/dumper 2.html.
Кроме того, ГОСТ 9698-86, по которому производится выпуск задвижек и который действует на территории РФ, в качестве ссылочного документа содержит указание на ГОСТ 9544-93, а в пункте 5 данного ГОСТа содержится прямое указание: "Класс герметичности в затворе устанавливают в соответствии с ГОСТ 9544 и указывают в технических условиях на задвижки конкретного типа".
Таким образом, ГОСТ 9544-2005 хоть и утратил юридическую силу в 2012 году, но так как задвижки являются материалом с очень длительным сроком хранения и службы, по состоянию на сегодняшний день фактически не вышел из технического описания задвижек и нормативных документов, таких как ГОСТ 9698-86.
Кроме того, классы герметичности затворов обозначаются буквенными обозначениями "А", "В", "С", "D" как в "старых" ГОСТ 9544-93, ГОСТ 9544-2005, так и в "новом" ГОСТ 54808-2011, поэтому у участников не должно было возникнуть сложностей с указанием класса герметичности затвора задвижки. Тем более, у участника имелась возможность указать в качестве обоснования класса герметичности затвора ГОСТ 54808-201 1, и это ни в коем случае не послужило бы причиной для отклонения заявки такого участника. Таким образом, у участников имелась возможность указать класс герметичности затвора задвижки как по ГОСТ 9544-2005, так и по ГОСТ 54808- 2011.
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В ходе заседания Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях Заказчика, в части ссылки на недействующие ГОСТ при описании технического задания, содержится нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
2. П.115. Требование заказчика: Полипропиленовые канализационные трубы, номинальным размером 50 мм. (Минимальная толщина стенки от 1,8 мм. Длина входа раструба более 5 мм). Согласно инструкции по заполнению технического задания; "меньше", "до" означает менее установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; "больше", "от" означает более установленного значения и не включает крайнее минимальное значение, участником должно быть предложено (к примеру): Минимальная толщина стенки трубы 1,9 мм. Длина входа раструба б мм.
Но согласно ГОСТ 32414-2013, толщина стенки раструба трубы Д50 с минимальным значение составляет 1,8мм. Длина входа раструба составляет 5 мм.
Представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ 32414-2013 в пунктах 4.1.2 и 4.3.1 устанавливает требования к минимальным значениям толщины стенки и других параметров труб и фасонных частей. Кроме того, пункт 4.1.2 таблица 2 содержит также требования к максимальному значению толщины стенки. В соответствии с указаниями пункта 4.1.2 ГОСТ 32414-2013 минимальная и максимальная толщины стенки труб и фасонных частей диаметром 50 мм составляют 1,8 и 2,2 мм соответственно. В соответствии с указаниями пункта 4.3.1 ГОСТ 32414-2013 длина входа раструба для труб и фасонных частей диаметром 50 мм должна составлять не менее 5 мм, максимальное значение не установлено. Таким образом, требования документации "толщина стенки от 1,8 мм" и "длина входа раструба более 5 мм" не противоречат ГОСТ 32414-2013, а отражают потребность Заказчика, сформированную исходя из технических характеристик канализационных труб и фасонных частей, применяющихся на объектах Заказчика.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения законодательства о контрактной системе при описании пункта 115 технического задания в действиях Заказчика отсутствуют.
3. П. 46, П19. Требование заказчика: Электросчетчик. Класс точности по ГОСТ 30207-94 не хуже 2,0. Но данный ГОСТ отменён в 2015г. О чём заказчик тоже должен был знать. По этой причине не представляется возможным участнику закупки определить точно класс точности электросчётчиков.
Те же электросчётчики (П. 46, П19.) Заказчик требует: Номинальное фазное напряжение должно быть 220 В. Номинальное междуфазное напряжение должно быть 220 * _3. Просим пояснить, с каких пор междуфазное напряжение стало измеряться не в вольтах, а в формуле по которой это напряжение высчитывается. Что участник в основной массе и в принципе не знает и не должен знать. Почему заказчик не указал как положено, что это 380вольт. Таким образом, можно составить так всё техническое задание. Тем самым он намеренно вводит в заблуждение всех участников аукциона, что существенно ограничивает их количество.
Представитель Заказчика пояснил, что так как оказание услуг, являющихся предметом аукциона, предусматривает замену вышедшего из строя оборудования установленного на объектах Заказчика, требования к характеристикам используемого при оказании услуг товара составлялись Заказчиком с использованием данных (паспортов, технической информации) имеющегося у Заказчика оборудования. Технические данные на установленные на объектах Заказчика электросчетчики содержат информацию о классе точности в соответствии с ГОСТ 30207-94 и информацию о междуфазном напряжении в виде 220*_3.
Кроме того, класс точности статических (электронных) счетчиков ватт-часов обозначается цифрами "1" и "2" как в ГОСТ 30207-94, так и в ГОСТ 31819.21-2012, который действует в настоящее время. Таким образом, у участников не должно было возникнуть сложностей с указанием класса точности электросчетчиков. Тем более, у участника имелась возможность указать в качестве обоснования класса точности электросчетчика ГОСТ 31819.21-2012 и это ни в коем случае не послужило бы причиной для отклонения заявки такого участника.
Так как Заказчику, для обеспечения работоспособности инженерных систем, требуется оборудование и материалы с аналогичными характеристиками, в требованиях к товару, используемому при выполнении работ, было отражено требование о соответствии междуфазного напряжения электросчетчиков значению 220*_3.
В ходе заседания Комиссия Управления пришла к выводу, что в действиях Заказчика, в части ссылки на недействующие ГОСТ при описании технического задания, содержится нарушение части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Согласно инструкции по заполнению технического задания: если значения показателя указаны через символ "-", или указаны в формате "от... до " необходимо указать одно конкретное значение (если показатель не сопровождается словами "диапазон", "в диапазоне", "интервал", "в пределах" "и др.".)
Нас интересует, что значит "и др." ( полудиапазон, полуинтервал, около и т.д.) одному заказчику известно. Одним из участников был подан запрос относительно ОТ и ДО, и скобок. На что заказчик не придумал ни чего лучшего чем как читать инструкцию по заполнению. В таком случае, заказчику следовало бы правильно составлять техническое задание, инструкцию по заполнению такового и самим проверять актуальность ГОСТОВ, на текущий момент.
Представитель Заказчика пояснил, что инструкция по заполнению заявки, представленная в составе документации об аукционе, содержит описание применяемых в техническом задании требований к товарам. При этом разъяснение требований документации в части представления показателей, указанных через символ "-", или в формате "от ... до ...." содержит указание о том, что если указанные показатели сопровождаются словами "диапазон", "в диапазоне", "интервал" и др., их необходимо представлять как диапазонные значения. Словосочетание "и др." примененное Заказчиком, указывает на слова, прямо не указанные в данному пункте инструкции, но обозначающие по смыслу диапазонные значения, например: "диапазон не уже чем", "диапазон не шире чем", "интервал шире чем", "диапазон шире чем" и другие вариации. Применено данное словосочетание для сокращения объема текста инструкции в целях облегчения легкости её восприятия. Отсутствие запросов о даче разъяснений положений документации по данному пункту инструкции и 4 (четыре) поданные на аукцион заявки свидетельствуют о том, что данный пункт инструкции корректен и понятен участникам размещения заказа.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения законодательства о контрактной системе, в части инструкции по заполнению заявки, в действиях Заказчика отсутствуют.
5. Каким образом участник должен рассчитать стоимость оборудования и материала не зная его количества? Например, в техническом задание указано: замена и установка унитазов, сливного бочка, крышки сливного бочка (по возможности), может заказчик каждый день захочет менять унитазы, раковины и т.д. Сколько этих возможностей? А так же заказчик требует:
а) При проведении замеров сопротивления изоляции Исполнитель должен иметь свидетельство о регистрации электролаборатории;
б) На каждом объекте нахождение 2 специалистов;
г) Иметь в г. Сургуте Диспетчерскую службу.
На основании вышеизложенного Заявитель делает выводы, то данные требования являются неправомерными.
Представитель Заказчика пояснил следующее.
Аукцион проводится на право заключения государственного контракта на оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту наружных и внутренних инженерных систем тепловодоснабжения, канализации, вентиляции, электросетей и электрооборудования, с выполнением аварийно- восстановительных работ. Таким образом, в процессе оказания услуг Исполнителю необходимо будет, кроме технического обслуживания инженерных систем, проводить их текущий ремонт и аварийно-восстановительные работы. В соответствии с пунктом 1.3 проекта государственного контракта аварийно-восстановительные работы выполняются по мере возникновения аварийных ситуаций. Доводы Заявителя о ежедневной замене унитазов, раковин и т.д. представляются заказчику надуманными, т.к. частота возникновения аварийных ситуаций на объектах заказчика напрямую зависит от качества оказываемых Исполнителем услуг по техническому обслуживанию данных объектов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2.3 проекта государственного контракта цена контракта включает, в том числе, стоимость расходных материалов (изделий), фактически затраченных при оказании услуг. Таким образом, Исполнитель в счет цены контракта возмещает расходы, понесенные им на закупку, примененных при текущем ремонте и аварийно-восстановительных работах, расходных материалов (изделий). Также пунктом 5.1.10 проекта государственного контракта предусмотрены обязательства Исполнителя при необходимости составлять и предоставлять Заказчику дефектные ведомости (акты) на капитальный ремонт инженерных систем. То есть, при возникновении необходимости проведения работ, фактическая стоимость расходных материалов (изделий) при которых не покроется ценой государственного контракта, Исполнитель должен предоставить Заказчику дефектные ведомости (акты) на данные работы. Заказчиком на основании этих документов будут приняты соответствующие решения, например о проведении дополнительной процедуры в соответствии с Законом о контрактной системе на выполнение данных работ.
Исполнитель при оказании услуг должен самостоятельно оценивать объем планируемых к закупке расходных материалов (изделий) и в случае превышения затрат Исполнителя на закупку расходных материалов над ценой государственного контракта, должен сообщить об этом Заказчику, вследствие чего Заказчиком будет принято соответствующее ситуации решение.
По пунктам а, б, г жалобы: Доводы об установлении неправомерных требований к участникам закупки не соответствуют действительности. Исчерпывающие требования к участникам закупки установлены пунктом 17 части I "Сведения о проводимом аукционе". В данном пункте не содержится требований о наличии свидетельства о регистрации электролаборатории, количестве специалистов участника закупки на объектах Заказчика, наличии диспетчерской службы. Требования к участникам закупки сформулированы в полном соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, потенциальным участникам не требуется предоставлять свидетельство о регистрации электролаборатории, сведения о численности персонала, сведения о наличии диспетчерской службы при подаче заявок на участие в аукционе. Данные условия должны быть соблюдены уже в процессе исполнения государственного контракта, что позволяет любому участнику в случае победы в аукционе и заключения государственного контракта организовать наличие на объектах специалистов и диспетчерскую службу, а для проведения специальных работ, таких как электроизмерения, в случае необходимости, привлечь специализированную организацию, обладающую свидетельством о регистрации электролаборатории.
Данные требования не могут рассматриваться как ограничивающие конкуренцию, т.к. не являются требованиями к участникам закупки в рамках Закона о контрактной системе, соответственно при рассмотрении заявок участников не осуществляется проверка на соответствие данным требованиям и, следовательно, соответствие/не соответствие данным требованиям не является основанием для допуска/отклонения участников закупки.
Кроме того. Заказчик может пояснить следующее: требования, установленные в техническом задании, сформированы исходя из потребности в качественном оказании услуг и обеспечения бесперебойной работы инженерных систем на объектах Заказчика. Требование о наличии двух специалистов на каждом объекте Заказчика является необходимостью в связи со сложившейся у Заказчика практикой, для своевременного устранения возникающих неисправностей инженерных систем. Требование о наличии круглосуточной диспетчерской службы вызвано потребностью Заказчика в обеспечении своевременного устранения аварийных ситуаций на объектах в любое время, в том числе в ночные часы и выходные/праздничные дни. Потребностью в недопущении чрезмерного развития опасных факторов аварийных ситуаций, таких как затопление материальных ценностей, пожар, размораживание системы отопления и др. А также для минимизации материальных потерь Заказчика в случае возникновения аварийной ситуации в ночное время, в выходные и праздничные дни, когда сотрудники Исполнителя не находятся на объектах. Свидетельство о регистрации электролаборатории необходимо в соответствии с ПОТ РМ-016-2001 РД 153-34.0-03.150-00, ГОСТ Р 50571.16-2007 при проведении испытаний электрооборудования и составлении протоколов таких испытаний
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
По мнению Комиссии Управления, нарушения Закона о контрактной системе в сфере закупок, допущенные Заказчиком, не повлияли на результаты аукциона в электронной форме, в связи с чем необходимость выдачи предписания отсутствует, что соответствует требованиям Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Регион Ремстрой Комплект" от 12.04.2016 N658-ж на действия Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту наружных и внутренних инженерных систем тепловодоснабжения, канализации, вентиляции, электросетей и электрооборудования, с выполнением аварийно-восстановительных работ на объектах подразделений и учреждений УМВД России, подчиненных УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, расположенных на территории города Сургут (извещение N0887100000116000215) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ФКУ "ЦХиСО УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре" нарушения части 3 статьи 7, пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Н.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Капаклы А.Д.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 18 апреля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.04.2016