Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 апреля 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 20.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 25.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Демкин А.В. - Руководитель Управления;
Членов комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явились, уведомлены надлежащим образом.
рассмотрев жалобу ООО "ЭлитРемСтрой" от 13.04.2016 N667-ж на действия Заказчика - организатора совместных торгов - БУ "Няганская городская поликлиника" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N0387200027616000034) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика - организатора совместных торгов при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика по следующим основаниям:
1. Необоснованное объединение в состав одного лота услуг по обслуживанию в отношении разных информационных систем.
2. Необоснованное объединение в состав одного лота 8 медицинских учреждений и услуг влечет увеличение размера обеспечения заявки и обеспечения контракта.
3. Техническое задание не позволяет определить виды и объем услуг по договору.
4. Отсутствие в составе заявки обязательного требования о наличии у Исполнителя лицензии.
5. Наличие в проекте договора обязательного требования о предоставлении документов об обладании его участниками исключительными правами на программные продукты, и в то же время допущение участие соисполнителей ограничивает привлечение для участия в аукционе хозяйствующих субъектов, которые на момент аукциона и заключения контракта не обладают правами, но могут привлечь соисполнителей, обладающих данными правами в процессе исполнения контракта
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N0387200027616000034) размещены на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 28.03.2016.
Как следует из доводов жалобы, частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе определено, что закон регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений (далее - размещение заказа), в том числе устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Два и более заказчика, уполномоченных органа вправе осуществлять размещение заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг путем проведения совместных торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок проведения совместных конкурсов и аукционов установлен Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 N1088 "Об утверждении правил проведения совместных конкурсов и аукционов" (далее - Правила).
Согласно пункту 5 Правил, организация и проведение совместного конкурса или аукциона осуществляется организатором, которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению такого конкурса или аукциона.
При размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются предмет, начальная (максимальная) цена, сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.
Организатор торгов определяется по соглашению между заказчиками, которое заключается до утверждения конкурсной документации, и именно организатор торгов несет ответственность за ход конкурса, разрабатывает и утверждает конкурсную документацию для проведения совместных торгов в соответствии с порядком и условиями, установленными соглашением.
Из разъяснении положений документации об аукционе в электронной форме организатора аукциона от 06.04. 2016N РД1 следует, что:
МИС ИБИС "ЛПУ" функционирует в следующих медицинских организациях: БУ "Няганская окружная больница", БУ "Сургутская клиническая травматологическая больница".
МИС "Югра" функционирует в следующих медицинских организациях: БУ "Когалымская городская больница", БУ "Няганская городская поликлиника", БУ "Советская психоневрологическая больница", БУ "Сургутская клиническая психоневрологическая больница", БУ "Сургутская городская клиническая больница", БУ "Клинический врачебно-физкулътурный диспансер".
Правообладателем на МИС "Югра" является БУ ХМАО-Югры "Медицинский информационно-аналитический центр", а правообладателем МИС ИБИС "ЛПУ" является ООО "Облачные технологии". Как мы видим, правообладателями медицинских информационных систем (далее - МИС) являются две различные организации, не связанные друг с другом.
Пунктом 3.3.2. проекта договора, являющегося неотъемлемой частью аукционной документации, установлены требования:
"Исполнитель, при заключении Договора, в соответствии со ст. 1270 ч. IV Гражданского кодекса РФ, представляет копии документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование системы:
- для Исполнителя, являющегося автором, иным правообладателем медицинской информационной системы "Югра", свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N 2015660941 от "13" октября 2015 года. Для Исполнителя, которому права на медицинскую информационную систему "Югра", переданы автором или правообладателем - договор о передаче участнику прав на модификацию и иное использование медицинской информационной системы "Югра", заключенный в письменной форме и устанавливающий объем, а также способы использования системы, срок действия договора;
- для Исполнителя, являющегося автором, иным правообладателем интегрированной больничной информационной системы "Лечебно-профилактическое учреждение", свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N 2013660220 от "28" октября 2013 года. Для Исполнителя, которому права на интегрированную больничную информационную систему "Лечебно-профилактическое учреждение" переданы автором или правообладателем - договор о передаче участнику прав на модификацию и иное использование интегрированной больничной информационной системы "Лечебно-профилактическое учреждение", заключенный в письменной форме и устанавливающий объем, а также способы использования программы, срок действия договора."
С учетом того, что правообладателями двух разных МИС являются две различные организации и п. 3.3.3.2 проекта договора требует при заключении контракта предоставление документов об обладании правами на МИС, считаем, что Организатором совместных торгов при размещении заказа по оказанию услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских учреждениях ХМАО-Югры было осуществлено неправомерное объединение в один лот услуг.
Хозяйствующим субъектам будет очень сложно заполучить права на два программных продукта у двух разных правообладателей, что сократит существенно количество лиц, участвующих в аукционе.
Объединение в один лот услуг в отношении разных информационных систем, правообладателями которых являются разные юридические лица, требует от потенциальных участников аукциона наличия больших финансовых и технических ресурсов.
Объединение в состав одного лота услуг, оказываемых в отношении разных информационных систем в городах ХМАО-Югры, удаленных друг от друга, влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, поскольку за счет укрупнения лотов увеличивается и размер обеспечения заявки; при этом размер обеспечения исполнения контрактов влечет вытеснение хозяйствующих субъектов, не способных выполнить требование об обеспечении заявки, исполнения контрактов.
Частями 1, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предусмотрены специальные антимонопольные требования к торгам, согласно которым при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, ограничение доступа к участию в торгах, не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами.
Перечень нарушений, перечисленный в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим, и для квалификации действий по организации и проведению торгов как нарушающих требования антимонопольного законодательства необходимы установление и оценка последствий тех или иных нарушений законодательства о контрактной системе с точки зрения их фактического либо возможного влияния на конкурентную среду в конкретном случае.
Заявитель считает, что Организатор совместных торгов неправомерно объединил в один лот оказание услуг в отношении разных информационных систем, установленных в медицинских учреждениях в разных муниципальных образованиях.
Вместе с тем, целями осуществления закупок является не только обеспечение потребности заказчиком, но и повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Объем и виды работ определены в отношении каждого медицинского учреждения в соответствии с Документацией совместного аукциона, выполняются на различных объектах, находящихся в разных муниципальных образованиях, территориально отдаленных относительно друг друга.
В случае объявления победителем аукциона одного поставщика услуг по одному лоту, скорее всего он на местах будет привлекать субподрядные организации, что влечет за собой увеличение стоимости услуг. Следовательно, говорить о каком-то существенном снижении цены контракта по сравнению с начальной (максимальной), не стоит.
Кроме того, аукционная документация допускает привлечение соисполнителя для исполнения контракта, но требование о предоставлении документов о правообладании МИС на стадии заключения контракта также ограничивает количество хозяйствующих субъектов.
Заказчик письменно пояснил следующее.
Аукцион в электронной форме на оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, проводится в целях создания на региональном уровне единой точки управления информационными системами здравоохранения и созданием регионального сегмента единой государственной информационной системы здравоохранения, концепция которой утверждена приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 апреля 2011 г. N 364 "Концепция создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения", а также оптимизации расходов медицинских организаций на сопровождение информационных систем.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком. Организатором совместных конкурса или аукциона выступает уполномоченный орган, уполномоченное учреждение в случае наделения их полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе либо один из заказчиков, если таким уполномоченному органу, уполномоченному учреждению либо заказчику другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий на организацию и проведение совместных конкурса или аукциона.
15.02.2016 г. между 8 медицинскими учреждениями Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заключено соглашение о проведении совместного аукциона. В рамках указанного соглашения опубликован совместный аукцион, предметом которого является оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Техническое задание подготовлено в соответствии с методическими рекомендациями по обеспечению функциональных возможностей медицинских информационных систем медицинских организаций, утвержденных Министерством Здравоохранения Российской Федерации от 01.02.2016 г. и, от части, носящих обязывающий характер.
Согласно техническому заданию целями совместного аукциона являются: обеспечение работоспособности медицинских информационных систем, их модификация в соответствии с требованиями единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и изменениями норм действующего законодательства.
Задачи совместного аукциона:
- услуги по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включающие сопровождение и техническую поддержку медицинских информационных систем, включая модификацию, согласно пункта 1.7 "Задачи оказания услуг" и раздела 3 "Требования к услугам" технического задания;
- услуги консультативные, связанные с консультированием пользователей медицинскими информационными системами по вопросам работы с подсистемами медицинских информационных систем, а также консультирование администраторов медицинских организаций по обеспечению работоспособности медицинских информационных систем.
В рамках технического задания должны быть оказаны следующие виды услуг:
- услуги по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, включающие сопровождение и техническую поддержку медицинских информационных систем, включая модификацию, согласно пункта 1.7 "Задачи оказания услуг" и раздела 3 "Требования к услугам" технического задания;
- услуги консультативные, связанные с консультированием пользователей медицинскими информационными системами по вопросам работы с подсистемами медицинских информационных систем, а также консультирование администраторов медицинских организаций по обеспечению работоспособности медицинских информационных систем.
Сопровождение и техническая поддержка медицинских информационных систем в медицинских организациях автономного округа осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 "Информационная технология. Сопровождение программных средств".
Сопровождение и техническая поддержка медицинских информационных систем оказывается любым из способов по выбору и обоюдному согласию Заказчика и Исполнителя:
- по единому многоканальному телефону;
- электронной почте. Исполнитель в своей работе с электронной почтой руководствуется требованиями приказа Департамента здравоохранения ХМАО - Югры N 387 от 27 мая 2014 года;
- официальным письмом в адрес Исполнителя.
Исполнитель обеспечивает наличие службы технической поддержки, которая имеет единый многоканальный городской телефон, единый адрес электронной почты и круглосуточно принимать, и регистрировать поступающие от Заказчика обращения по вопросам сопровождения медицинских информационных систем. Обращения, зарегистрированные службой технической поддержки после 18:00 местного времени (UTC+05:00), рассматриваются Исполнителем на следующий рабочий день, с 09:00 по местному времени.
Заявки (обращения) по сопровождению медицинских информационных систем, по возможности, разрешаться сразу при обращении в службу поддержки. В случае невозможности решить запрос (заявку) непосредственно при обращении, Исполнитель обязан самостоятельно связаться с заявителем для решения запроса (обращения). Приоритеты обработки заявок и сроки их выполнения представлены в приложении 2 к техническому заданию.
Исполнитель обеспечивает наличие системы учета и фиксирования обращений. Обращения Заказчика по обслуживанию медицинских информационных систем, а также результаты оказания услуг фиксируется в системе учета и фиксирования обращений, включая все запросы (обращения), как в устной, так и в письменной форме, поступивших от администраторов Заказчика.
Техническое задание соответствует наименованию аукциона "Оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и является единым для всех заказчиков, и не предъявляет различных требований к участникам аукциона.
В пункте 23 аукционной документации указаны единые требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе.
С доводами Заявителя о том, что в один лот объединены разнородные услуги не согласны, так как согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) данные услуги отнесены к категории 72.22.14.000 сопровождение систем, эта группировка включает:
- поддержание системы в рабочем состоянии (в части программного обеспечения). Сопровождение может носить корректирующий или профилактический характер и включать следующие услуги:
- тестирование системы для обнаружения, локализации и исправления ошибок;
- совершенствование существующих программ;
- обновление инструкций (руководств) пользователя;
- консультации по пользованию системой.
Согласно Приказу Росстандарта от 30.09.2014 N 1261-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) OK 034-2014 (КПЕС 2008)" период перехода на применение ОКВЭД 2 и ОКПД 2 продлен до 01.01.2016 г. и с 01.01.2016 г. документ вступил в силу.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст приняты и вводятся в действие:
Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2);
Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Согласно новому общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД2) данные услуги относятся к категории 62.03.12.130 "Услуги по сопровождению компьютерных систем", которая включена в раздел "J. Услуги в области информации и связи" классификатора.
Обе медицинские информационные системы, используемые восемью Заказчиками заказа, разработаны на единой технологической платформе и обладают полностью схожим функционалом, логикой работы, выполняя тем самым все требования Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, оба продукта имеют сходную структуру, а также технологические средства (систему управления базами данных, среды программирования, библиотеки и так далее), используемые для их разработки. Это крайне важно для обеспечения качественного информационного обмена между системами, их полной интеграции при функционировании в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и исключения случаев потери данных. Отметим важность обеспечения единого подхода к развитию продуктов (важно учитывать, что исключительные права на МИС "Югра" принадлежат бюджетному учреждению Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Медицинский информационно-аналитический центр") и модификации любых элементов систем, исключение фактов решения одинаковых задач различными средствами и методами, а также последующая возможность интеграции вновь созданных элементов и подсистем в единый программный комплекс МИС "Югра" и ИБИС "ЛПУ". Результатом оказания услуг по договору будет являться, прежде всего, модификация сопровождаемых продуктов в соответствии с текущими задачами медорганизаций и, соответственно, появление новых модулей и подсистем. При этом большинство поступающих задач будут типовыми, так как связаны с изменением законодательства, появлением новых требований вышестоящих организаций.
На основании вышеизложенного, требования о выделении в отдельный лот закупки в отношении каждого конкретного Заказчика, обязанности о проведении данной закупки у субъектов малого предпринимательства законодательством о контрактной системе не установлены, проведение электронного аукциона не противоречит статье 25 Закона о контрактной системе, предмет закупки соответствует техническому заданию, при этом, привлечение субподрядных организаций по предмету закупки не является обязательным, поскольку оказание услуг возможно, в том числе, посредством телефона и электронной почты.
В соответствии с частью 6 статьи 24 "Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" Закона о контрактной системе - лоты могут выделяться только при осуществлении закупки путем проведения конкурса или закрытого аукциона. Наш аукцион не относится ни к одному из перечисленных.
Относительно доводов Заявителя о правообладании двумя различными организациями, не связанных друг с другом, отличающимися медицинскими информационными системами, что влечет за собой ограничение количества участников размещения заказа, а также установление Организатором совместного аукциона в пункте 3.3.2 проекта договора требования:
"_Исполнитель, при заключении Договора, в соответствии со ст. 1270 ч. IV Гражданского кодекса РФ, представляет копии документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование системы:
- для Исполнителя, являющегося автором, иным правообладателем медицинской информационной системы "Югра", свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N 2015660941 от "13" октября 2015 года. Для Исполнителя, которому права на медицинскую информационную систему "Югра", переданы автором или правообладателем - договор о передаче участнику прав на модификацию и иное использование медицинской информационной системы "Югра", заключенный в письменной форме и устанавливающий объем, а также способы использования системы, срок действия договора;
- для Исполнителя, являющегося автором, иным правообладателем интегрированной больничной информационной системы "Лечебно-профилактическое учреждение", свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ N 2013660220 от "28" октября 2013 года. Для Исполнителя, которому права на интегрированную больничную информационную систему "Лечебно-профилактическое учреждение" переданы автором или правообладателем - договор о передаче участнику прав на модификацию и иное использование интегрированной больничной информационной системы "Лечебно-профилактическое учреждение", заключенный в письменной форме и устанавливающий объем, а также способы использования программы, срок действия договора.", поясняем следующее:
В пункте 3.3.2 проекта договора нет слов об исключительных правах.
В подтверждение законного права на модификацию и иное использование системы участник может представить лицензионный договор, по которому исключительные права не обязательно должны передаваться от правообладателя, но обязательно должна быть разрешена модификация сопровождаемого продукта.
В пункте 3.1.1 технического задания установлен конкретный перечень услуг, выполняемых при сопровождении и технической поддержке систем, а именно: мониторинг работы системы; восстановление работоспособности системы; устранение ошибок и нестабильностей работы модулей; модификация и доработка систем и другие. Согласно техническому регламенту ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764-2002 "Информационная технология. Сопровождение программных средств", под сопровождением понимается изменение (модификация) программного продукта после поставки, обеспечивающее его работоспособность в измененных или изменяющихся условиях (среде).
Согласно статьи 1270 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), автору или законному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение, в конкретном случае программу для ЭВМ, любыми не противоречащим закону способами. В том числе, указанными в пункте 2 статьи 1270 ГК РФ, в частности способами воспроизведения или модификации программы для ЭВМ.
В соответствие со статьей 1229 ГК РФ, только правообладатель может разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности. А другие лица не могут использовать соответствующий результат без согласия правообладателя.
Кроме того, статья 1301 ГК РФ устанавливает ответственность за нарушение исключительного права на произведение, к которому и относятся программы для ЭВМ. А в соответствии со статьей 1253 ГК РФ, за неоднократное или грубое нарушение исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, суд вправе ликвидировать юридическое лицо или прекратить деятельность индивидуального предпринимателя.
На основании вышеизложенного очевидно, что оказывать услуги по сопровождению и технической поддержке медицинских информационных систем в медицинских организациях не обладая необходимыми правами (разрешениями) использования результатов интеллектуальной собственности недопустимо. Более того, чревато не только имущественными взысканиями, но и ликвидацией деятельности.
Учитывая характер сферы использования систем, где осуществляются сбор, хранение, обработка и предоставление информации об органах систем здравоохранения и об осуществляемой ими медицинской деятельности, в том числе врачебной тайны, а также принимая во внимание возможность большого риска расторжения договора, считаем необходимым обязательность соблюдения авторского прав, при заключении и исполнении договора.
Относительно необходимости обладания участниками электронного аукциона исключительными правами на программные продукты при отсутствии к ним требований об обязательном приложении в составе заявки подтверждающих документов, Организатор совместного аукциона поясняет, что указанные исключительные права Исполнитель по договору должен приобрести у правообладателя в ходе исполнения договора, поскольку установление требования о предоставлении исключительных прав в составе заявке не предусмотрено частями 3, 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в части необоснованного объединения в состав одного лота услуг по обслуживанию в отношении разных информационных систем, отсутствуют.
2. По второму доводу Заявитель указал, что потенциальные участники закупки могут отказаться от участия в торгах по причине отсутствия возможности обеспечения заявки и обеспечения контракта в указанном в документации объеме денежных средств.
Так, общая сумма контракта составляет 9 276 908, 94рублей. Следовательно, размер обеспечения заявки составляет более 92 769,09 рублей, а сумма обеспечения контракта составляет более 927 690,90 рублей.
Очень сложно найти хозяйствующего субъекта, способного сразу же перечислить в качестве обеспечения сумму в размере 1 млн. рублей. Следовательно, в таком аукционе не смогут принять участие субъекта малого предпринимательства.
Предоставление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта также не слишком поможет субъектам малого предпринимательства. При такой цене контракта стоимость банковской гарантии также является существенной, не всякий субъект может ее себе позволить, как и не всякий банк ее предоставит.
Объединение в один лот услуг, оказываемых на разных территориях ХМАО-Югры способно повлечь за собой ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах, но не имеют финансовой возможности внесения в обеспечение участия в аукционе и в обеспечение контракта сумм, значительность которых сложилась из-за искусственного объединения услуг, оказываемых на разных территориях ХМАО-Югры, в один лот, что свидетельствует о нарушении организатором совместных торгов запрета, установленного ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов.
Объединение в один лот при проведении аукциона на оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа- Югры в 8 медицинских учреждениях на территории ХМАО-Югры способно привести к сокращению числа хозяйствующих субъектов, которые могли бы принять участие в аукционе и, следовательно, к устранению, ограничению и недопущению конкуренции при проведении торгов.
Заказчик письменно пояснил следующее.
Частью 14 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что размер обеспечения заявки должен составлять от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, один процент начальной (максимальной) цены контракта. Согласно извещению размер обеспечения заявки составил 1 %, что не является максимально возможным в соответствии с законом. В случае "разделения" данного аукциона на 8 отдельных аукционов сумма обеспечения заявок в сумме не уменьшится, а в связи с возможностью установления заказчиками суммы обеспечения заявок до 5 % станет больше. Таким же образом и сумма обеспечения договора при разделении аукциона не станет меньше.
Указанный размер обеспечения (до одного миллиона рублей) не может являться пороговым фактором к участию в данном аукционе для субъектов малого предпринимательства, так как в случае отсутствия у них возможности внесения денежных средств в натуре имеется возможность получения и использования в качестве обеспечения исполнения обязательств банковской гарантии. Однако, Заявитель не представил каких-либо доказательств, свидетельствующих о попытках получения банковской гарантии с его стороны, или со стороны третьих лиц, желавших принять участие в указанном аукционе, в связи с чем данный довод считаем надуманным и требующим критической оценки.
Территория обслуживания систем охватывает Ханты-Мансийский автономный округ - Югру, с развитой сетью транспортной доступности, что также не может быть обоснованием невозможности или ограничения хозяйствующими субъектами деятельности по территориальному признаку.
В ходе заседания Комиссия Управления установила, что обязанности о проведении данной закупки у субъектов малого предпринимательства законодательством о контрактной системе не установлены, преимущества и ограничения участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) извещение и документация закупки не содержат.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе, в части необоснованного увеличения размера обеспечения заявки и обеспечения контракта в связи с объединением в состав одного лота 8 медицинских учреждений и услуг, в действиях Заказчика отсутствуют.
3. В соответствии с доводами Заявителя.
Пунктом 4.4. "Требования к обеспечению конфиденциальности и защите информации" Технического задания установлены следующие требования: "Неотъемлемой частью оказания услуг, предусмотренных настоящим ТЗ, является выполнение Исполнителем комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности информации, установленного системами защиты информации защищенной Корпоративной сети передачи данных Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и МИС в МО ХМАО - Югре".
Заказчик не предоставил в техническом задании и в разъяснении полной информации на следующие вопросы:
Какие системы защиты информации установлены в данный момент в МО?
Какой комплекс организационных и технических мер на сегодня реализован в МО?
Что входит в требуемый комплекс организационных и технических мер по обеспечению безопасности информации в рамках данного ТЗ?
Из разъяснения организатора аукциона от 11.04. 2016 N РД2:
Ответ Заказчика: "Раскрыть информацию возможно только после заключение Сторонами Соглашения о неразглашении служебной и иной конфиденциальной информации".
Участник не имеет представления о полном перечне оказываем услуг и не может оценить весь объем услуг, оценить трудозатраты, временные затраты.
На основании изложенного Заявитель делает выводы о том, что Заказчиком устанавливаются не выполнимые требования из-за отсутствия информации.
По данному доводу Заказчик письменно пояснил следующее: "Неотъемлемой частью оказания услуг, предусмотренных техническим заданием, является выполнение Исполнителем комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности информации, установленного системами защиты информации защищенной Корпоративной сети передачи данных Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Организация мероприятий по обеспечению защиты информации в защищенной Корпоративной сети передачи данных Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не предусмотрена в рамках оказания услуг, предусмотренных настоящим техническим заданием (пункт 4.3 "Требования к надежности" технического задания).
В пункте 4.4 технического задания приведён полный перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих условия организации и обслуживания корпоративной сети передачи данных. На основании данных нормативно-правовых документов и определяется перечень услуг, относящихся к безопасности. Наличие в техническом задании ссылок на конкретные нормативные правовые акты, не создает препятствий для определения объема услуг и участия в аукционе. В свою очередь, доводы Заявителя в жалобе, относительно данного вопроса, свидетельствуют о его формальном подходе к анализу аукционной документации и вызывают сомнения в реальности намерений по участию в закупке.
В ходе изучения представленной информации Комиссия Управления пришла к выводу, что поскольку на исполнителя по контракту возлагаются обязанности по выполнению комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности информации, установленного системами защиты информации, а не организация мероприятий по обеспечению защиты информации, то нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика отсутствуют.
4. По четвертому доводу Заявитель указал, что аукционная документация не содержит требования о предоставлении участником аукциона лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации, хотя ее наличие для оказания данного вида работ обязательна в силу закона.
Абзац 2 п 4.4. технического задания гласит: "Для обеспечения безопасности информации, обрабатываемой в МИС, Исполнитель руководствуется следующими документами комплекса организационных и технических мер по обеспечению безопасности информации: ... Приказ ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах";
В соответствии с п. 10 Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно подп. 5 ч,1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по технической защите конфиденциальной информации подлежит обязательному лицензированию.
Согласно требованиям п. 4.4. технического задания, должны быть выставлены требования к лицензированию Исполнителя для проведения комплекса мероприятий по обеспечению защиты информации в соответствии со ст. 12 гл. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п. 10 Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах".
Однако, Заказчик таких требований не выставляет, более того дает следующие разъяснения (из разъяснении от 11.04. 2016 N РД2): Вопрос: Устанавливаются ли требования к лицензированию Исполнителя для проведения комплекса мероприятий по обеспечению защиты информации в соответствии со ст. 12 гл. 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; п. 10 Приказа ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах"?
Ответ: в рамках Технического задания дополнительные требования к лицензированию не устанавливаются.
Вопрос: Если лицензирование требуется, обязан ли Участник предоставлять лицензии в составе документов, предусмотренных второй частью заявки электронного аукциона?
Ответ: в рамках Технического задания дополнительные требования к лицензированию не устанавливаются. В составе документов представление лицензий не требуется.
Заказчик письменно пояснил следующее.
Пунктом 4.4 "Требования к обеспечению конфиденциальности и защите информации" технического задания предусмотрены нормативные документы, соблюдение которых позволит избежать утечки конфиденциальной информации из информационных систем в рамках оказания услуг по обслуживанию медицинских информационных систем медицинских организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с пунктом 10 Приказа ФСТЭК от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" для проведения работ по защите информации в ходе создания и эксплуатации информационной системы обладателем информации (заказчиком) и оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации при необходимости привлекаются организации, имеющие лицензию на деятельность по технической защите конфиденциальной информации в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с пунктом 2.9 Приказа ФСТЭК от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" - у всех Заказчиков, участвующих в совместном аукционе, имеется структурное подразделение (пунктом 2.9 Приказа ФСТЭК N 17) по защите информации и все работы по защите информации возлагаются на оператора персональных данных. Таким образом, задачей Исполнителя, согласно требований технического задания, является проведение мер и обеспечение функций, в соответствии с нормативными правовыми актами и пунктом 4.4 технического задания, помогающих оператору защищать информацию.
Ответственность за соблюдение требований законодательства по защите конфиденциальной информации лежит на операторе, владеющим информационной системой, а не на исполнителе по договору, который модифицирует систему.
Требования о наличии лицензии у Исполнителя излишни, так как работы, подлежащие лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в техническом задании не установлены.
Установление организатором совместного аукциона подобного требования как раз и могло бы привести к ограничению круга возможных участников.
Информационные системы, используемые Заказчиками совместного аукциона, функционируют достаточно продолжительное время, в течение которого все заинтересованные в оказании услуг участники обратились к правообладателям с предложением о заключении соответствующих договоров на предоставление прав по модификации систем, а также других прав. С момента объявления совместного аукциона, было достаточно времени для других заинтересованных потенциальных участников чтобы обратиться с предложением о получении соответствующих документов и разрешений.
Изучив представленные документы и информацию, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя о необходимости наличия у участника лицензии на деятельность по технической защите конфиденциальной информации не находят своего подтверждения, нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
5. Требования к участникам аукциона неправомерно завышены (нарушение п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе).
При осуществлении закупки Заказчик обязан установить единые требования к участникам закупки - соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п. 3.4.3. проекта договора, исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей.
В связи с этим требования, установленные к Исполнителю п 3.3.2. проекта договора о предоставлении при заключении Договора копий документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование системы устанавливает ограничение конкуренции, что является нарушением требований статьи 17 Закон о защите конкуренции.
Просим устранить данное нарушение, так как на момент заключения участник может и не обладать данными правам, а в процессе исполнения контракта привлечь соисполнителей имеющие законное право на модификацию и иное использование МИС.
Как следует из пояснений Заказчика, в ходе разъяснений от 06.04.2016 N РД1, была представлена информация об основных правообладателях информационных систем, что позволяет всем заинтересованным обращаться к ним за необходимыми разрешениями. Таким образом для использования права указанного в п. 3.4.3 проекта договора на возможность привлекать для оказаний услуг соисполнителей, может быть привлечён любой соисполнитель, подготовивший разрешительные документы на модификацию указанных программ. По мнению организатора, подготовка подобных разрешающих документов может быть осуществлена в течение одного дня, чего достаточно для участия в аукционе. Однако, ни Заявитель, ни кто-либо из третьих лиц, к правообладателям с такой просьбой не обращался.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что требование Заказчика о предоставлении при заключении Договора копий документов, подтверждающих его законное право на модификацию и иное использование системы, не противоречит законодательству о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие её обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что к жалобе не приложены документы, подтверждающие обоснованность доводов Заявителя и свидетельствующие об ограничении Заказчиком количества участников закупки.
Доводы Заявителя, в части наличия в действиях участников закупки признаков нарушения Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" не подлежат рассмотрению в рамках Закона о контрактной системе, ввиду отсутствия у Комиссии Управления полномочий.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "ЭлитРемСтрой" от 13.04.2016 N667-ж на действия Заказчика - организатора совместных торгов - БУ "Няганская городская поликлиника" при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по обслуживанию медицинских информационных систем в медицинских организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (извещение N0387200027616000034) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Демкин А.В.
Члены Комиссии: Миронов А.Г.
Плеханов А.Н.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 19 апреля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.04.2016