Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 апреля 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 22.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Иванов В.П. - Заместитель руководителя;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Картин О.С. по доверенности N01 от 11.01.2016.
рассмотрев жалобу ООО "Зарница" от 15.04.2016 N679-ж на действия единой комиссии Заказчика - ФГБОУ ВО "ЮГУ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка учебного оборудования для нужд НИК (филиала) ФГБОУ ВО "ЮГУ" (извещение N0387100019016000003) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия единой комиссии при проведении электронного аукциона.
По мнению Заявителя, единой комиссией Уполномоченного органа было принято неправомерное решение о признании заявок ООО "Лаборатория Компьютерного Моделирования СПбГУ" (победитель), ООО "Новатор Лаб" и ООО "Учтех-Профи" соответствующими требованиям, установленным аукционной документацией.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка учебного оборудования для нужд НИК (филиала) ФГБОУ ВО "ЮГУ" (извещение N0387100019016000003) размещены на официальном сайте единой информационной системы 18.03.2016.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.04.2016 N0387100019016000003-1 заявки 4, 5, 6, 7 были признаны соответствующими требованиям аукционной документации и допущены к участию в электронном аукционе.
В доводах жалобы Заявитель указал следующее.
Пункт 6 Технического задания "Обучение работе на тренажере" содержит требования к обучению персонала заказчика всем тонкостям работы с тренажером. В таблице обозначены темы занятий и соответствующее им количество часов. Кроме того, указано, что итого должно быть проведено не менее 75 часов занятий.
При этом если просуммировать требования к времени проведения каждого отдельного занятия, получается, что должно быть проведено не менее 73 часов занятий.
Таким образом, когда в заявке количество часов указано без изменений или сумма часов не равна значению в графе "Итого", предоставленные участником сведения являются недостоверными и не соответствующими требованиям аукционной документации.
Представитель Заказчика пояснил следующее.
Всеми участниками аукциона было указано требуемое количество часов занятий
Участник N 4 предложил 89 часов,
Участник N 5 предложил 75 часов,
Участник N 6 предложил 75 часов,
Участник N 7 предложил 75 часов.
Изучив доводы сторон, представленную информацию, Комиссия Управления установила следующее.
Предметом закупки явлется поставка учебного оборудования.
Согласно техническому заданию Заказчику требуется тренажер-имитатор освоения и эксплуатации скважин учебный класс.
Заказчиком установлены требования:
1. к программному обеспечению для реализации имитационных и учебно-тренировочных задач тренажера;
2. к эксплуатационной документации;
3. к вычислительной технике;
4. к программному обеспечению имитационных задач тренажера;
5. к составным частей тренажера (ведомость поставки);
6. к обучению работе на тренажере.
Согласно требованиям к обучению работе на тренажере Поставщик должен провести обучение персонала заказчика по 29 темам, время проведения (количество часов) которых составляет не менее 73 часов, при этом, Заказчиком поставлено условие, что итоговая сумма времени проведенных Поставщиком занятий по 29 темам должна составить не менее 75 часов.
Кроме того, согласно примечанию к таблице в пункте 6 "Обучение работе на тренажере" технического задания, обучение на тренажере должно проводится инженером по разработке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений в полном объеме, указанном в ТЗ. По окончании обучения выдать сертификат.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Пунктом 23 раздела 1 аукционной документации установлены аналогичные требования к первой части заявки.
В соответствии с пунктом 24 раздела 1 аукционной документации "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе", в случае применения заказчиком в техническом задании слов: "не менее", "не ниже" - участником предоставляется значение равное или превышающее указанное.
Таким образом, Комиссия Управления делает вывод о том, что участник закупки в первой части заявки, в части обучения персонала заказчика, должен указать 29 занятий, предусмотренных техническим заданием, а также указать количество часов по каждой теме, которое в итоге должно составить минимум 75 часов, требуемые техническим заданием.
В ходе изучения заявки N4 (ООО "Лаборатория Компьютерного Моделирования СПбГУ" (победитель) было установлено, что данным участником в пункте 6 заявки "Обучение работе на тренажере" предложено обучение персонала заказчика по 33 темам, итог которых составляет 89 часов.
Вместе с тем, по указанным в техническом задании 29 темам, обучение по которым должно проводиться в полном объеме и должно составлять не менее 75 часов, участник ООО "Лаборатория Компьютерного Моделирования СПбГУ" предлагает обучить персонал заказчика за 73 часа, что не соответствует требованиям технического задания.
В силу части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Исходя из требований части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.
На основании вышеизложенного, в действиях единой комиссии, в части необоснованного признания заявки N4 соответствующей требованиям аукционной документации, установлено нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
В отношении заявок 5, 7 доводы Заявителя по пункту 6 технического задания не нашли своего подтверждения.
2. По второму доводу Заявитель указал, что согласно Инструкции по заполнению заявки: при использовании союзов "или", "либо" - участники выбирают одно из значений.
Пункт 1 Технического задания содержит требование к Программному обеспечению:
Программное обеспечение, устанавливаемое на поставляемых в комплекте тренажера компьютерах должно поставляться в установленном виде и на дистрибутивных носителях CD или DVD.
Таким образом, случай, когда в заявке не выбрано одно из значений, а указаны оба, является не соответствующим требованиям аукционной документации.
Представитель Заказчика пояснил, что в заявках всех участников в качестве дистрибутивных носителей предложен DVD.
В ходе изучения заявок Комиссия Управления установила, что всеми участниками был предложен носитель DVD, таким образом, нарушения Закона о контрактной системе, в части предоставления участниками программного обеспечения на дистрибутивных носителях, в действиях единой комиссии не установлены.
3. Как утверждает Заявитель, при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность".
Техническое задание содержит требования:
Программное обеспечение клиента и сервера должно обеспечивать возможность работы через Интернет из сетей защищенных сетевым экраном.
Преподаватель должен иметь возможность кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создать их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания.
Должна быть обеспечена возможность приостановки и последующего продолжения имитации технологического процесса в любом месте, возможность повторения ситуации, условий отработки учебного задания.
Программное обеспечение должно иметь возможность имитации на персональном компьютере всех технологических процессов для решения учебных задач без использования аппаратной части тренажера.
Программное обеспечение должно позволять вести журнал хода учебного процесса для каждого студента, формировать протокол обучения, давать возможность оценки действий обучаемого по временным графикам технологических параметров после завершения занятия, печатать эти графики.
Программное обеспечение тренажера должно иметь возможность объединения нескольких обучаемых в одну "бригаду" для выполнения учебно-тренировочного задания сообща, выполняя, каждый за своим компьютером, определенную роль в технологическом процессе.
Таким образом, случай, когда в заявке не исключены, а указаны вышеназванные слова, является не соответствующим требованиям аукционной документации.
Как следует из письменных пояснений и доводов представителя Заказчика, согласно инструкции при предоставлении участниками конкретных значений показателей необходимо исключить употребление слов и словосочетаний: "или", "либо", "и (или)", "должен быть/иметь", "должна быть/иметь", "должны быть/иметь", "может", "в основном", "и другое", "в пределах", "ориентировочно", "не более", "не менее", "не ранее", "не хуже", "не выше", "не ниже", "до", "от", "более", "менее", "выше", "ниже", "возможность" за исключением случаев, когда рядом с установленным показателем заказчиком указано "значение является неизменным" или характеристика товара указана в колонке "Неизменяемое (точное) значение показателя, установленное заказчиком".
Однако согласно Техническому заданию (Часть II документации) слово "возможность" - это не значение какого - либо показателя, которое необходимо исключить, как ошибочно полагает Заявитель, а условие или обстоятельство, позволяющее сделать, обеспечить, осуществить что-либо, например:
1. Программное обеспечение клиента и сервера должно обеспечивать возможность работы через Интернет из сетей защищенных сетевым экраном).
2. Преподаватель должен иметь возможность кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создать их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания.
3. Должна быть обеспечена возможность приостановки и последующего продолжения имитации технологического процесса в любом месте, возможность повторения ситуации, условий отработки учебного задания.
4. Программное обеспечение должно иметь возможность имитации на персональном компьютере всех технологических процессов для решения учебных задач без использования аппаратной части тренажера.
5. Программное обеспечение тренажера должно иметь возможность объединения нескольких обучаемых в одну "бригаду" для выполнения учебно- тренировочного задания сообща, выполняя, каждый за своим компьютером, определенную роль в технологическом процессе.
Все участники аукциона в первых частях заявок корректно указали на возможность осуществления всех тех или иных действий, которые необходимы Заказчику:
Участник N 4 предложил: Программное обеспечение клиента и сервера обеспечивает возможность работы через Интернет из сетей, защищенных сетевым экраном. Преподаватель имеет возможность кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создать их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания. Программное обеспечение позволяет выполнять сохранение/загрузку упражнения в любой момент работы программы. Программное обеспечение обеспечивает возможность приостановки и последующего продолжения имитации технологического процесса в любом месте, а также повторение ситуации и условий отработки учебного задания.
Участник N 5 предложил: Программное обеспечение клиента и сервера обеспечивает работу через Интернет из сетей защищенных сетевым экраном. Преподаватель имеет возможность кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создать их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания.
Обеспечена приостановка и последующее продолжение имитации технологического процесса в любом месте, повторение ситуации, условий отработки учебного задания.
При имитации технологических процессов на экран монитора выводятся числовые характеристики геолого-технологических условий, графики важнейших контролируемых технологических параметров и анимация, отображающие в реальном времени работу оборудования буровой и состояние скважины.
Частота пересчета имитируемых состояний настраиваемая.
Программное обеспечение имеет имитацию на персональном компьютере всех технологических процессов для решения учебных задач без использования аппаратной части тренажера)
Участник N 6 предложил: Программное обеспечение клиента и сервера обеспечивает работу через Интернет из сетей защищенных сетевым экраном.
Программное обеспечение устанавливаемое на поставляемых в комплекте тренажера компьютерах поставляется в установленном виде и на дистрибутивных носителях DVD.
Программное обеспечение тренажера - имитатора содержит средства проектирования учебных заданий (сценариев обучения) с любыми геолого- технологическими условиями на скважине и нестандартными ситуациями.
Преподаватель кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создает их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания.
Обеспечена приостановка и последующее продолжение имитации ' технологического процесса в любом месте, повторение ситуации, условий отработки учебного задания.
При имитации технологических процессов на экран монитора выводятся числовые характеристики геолого-технологических условий, графики важнейших контролируемых технологических параметров и анимация, отображающие в реальном времени работу оборудования буровой и состояние скважины.
Участник N 7 предложил: Программное обеспечение клиента и сервера обеспечивает возможность работы через Интернет из сетей, защищенных сетевым экраном. Преподаватель имеет возможность кроме осложнений и аварийных ситуаций, запланированных им заранее в сценарии учебного задания, "создать их на ходу", в процессе выполнения студентами учебного задания.
Обеспечена возможность приостановки и последующего продолжения имитации технологического процесса в любом месте, возможность повторения ситуации, условий отработки учебного задания.
При имитации технологических процессов на экран монитора выводятся числовые характеристики геолого-технологических условий, графики важнейших контролируемых технологических параметров и анимация, отображающие в реальном времени работу оборудования буровой и состояние скважины.
Частота пересчета имитируемых состояний настраиваемая.
Программное обеспечение имеет возможность имитации на персональном компьютере всех технологических процессов для решения учебных задач без использования аппаратной части тренажера.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что слово "возможность" в техническом задании не является значением какого - либо показателя, а указывает на условие или обстоятельство, позволяющее сделать, обеспечить, осуществить что-либо.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях единой комиссии, в части допуска заявок, содержащих слова "имеет возможность", "обеспечивает возможность", не установлены.
4. Из четвертого довода жалобы следует, что в соответствии с п.п. б п. 1 ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие е электронном аукционе должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара. В нарушение указанной статьи ФЗ-44 участниками не были указаны товарные знаки, страны происхождения, предлагаемого к использованию при исполнении контракта товара, в частности для позиций: Процессор; Оперативная память; Жесткий диск; Видеокарта; Операционная система; Монитор ЖКИ; Принтер; Клавиатура; Мышь; Блок бесперебойного электропитания (UPS).
Указанные участниками товары на территории Российской Федерации не производятся, и имеют страну происхождения Соединенные Штаты Америки, Китай, что не указано в заявках.
Из возражений представителя Заказчика и письменных пояснений следует.
Каждым из участников аукциона в электронной форме в первой части заявки были указаны конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе и наименование страны происхождения товара, что в полной мере соответствует требованиям законодательства.
Участник N 4 предложил: Интерактивный учебный класс "Тренажер- имитатор освоения и эксплуатации скважин, страна происхождения товара - Россия.
Участник N 5 предложил: Тренажер-имитатор освоения и эксплуатации скважин учебный класс, ЭС-УП Российская Федерация; зарегистрированный товарный знак: Учтех (N 443113).
Участник N 6 предложил: тренажер-имитатор освоения и эксплуатации скважин учебный класс. Страна происхождения всего товара (основного и сопутствующего), предлагаемого к поставке (за исключением отдельно поименованного): Российская Федерация.
Участник N 7 предложил: Тренажер-имитатор освоения и эксплуатации скважин учебный класс, "ЭНГС - 420", Россия.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления установила, что Заказчику требуется к поставке тренажер-имитатор освоения и эксплуатации скважин учебный класс.
В заявках 4, 5, 6, 7 страна происхождения тренажера - имитатора освоения и эксплуатации скважин учебный класс указана.
Учитывая, то что к поставке требуется тренажер, а не процессор, оперативная память, жесткий диск, видеокарта, операционная система, монитор ЖКИ, принтер, клавиатура, мышь, блок бесперебойного электропитания (UPS), Комиссия Управления приходит к выводу, что нарушения Закона о контрактной системе в действиях единой комиссии, в части признания соответствующими заявок N 4, 5, 7 без указания страны происхождения процессора, оперативной памяти, жесткого диска, видеокарты, операционной системы, монитора ЖКИ, принтера, клавиатуры, мыши, блока бесперебойного электропитания (UPS), отсутствуют.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "Зарница" от 15.04.2016 N679-ж на действия единой комиссии Заказчика - ФГБОУ ВО "ЮГУ" при проведении электронного аукциона, предметом которого является поставка учебного оборудования для нужд НИК (филиала) ФГБОУ ВО "ЮГУ" (извещение N0387100019016000003) частично обоснованной.
2. Признать в действиях единой комиссии Заказчика - ФГБОУ ВО "ЮГУ" нарушения части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику - ФГБОУ ВО "ЮГУ", единой комиссии обязательное для исполнения предписание.
4. Передать уполномоченному должностному лицу Ханты-Мансийского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц, допустивших нарушение требований Закона о контрактной системе к административной ответственности.
5. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Иванов В.П.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 21 апреля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.04.2016