Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 апреля 2016 г. N 03/ПА
Резолютивная часть объявлена 25.04.2016 г.Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 27.04.2016
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок (размещения заказов) товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председателя комиссии:
- Миронов А.Г. - И.о. заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Плеханов А.Н. - Начальник отдела Управления;
- Воронцова А.Ю. - Эксперт отдела Управления.
от Заявителя - не явились, уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - Антипина М.А. по доверенности от 22.04.2016;
от Уполномоченного органа - Ружанская Т.А. по доверенности от 22.04.2016.
рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 18.04.2016 N684-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай" при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт КДЦ "Нефтяник" (у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (извещение N0187300001916000096) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.
1. Заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта.
2. Аукционной документацией установлено неправомерное и избыточное требование к участникам закупки, не связанное с предметом контракта.
3. Заказчиком не предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающую добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.
В ходе рассмотрения доводов Заявителя Комиссией Управления установлено следующее.
1. В соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу положений части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Извещение и аукционная документация о проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт КДЦ "Нефтяник" (у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (извещение N0187300001916000096) размещены на официальном сайте единой информационной системы 31.03.2016.
По первому доводу жалобы Заявитель указал следующее.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе. При этом положениями статьи 95 Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность внесения в контракт изменений в части срока действия контракта и срока исполнения обязательств по контракту при его заключении, даже если к моменту заключения контракта указанные сроки уже истекли.
Одновременно с этим, частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованием статьи 45 этого Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитывается операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 10.3 срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта на один месяц.
В этой связи, заказчику целесообразно устанавливать в извещении и документации о закупке сроки выполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, исчисляемые со дня заключения соответствующего контракта. Однако в Проекте контракта указано:
"17.1. Настоящий контракт вступает в силу с момента его подписания Сторонами и действует до полного исполнения обязательств по контракту".
В части 2 статьи 190 ГК РФ указано, что срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
Из содержания данной нормы следует, что стороны могут определить срок действия контракта путем указания лишь на то событие, наступление которого не зависит от воли и действий сторон (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2002 N 66). Если событие не обладает качеством неизбежности наступления, оно не может определять начало (окончание) течения срока, в том числе и срока действия контракта.
Как следует из пункта 1.2 проекта контракта, действие контракта связано с моментом его подписания (начало действия контракта) и до полного исполнения сторонами своих обязательств (окончание действия контракта).
Таким образом, окончание срока действия контракта напрямую зависит от воли и действий сторон контракта, следовательно, заказчик не устанавливает конкретный срок действия контракта, в связи с чем невозможно представление банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта со сроком действия, превышающий срок действия контракта не менее чем на один месяц, поскольку невозможно установить срок действия контракта, что является нарушением части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Управления следующее.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 Закона о контрактной системе.
Из части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе следует, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 3.1. проекта контракта определено, следующее: "начало выполнения работ: со дня, следующего за днем заключения контракта; срок окончания работ: до 31 июля 2016 года".
Согласно пункту 14.1.2.1. проекта муниципального контракта: "Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. (Под сроком действия контракта понимается выполнение сторонами всех обязательств по контракту. Предельной датой срока действия контракта при условии надлежащего исполнения сторонами обязательств по контракту ориентировочно является 31.08.2016. Срок действия банковской гарантии должен быть указан с учетом требования части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе)."
Следовательно, победителю аукциона не составит труда для вычисления срока действия банковской гарантии
Таким образом, срок выполнения работ и срок действия контракта полностью соответствуют части 2 статьи 190 ГК РФ, т.е. срок в данном случае определяется календарной датой.
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, поскольку пунктом 3 раздела II аукционной документации, пунктом 3.1. проекта контракта определен срок окончания работ: до 31 июля 2016 года".
Таким образом, нарушения Закона о контрактной системе в дейстиях Заказчика не установлены.
2. По мнению Заявителя, в пункте 6 раздела 13 Информационной карты (стр. 6 Аукционной документации) заказчик установил избыточное требование к участникам закупки, не связанное с предметом контракта: "обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма".
Представитель Уполномоченного органа пояснил, что частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе определены единые требования к участникам закупки, которые заказчик устанавливает при осуществлении закупки.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с данной частью вышеуказанной статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке. В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона о контрактной системе указанные требования предъявляются в равной мере ко всем участникам закупок.
В пункте 6 раздела 13 части I. Сведения о проводимом аукционе в электронной форме (электронном аукционе) документации об электронном аукционе Уполномоченным органом установлены единые требования к участникам закупки, в том числе и требование пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Пункт 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе прямо указывает на случай, когда данная норма подлежит применению, поэтому включение ее в состав требований к участникам закупки никак не вводит в заблуждение участников закупки. Соответствие данному требованию лишь декларируется участником в заявке на участие в закупке в том случае, если по результатам проведенной закупки заказчик приобретает права на результаты интеллектуальной деятельности.
Кроме того при формировании извещения в единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) в части установления требований к участникам закупки исключить указанный пункт технически невозможно, так как единые требования к участникам закупки установлены во вкладке в разделе "Требования к участникам", то его исключение из состава документации об электронном аукционе приведет к расхождению с информацией, отображенной в извещении об осуществлении закупки, в связи с чем может ввести участников закупки в заблуждение и привести к ограничению конкуренции.
Комиссия Управления отмечает, что пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункта 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
Предметом электронного аукциона является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт КДЦ "Нефтяник". Требования, предусмотренные пунктом 8 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе не относятся к предмету данной закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления пришла к выводу, что требование декларирования об обладании участника закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма не является избыточным требованием к участнику, не связанным с предметом контракта, а является требованием, включение которого в аукционную документацию предусмотрено Законом о контрактной системе.
3. Как следует из третьего довода Заявителя, в Проекте контракта указано:
"14.1.1.1. Если Подрядчиком, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, то контракт заключается только после предоставления Подрядчиком обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, что составляет 3 000 016,80 (три миллиона шестнадцать) рублей 80 копеек".
Законом о контрактной системе предусмотрен механизм борьбы с недобросовестными участниками закупки, предлагающими необоснованное снижение цены контракта, путем введения антидемпинговых мер.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки.
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрен механизм защиты заказчика от действий недобросовестных участников закупки в случае необоснованного снижения цены контракта такими участниками.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет менее15 миллионов рублей, но при этом Заказчиком не предусмотрена возможность предоставить информацию, подтверждающей добросовестность участника на дату подачи заявки, в случае если предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта. Таким образом, Заказчиком нарушены положения статьи 37 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика пояснила Комиссии Управления следующее.
Нормы Закона о контрактной службе не указывают на то, что проект контракта должен содержать указания на антидемпинговые меры.
Отсутствие требований по антидемпинговым мерам в проекте контракта не ограничивает потенциальных участников закупки, так как информация указанная в части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе (антидемпинговые меры) предоставляется при направлении заказчику подписанного проекта контракта и соответственно правоотношения относятся исключительно к Заказчику и победителю аукциона, который в свою очередь имеет возможность обратиться к статье 37 Закона о контрактной системе, а также к Заказчику.
Кроме того указание на антидемпинговые меры содержится в пункте 20 части I "Сведений о проводимом аукционе в электронной форме (электронном аукционе)", где указано следующее:
"1. Если участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 (двадцать пять) и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, указанной в пункте 5 части II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" настоящей документации, то контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный пункте 12 части II "ТЕХНИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ" настоящей документации, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки на участие в электронном аукционе.
2. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение:
- одного года до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)), либо
- в течение двух лет до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе четырех и более контрактов (при этом не менее чем семьдесят пять процентов контрактов должны быть исполнено без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)), либо
- в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в электронном аукционе трех и более контрактов (при этом все контракты должны быть исполнены без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней)).
При этом цена одного из контрактов должна составлять не менее чем 20 (двадцать) процентов цены, по которой участником закупки предложено заключить контракт.
3. Информация, подтверждающая добросовестность участника электронного аукциона, предоставляется им при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем аукциона, данного требования или признании Единой комиссией по осуществлению закупок информации, подтверждающей добросовестность участника электронного аукциона, недостоверной контракт с таким участником не заключается, и он признается уклонившимся от заключения контракта.
4. Обеспечение исполнения контракта, указанное в подпункте 1 настоящего пункта документации об электронном аукционе, предоставляется участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник электронного аукциона, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта".
Таким образом, положения документации об аукционе в части антидемпинговых мер соответствуют требованиям Закона о контрактной системе
Изучив доводы сторон, Комиссия Управления пришла к выводу, что доводы Заявителя не находят своего подтверждения, поскольку указание на антидемпинговые меры, соответствующее статье 37 Закона о контрактной системе, содержится в аукционной документации.
На основании вышеизложенного, нарушения законодательства о контрактной системе в действиях Заказчика не установлены.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
решила:
1. Признать жалобу ООО "СТРОЙИНВЕСТ" от 18.04.2016 N684-ж на действия Заказчика - МКУ "Управление капитального строительства города Урай при проведении электронного аукциона, предметом которого является выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт КДЦ "Нефтяник" (у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций) (извещение N0187300001916000096) необоснованной.
2. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Миронов А.Г.
Члены Комиссии: Плеханов А.Н.
Воронцова А.Ю.
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 24 апреля 2016 г. N 03/ПА
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.04.2016